План–конспект урока по мировой художественной культуре "Анализ изображения иконы Андрея Рублева «Троица»"

Разделы: МХК и ИЗО


Тема урока: анализ изображения иконы Андрея Рублева “Троица”.

Вид урока: сотрудничество, развитие.

Тип урока: диалог.

Методы: эвристический, проблемно-поисковый, наглядно-иллюстративный, развивающие логическое и ассоциативное мышление, творческие способности, художественный вкус.

Цель урока: развитие диалогической культуры и способностей к восприятию художественного произведения.

Задачи урока:

1.Формирование навыков диалогического общения (между учениками, между учителем и учеником, между учеником и произведением, между эпохами, между родителями и детьми - домашнее задание).

2.Развитие способностей к анализу.

3.Развитие творческих способностей.

4.Воспитание уважительного отношения к минувшему.

5.Развитие духовно-нравственных качеств личности.

Оборудование для учителя: ТСО (мультимедийное оборудование, видеомагнитофон).

Наглядные пособия:

-Ветхозаветная икона “Троица” (освященная, список с иконы Рублева).

-Новозаветная икона “Троица” (освященная).

-Репродукции Ветхозаветной “Троицы” неизвестного автора (с подробным изображением сюжета).

-Видеосюжет: “Третьяковская картинная галерея”.

План урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение цели урока.

III. Диалогическое общение в сотрудничестве:

1.Постановка проблемы;

2.Что означает диалог;

3.Выбор координатора;

4.Диалог: учитель-ученик (вопрос классу);

5.Диалог: учитель-произведение, ученик-произведение. (Осмысление художественного произведения: иконы “Троица”,

поиск на иконе символов, выражающих согласие);

6.Моральное значение иконы;

7.Заочная экскурсия, видеофрагмент;

8.Чувства при созерцании иконы. Диалог поколений,

9.Другие иконы “Троица”;

10.Творческое задание (3 мин.),

11.Решение проблемы.

IV. Заключение.

V. Итоги.

VI. Домашнее задание.

VII. Самоанализ урока

Оформление доски

1.Центральная часть: название темы и цель урока.

2.Слева от центральной части: высказывания великих людей.

*Прекрасно, когда у твоего пути есть цель, к которой можно стремиться, но важна не эта цель, сам путь. ( У.Гуин )

* Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы от него научаемся, а в том, какими мы благодаря нему становимся. ( О.Уальд )

*Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда разум будет охранять тебя. ( Библия. Премудрости Соломона.)

3.Слева от высказываний: задания для творческой работы в классе (закрыты):

-Если в наше время появился бы Андрей Рублев, о чем он, по-вашему, мог спросить наших современников?

-Считаете ли вы древнерусскую икону примитивным произведением искусства, почему?

-“ Святая икона”, “святой образ” - почему так говорят?

4.Справа от центральной части: домашнее задание.

а. Устное сообщение: “Иконопись от Дионисия до С.Ушакова”.

б. Творческое задание: дома родственникам подробно рассказать об иконе А.Рублева “Троица”. Проанализировать, что было интересно или неинтересно, кому и почему, оформить в тетрадь для творческих работ.

в. Исследовательский вопрос (по выбору): свойственна ли другим художественным произведениям многозначность? Аргументируйте свой ответ.

Ход урока

I. Орг. момент. Приветствие. Осмысление предыдущего дом. задания об особенностях творчества Ф.Грека и А.Рублева и краткий анализ домашней творческой работы с интересными собственными высказываниями о сути творчества вообще.

II. Сообщение цели урока.

III. Диалогическое общение в сотрудничестве. Содержание урока.

1.“Начать сегодняшний урок хотелось бы с вопроса: “Что может роднить Александра Пушкина и Андрея Рублева?”. Звучат ответы. ( “Оба русские..”, “Страна..”, “Верующие..”, “Оба творческие люди..”).Вот так, дополняя друг друга, в течение урока мы и ответим на этот вопрос, решим проблему в диалоге.

2.ДИАЛОГ. (Записать на доске.) Что это, по-вашему? Итак, диалог-это две логики, например автора и зрителя, между зрителями, между эпохами…Мы говорим, что в художественном мире нет: “люблю”, “не люблю”, а есть: “понимаю”, “не понимаю”, поэтому: “принимаю” или “не принимаю”. Диалог- это значит не отвергать произведение, даже если оно кажется чуждым, не осмеивать ни его, ни чужого мнения, не судить только со своей точки зрения, а вступить в диалог. Значит, каждый выступает с авторским высказыванием, выражает свою авторскую мысль. Диалог-общение в сотрудничестве. Сотрудничество - совместный труд, когда трудятся все, а для этого труд должен быть разделен: я- вещаю, вы работаете умственно, а когда вы- вещаете, то я- анализирую и т.д.

Восприятие (во-себя-приятие) носит сотворческий характер. В диалоге все должны высказаться. А как говорит искусство? Искусство высказывается, пронизывая отношением художника к изображаемой в произведении идее.

3. . Выбор координатора (помощника учителя, желательно того, кто еще не реализовал свои возможности на уроках МХК).

4.Как вы думаете, о чем высказался Александр Пушкин в своем стихотворении “Возрождение”:

Художник- варвар кистью сонной
Картину гения чернит
И свой рисунок беззаконный
На ней бессмысленно чертит.
Но краски чуждые с летами
Спадают ветхой чешуей;
Создание гения пред нами
Выходит с прежней красотой.

(Звучат предположения.) Почему мы цитируем эти строки сейчас? Да, и икона А.Рублева “Троица” была очищена от последующих наслоений только в XIXв.

Давайте перед этой святой иконой зажжем свечу и вспомним кратко, о чем сюжет этого предмета религиозного поклонения, этого высоко-духовного произведения церковного искусства. (Зажигается свеча. Учащиеся высказываются о “Троице” А.Рублева- самой совершенной иконе. О том, что у А.Рублева странники, в образе которых по - евангелийскому сюжету триединый Бог предсказал Аврааму рождение сына Исаака, не общаются с Авраамом, а как бы пребывают в молчаливой беседе. Перед ними ни пиршественный стол, а священная трапеза - не фрукт, а хлебцы и чаша причастия. О чем они думают в глубоком молчании? Средний странник, в глубокой сосредоточенности склонив голову, благословляет чашу, изъявляя готовность принять на себя жертву за искупление грехов человеческих. На этот подвиг его вдохновляет Бог-отец, лицо которого выражает глубокую печаль. Дух святой присутствует как вечно юное и вдохновенное начало, как “утешитель”. Таким образом, представлен акт жертвы любви (отец обрекает сына на искупительную жертву за мир). Но одновременно – акт послушания: изъявление сыном готовности на страдание и принесение себя в жертву миру. Иконописный тип превращен А.Рублевым в символ, который заставляет совершенно по-новому воспринимать эту старую тему. “Не плоть, а дух делает человека человеком” (Л.Фейербах).

5.(Продолжается диалог: учитель- ученик, ученик- ученик, ученик- произведение, учитель- произведение). Вопросы:

*Почему Бог-отец, Бог-Сын и Святой Дух изображены в виде ангелов? (Ангел в религии: служитель Бога, исполнитель его воли и его посланец к людям).

*Какие символы говорят о том, что это ангелы? (В древнерусской живописи для этого использовались изображения посоха- знака силы, нимба-знака святости, крыльев - знака возвышенной чистоты. У Бога – отца нимб изображен звездчатый; у Бога – сына, Иисуса Христа – крестчатый; у Богоматери и святых обычно – круглые).

*Что такое символ, почему он используется в иконописи? (Символ – художественный знак, условно передающий идею. Символ – связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире. Символичность – самая яркая черта художественного языка древнерусского искусства.

Милый друг, иль ты не видишь,
Что все, видимое нами-
Только отблеск, только тени
От незримого очами. (В.Соловьев)

Древнерусская живопись полна религиозных символов. Это условные знаки, образы, за которыми скрываются сложные религиозные идеи и представления. Без их знания невозможно прочтение иконы.)

*Что же стоит за словом “икона”? (Рассуждения учащихся).

*Какие символы использовал А.Рублев в иконе “Троица” и почему? (Диалог ученик- произведение, учитель- произведение:

  • дом, символ домоуправительства, палаты Авраама, которые символизируют образ Бога-отца;
  • дерево жизни за средним ангелом, Маврийский дуб, символизирующий образ Бога-сына;
  • гора, образ возвышенного, высокого; возвышение духа, символизирует Святой Дух;
  • золотой цвет, образ неземного вечного, несотворенного света, золотая Божественная благодать;
  • синий плащ чарует глаз как драгоценный самоцвет, сообщает иконе спокойную и ясную радость;
  • композиция иконы решается на основе фигуры – круг (вокруг композиционного центра – чаши на столе), взгляд от одного ангела к другому скользит по кругу, круг – ни начала, ни конца, так и Бог – безначален, бесконечен. Тема жертвенности образа (к которой приводят раздоры) настолько важна, что автор повторяет силуэт чаши трижды (многозначность изображения). В центре большой чаши, которую мы рассматриваем разумом, контуры которой образуют фигуры средних ангелов, - тот, кто понесет материальному миру Божественную любовь; третья чаша образуется в подножии фигур;
  • три ангела собраны в треугольник (все триедино), а треугольник в восьмиугольник – символ вечности, при этом все объединено в круг – с одной стороны: магическую фигуру, означающую гармонию и бесконечность с другой стороны;
  • нежные, красивые лика символизируют высокую внутреннюю, нравственную силу;
  • ангелы похожи друг на друга, что означает – единое, Бог един в трех лицах, три лица – одна душа; у ангелов единая сущность, но похожи они внешне, не внутренне;
  • обратная перспектива, приближает к зрителю, чтобы зритель почувствовал причастным себя к молчаливому полилогу об истине;
  • язык символов не имеет пределов в познании Божественной тайны;
  • символична и сама “Троица”, воплощение триединого Божества (Бог – отец, Бог – сын и Святой Дух) - это символ веры, надежды и любви).

Глядя на образы А.Рублева, люди явственно понимали, почему “Троица” называется животворящей, ибо они чувствовали на своем опыте, что именно единство и любовь есть жизнь и начало жизни, напротив - вражда, раздоры, разделения разрушают, губят и приводят к смерти (распятие). Поэтому, икона “Троица” стала символом русского духа, эмблемой русской культуры. Икону “Троица” А.Рублева называют “светом иного мира”. Тайна ее считается нераскрытой до конца.

Попробуем, еще немного, приблизится к раскрытию тайны, в диалоге о символах выражающих согласие.

  • Что можно сказать о сочетании цвета? (Гармоничное сочетание. О чем это говорит, о розни или согласии и почему?)
  • Рассмотрим пропорции фигур. (Соразмерны, нет контраста, почему?)
  • Интервалы между фигурами равны, уравновешены, почему?
  • Контуры плавные, фигуры утонченные, почему?
  • Почему лица ангелов задумчивые, грустные? (Их мысли - темные, светлые? Что в их мечтательности разлад или общность душевного равновесия?)
  • Переходы от насыщенного цвета резкие или постепенные? Почему?
  • У каждого одинаковый посох – символ чего? (Одинаковой власти и силы посланников Бога).
  • Что символизирует связность, выраженная в очерченных, наклоненных друг к другу фигурах? (Единство и цельность в бытии).
  • Почему крылья ангелов соприкасаются, как перетекают один в другой? (Признак единства, согласия).

В иконе А.Рублева “Троица” царит согласие из любви к человеку.

“Троица” - самое известное произведение А.Рублева. В этом творении в наиболее чистом виде выявилась вся многогранность древнерусского искусства: философская глубина, религиозная основа, символический характер образов, совершенство и неоднозначность живописной формы, композиции, ритма и цвета.

6.В “Троице” можно разграничить несколько значений, одно из них моральное. Моральное значение “Троицы” Рублева в том, что икона была написана в похвалу Сергию Радонежскому, который призывал русских князей и всех людей к дружбе, любви и единению. Икона была поставлена в Троицком храме, “дабы взирая на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной розни мира”.

*Где в настоящее время установлена икона “Троица”? (Диалог эпох, культур. Храмовый образ Святой Троицы, созданный Андреем Рублевым, находится ныне в московском храме Святителя Николая в Толмачах, при Третьяковской галерее).

7.Сейчас мы совершим заочную экскурсию в самый большой музей русского искусства, в Третьяковскую картинную галерею, расположенную в Лаврушенском переулке в г. Москва.(Видеофрагмент в течение 2х минут, начинается и заканчивается церковным песнопением. Текст из комментария видеосюжета: “В одном из залов Третьяковской галереи, а их насчитывается более шестидесяти, установлены иконы – самые древние памятники древнерусского искусства. Высокая духовность, уникальные живописные открытия, символика цвета, приемы композиции, понимание пространства вдохновляли и были источниками новых художественных идей. В зале древнерусского искусства находится икона “Троица” А.Рублева, написанная в похвалу Сергию Радонежскому, которая подобно божественному откровению несет благословление миру. “Троица” символизирует доктрину спасения через духовное взаимопонимание, через мудрость согласия, через человечность любви. Для тех, кто приходит в эти залы, древняя икона открывает особенности русского национального сознания, стремление воспарить над реальностью, увидеть во всем высший смысл, ощутить во всей полноте чувство христианской любви к Богу и к реальной земной жизни.” Звучит церковное песнопение.)

8.Созерцание иконы. Чувство сопричастности Отчизне просыпается, когда внимательно глядишь, на иконы Рублева. Много в мире великих творений, но мало, кто создал произведения, равные по глубине прозрения иконам Рублева, внешне простые, но мудрые духовной глубиной, которая отличает поэзию Пушкина и Блока, музыку Глинка и Мусоргского, прозу Толстого. Любовь к ближнему, простосердечие – вот сила, которая подвигла Андрея Рублева на сотворение немеркнувших шедевров. Труд, школа жизни и искусство помогли ему создать их. Он был одним из первых живописцев, понявших всю глубину и ответственность “быть русским человеком”. Поэтому его искусство современно и сегодня.

  • Какое отношение к иконам А.Рублева было в XV, XVI в.в.? (Диалог поколений. В это время иконы А.Рублева считались драгоценностью, были украшением лучших коллекций, за них давали огромные суммы, использовали в качестве подарков особо знатным людям.)
  • Изображали ли “Ветхозаветную “Троицу” другие художники? (Да, но ее изображение выглядело, как бытовая трапеза и только А.Рублев изобразил идею.)
  • Существуют ли по библейскому сюжету другие типы изображения “Троицы”? (Да, “Новозаветная Троица”, где Бог- отец изображен в виде старца, рядом восседает Иисус Христос, а Бог- Дух Святой изображен в виде Белого голубя (символ Святого Духа), так как именно в этом образе Святой Дух явил Себя при крещении Спасителя.

Существует и тип иконы Святой Троицы, где у Бога- Отца, изображенного Старцем, на коленях сидит младенец- Спаситель. Над ними Святой Дух в виде Голубя. Такое изображение называется “Отечество”.

Эти два изображения: “Новозаветная Троица” и “Отечество”- неканонизированы, хотя встречаются нередко.

9.Выполнение небольшого творческого задания (в течение 3х минут), письменно.

(Учащимся предоставляется право выбора одного из 3х заданий, написанных на классной доске, слева от высказываний). Так как духовная истина не может быть усвоена на основе готовых ответов, каждый открывает ее сам и идет к ней своим духовным путем, через собственные переживания, ощущения.

10.Значение иконы “Троица”. (По - М.Алпатову. “Троица” как многозначный символ содержит в себе несколько смыслов:

  • буквальный, как изображение гостеприимства Авраама;
  • пророческий, как прообраз страстей Христа;
  • моральный, как призыв к дружескому единению и
  • символический, как раскрытие истинной сущности вещей…). “Но смысл и значение “Троицы” А.Рублева шире. Рублев с гениальным совершенством воплотил мысль о том, что любовь и единство святы, они основа бытия, не искаженная злом идея жизни. ( Святой – обладающий божественной Благодатью. Святы – бесспорны, неоспоримы.)

Что можно сказать тем, кто скептически относится к молящимся? Христианин поклоняется не иконе, а тому свету, который обозначен на иконе принятыми выразительными средствами. Окно можно уничтожить, но не свет, льющийся через окно. Верующие поклоняются не окну, а Свету, молятся не иконе, а перед иконою.

Глянешь, смиряется духа смятение,
Дышит свободнее грудь;
И, забывая все: горе, сомнение
Можно свободно вздохнуть.
Тайна глубокая, чудная, вечная
Скрыта здесь в ликах святых;
Теплая, чистая вера сердечная
Нам отражается в них.

Искусство художника А.Рублева принадлежит мировой культуре, мировому разуму, ибо его гений достиг непреходящие законы человеческого бытия, он доказал, что свет и добро побеждает мрак и зло, иначе нет смысла существования рода человеческого.

Андрей Рублев один из самых почитаемых древнерусских иконописцев. В 1551г. Стоглавый собор русской церкви, постановил: “Писати живописцем иконы с древних образов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев…”. А уже в наше время церковь причислила его к лику святых – честь, которой русские художники никогда не удостаивались.

11.Решение проблемы. Судить о национальной культуре мы должны, прежде всего, по ее идеалам, т.к. это высшее, что создает национальная культура. Национальные идеалы русского народа полнее всего выражены в творениях двух его мастеров Андрея Рублева и Александра Пушкина. Александр Пушкин – единственный поэт, чьим именем названа эпоха и признана “Золотым веком” (время расцвета искусства) литературы. С именем Андрея Рублева связан самый высокий взлет в истории древнерусского изобразительного искусства, это единственный художник именем которого названа эпоха и признана “Золотым веком” русской живописи.

Именно в их творениях сказались мечты русского народа о самом хорошем человеке и об идеальной человеческой красоте (духовной, нравственной).

IV. Заключение.

Лучшее и самое достоверное произведение Андрея Рублева – это его знаменитая “Троица”. Икона “Троица” Рублева безгранична и многогранна по содержанию.

Три лица, три ипостаси, но Бог – один.

А ведь Бог здесь дан, как истина. (“Есть она”, слышите?), как полная чаша поступков.

“Троица” - одна из главных икон.

“Есть “Троица” А.Рублева – следовательно, есть Бог!” (Павел Флоренский.)

Да будет все едино!

V. Итоги.

Сотрудничество рождается при увлеченности, заинтересованности.

Спасибо за участие, за сотрудничество.

Координаторы выставляют оценки с краткими комментариями.

VI. Домашнее задание.

На выбор, согласно традициям уроков МХК. (Кратко прокомментировать.)

P.S. (Дополнение. Из домашних заготовок учащихся).

Любовь побеждает все”. (Вергилий).

VII. Самоанализ урока.