Цель урока: закрепить знания детей о синонимах и антонимах, изученных в разделе “Лексика”, развивать речь детей, дать представление об экологическом равновесии в природе (операция “Первоцвет”), воспитывать наблюдательность, бережное отношение к природе, создать условия для сбережения здоровья детей на уроке, эстетического воспитания учащихся.
Оборудование: карточки с дифференцированными заданиями, экологическая газета “Первоцвет”, созданная детьми вместе с родителями.
Ход урока
1.Организационный момент
Психологический настрой детей на урок.
Учитель:
-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.
2. Введение в тему урока
Учитель:
-Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
(Правильно, ребята, весной.)
- Какой весенний месяц идёт сейчас? (март)
Послушайте слова о марте Н.Сладкова:
“Голубой месяц март. Голубое небо, голубые снега, голубая даль. Первые голубые лужи и последние сосульки. А на горизонте - синяя полоска далёкого леса. Весь мир голубой”.
Далее ученик читает стихотворение М.Мревишвили “Март”.
2.Сообщение темы урока
Учитель:
-Сегодня на нашем уроке мы продолжим работать по разделу “Лексика”, повторим синонимы, антонимы, научимся их находить в тексте и придумывать самостоятельно. Вспомним, какую работу они выполняют в речи.
3.Чистописание
- Сегодня повторим написание заглавной В и строчной в.
Вв Вв ве вл
Приди, весна красная!
-Не забываем соблюдать правильную посадку при письме. Обратите внимание на плакат “Правильно сиди при письме”. Следи за правильным положением своей тетради при письме. Тетрадь лежит с наклоном.
4.Основная часть урока
1.Словарная работа
-Что изучает наука “Лексика”?
По описанию лексического значения слова угадай слово и запиши в тетрадь:
Подберёзовик, снежный, школьник, ласточка.
-Какое слово можно назвать “лишним”? Почему? (Слово “снежный”, т.к. это прилагательное).
2.Игра “Собери слово” (Ученики работают по карточкам, лежащим на столах).
В первом слове выделите приставку.
Во втором слове выделите корень слова.
В третьем - суффикс.
В четвёртом - окончание.
-Какое слово у вас получилось? (Подснежники).
Устно подберите родственные слова к слову “подснежники”.
3.Ученица рассказывает легенду о подснежнике, читает стихотворение поэта Иванова об этом цветке:
Цветок весны, идущий к нам по снегу,
Простой цветок, но сколько он несёт
Добра и радости, и счастья человеку!
Учитель:
-Составьте из “рассыпанных слов” предложение:
на, подснежники, пригорках, расцвели, нежные
(Ученики зачитывают свои варианты составленных предложений).
4.Работа со словами - синонимами.
-Прочитайте стихотворение Е.Аксельрода и найдите в нём слова, близкие по смыслу.
Солнце старалось пожарче гореть,
Чтобы озябшую землю согреть.
Солнце старалось поярче пылать,
Света побольше на землю послать.
(Гореть - пылать. Это синонимы.)
Физкультминутка “Цветы” (пальчиковая гимнастика)
Наши нежные цветы
Раскрывают лепестки.
Раз цветок, два цветок
Раскрывают лепесток.
(Затем по тренажёру профессора Ф.И. Базарного проводится упражнение для глаз)
5) Работа в группах
Найди “друзей”. Соедини слова стрелками (слова - синонимы).
1.алфавит |
аккуратный |
2.огонь |
алый |
3. шалун |
скакать |
4.чистый |
азбука |
5.прыгать |
пламя |
6.бросать |
озорник |
7.красный |
кидать |
6) Работа со словами - антонимами.
а) Дополните пословицу:
Осенью дни ненастные, а весной -…
Найдите слова, противоположные по смыслу (Ненастные - ясные). Как называются слова, противоположные по смыслу?
б) Прочитай и дополни пословицы антонимами.
Ученье - свет, а неученье -…
Платье лучше новое, а друг лучше -…
В умной беседе ума наберёшься, а в … свой потеряешь.
в) Игра “Скажи наоборот”
(Ученик - ведущий читает стихотворение, а детям надо “досказать словечко”).
И вот пришёл теперь черёд сыграть в игру “наоборот”.
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь ….
Скажу я слово далеко.
А ты ответишь …
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь …
Скажу, что слово потерял,
И скажешь ты: …
Скажу я слово трус,
Ответишь ты …
Теперь начало я скажу.
Ну, отвечай - …!
г) Учитель:
- Рассмотрите нашу весеннюю газету. Она посвящена первоцветам. Экологическая тревога! Многие люди несут из леса огромные букеты первых подснежников. Скоро в лесу станет совсем пусто и неуютно. Какие вы знаете первые весенние цветы Белгородского края? Почему многие из них занесены в Красную книгу?
(Дети называют первые весенние цветы родного края: пролески, медуница, гусиный лук, мать - и - мачеха, хохлатка, ветреница дубравная. Учитель показывает рисунки цветов.)
У каждого из вас на парте лежит текст “Первые цветы”. Прочитайте его, посоветуйтесь в парах: какая главная мысль этого текста. Подумайте, как иначе можно назвать текст.
-Как нужно относиться к первым весенним цветам? (Нужно сохранять и беречь их, чтобы они радовали нас своей красотой).
-Какие слова - синонимы встретились в рассказе? (Тёплые - горячие, большие - огромные, прекрасные - красивые, охранять - беречь).
5.Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель:
-Вот и подошёл к концу наш урок русского языка. Весь урок наш проходил под знаком весны, весеннего настроения. (Рассмотрите выставку рисунков ребят нашего класса, посвящённую весне, первым цветам.) Сколько нового мы узнали о весенней природе, первых цветах Белгородчины, а главное - повторили синонимы и антонимы, которые помогают сделать нашу речь более красочной и выразительной.
-Какие слова мы называем синонимами? А какие - антонимами?
Найдите в предложении синонимы:
На лугу расцвели первые жёлтые, золотистые, лимонные, оранжевые от солнца одуванчики.
А теперь вставьте антонимы в пословицу:
…кормит, а …портит.
(Труд кормит, а лень портит).
Выставление оценок за урок с комментированием учителя.
- Оцени своё настроение на уроке:
Дети прикрепляют на доску разноцветные цветы из бумаги, символизирующие настроение по цвету. Красные цветы - радость и активность, жёлтые - покой, синие - печаль, чёрные - недовольство.
6.Домашнее задание (дифференцированное).
а) Придумай 5 пар слов - синонимов.
б)*Опиши любимый весенний цветок, используя слова - синонимы и антонимы.