Цель: Совершенствование навыка распознавания глагола среди других изученных частей речи.
Задачи:
Образовательные:
- обобщение, систематизация и актуализация имеющихся знаний о существительном и прилагательном;
- формирование умения выделять глагол среди других частей речи;
Развивающие:
- развитие устной и объяснительной речи учащихся;
- умение сравнивать, обобщать, группировать, анализировать;
- формулировать свои мысли, высказывать их вслух;
Воспитательные: создание условий для коммуникативных умений.
Демонстративный материал: таблица о частях речи на печатной основе, сказочная карта, бейджи учащихся, картинка корабля, значки-буквы, индивидуальные таблички ЗУХ (см. приложение №1), «веера», карточки для индивидуальной работы (см. приложение №2), индивидуальные контрольные листы (см. Приложение №3), напутствие.
Оборудование: цветные карандаши, сундук с призами, музыкальное сопровождение, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, колонки, экран.
Ход урока
Ну-ка дети встаньте в ряд.
Я командир вы мой отряд.
В школе прозвенел звонок,
Значит начался урок.
Здравствуйте, ребята!
Ι. Организационный момент.
Учитель: Сегодня у нас необыкновенный урок – путешествие по морю знаний. Проследовав, по указанному пути на карте, выполнив задание, мы придём в пункт назначения, найдём для себя что-то новое, очень нужное. Мы научимся распознавать и выделять из текста нужную часть речи по вопросу, роли, значении. Научимся выделять части речи – глагол среди других частей речи.
Ученик:
Кто за приключения?
Все без исключения?
Скорей поднимем парус
И прямо в океан!
Ведь и для нас осталось
Еще немало стран,
Пока что не открытых,
Или давно забытых!
Дорог в морях немало -
Смелее у штурвала!
Минутка чистописания.
Учитель: А отправляемся мы из порта Чистописания. Небольшое волнение на море, как в этих строчках:
лЛл ЛлЛ мМм МмМ
Учитель: Давайте вспомним, какие это буквы? (Звонкие согласные.)
Откроем тетради, запишем дату, классная работа, третьей строкой нужно написать и продолжить ряд прописных и заглавных букв Л, М. Не забываем следить за последовательностью написания и правильным соединением букв (образец на слайде). Обязательное правило при письме – следи за осанкой. Правильное письмо зависит от осанки. Кто выполнитзадание, руку на внимание.
ПОСЛОВИЦА
Учитель: Ребята, помогите мне составить пословицу. Может, кто-то догадался. Давайте проверим вашу версию. Каково значение данной пословицы? Какие части речи использованы?
Вспомним правило.
Что такое существительное? (Самостоятельная часть речи, обозначает предмет, одуш. неодуш. формы, отвечает на вопросы: что? кто?, имеет род, число).
Что такое прилагательное? (Самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета, имеет род, число, отвечает на вопросы: какой? какая? какое?)
Какая часть речи изученная вами здесь не использована? (Местоимение – это слова, которые не называют людей, животных, предметы, а только указывают на них).
На доску вывешивается напутствие.
Учитель: Вот мы с вами составили и определили смысл поговорки, повторили изученные части речи, теперь можно отправляться в путь. Остаётся только сказать: Счастливого пути!
Словарный запас на морскую тему.
Учитель: В морском путешествии, вам пригодятся знания слов на морскую тему. Я вам сейчас их прочту, а вы внимательно послушайте, затем, внимательно прочитайте, постарайтесь воспроизвести в памяти и записать в тетрадь с красной строки через запятую за 1 минуту.
Моряк, компас, берег, карта, флаг, штурвал, маяк, глобус, остров, шторм.
Оценивать свои достижения вы будите в контрольных листах, которые находятся у вас на парте. Оценить свои достижения, вы сможете с помощью знаков:
«+» - выполнил правильно;
«V» - было трудно;
«?» - нужна помощь.
ΙΙ этап. Актуализация опорных знаний.
Остров «Закрепляндия»
Словарная работа.
Учитель: Чтобы спустится на сушу, определи, какие буквы пропущены в словах? Запиши слова в два столбика, найди пары слов, соедини стрелкой, вставь пропущенные буквы. Обозначь орфограммы. Выполни взаимопроверку.
К… ЮТА |
|
|
НЕОБИТАЕМ… |
…СТРОВ |
|
|
ПИРАТСК… |
С…КРОВИЩА |
|
|
БОЛЬШ… |
К…РАБЛЬ |
|
|
МАЛЕНЬК… |
Работа проходит в три этапа: индивидуальная работа; взаимопроверка: рабата в парах – обратная связь; проверка по образцу. На работу отводится 3 минуты. Проверка по образцу. Если вариант работы совпал с образцом занесите в контрольный лист знак «+», если у вас совпали 2 пары слов «V», если одна пара «?».
Учитель: В каком столбике записаны словарные слова. К какой части речи они относятся? В правом столбике какая часть речи? Что помогло определить окончание имён прилагательных?
ΙII. Постановка проблемы.
Учитель: Посмотрите на картинку, что делает улитка? (ползёт)
Можно ли ползти, не совершая действия? (нет)
Что произойдёт, если в мире всё остановиться? (жизнь на земле остановиться)
Что нам нужно, для того, чтобы жить? (нужно выполнять какие либо действия)
Сегодня нам с вами предстоит сделать не мало действий, чтобы прийти к цели. Для начала нам предстоит: Отгадать загадки, открыть значки, получить буквы. (на заметку – в словах – отгадках использованы некоторые из слов, которые вы запоминали в начале урока).
Я – твой товарищ, капитан, |
|
|
На столе передо мной |
Когда разгневан океан, |
|
|
Закрутился шар земной: |
И ты скитаешься во мгле |
|
|
Арктика, Экватор, Полюс,- |
На одиноком корабле,- |
|
|
Уместил всю землю… |
Зажги фонарь во тьме ночной |
|
|
|
И посоветуйся со мной: |
|
|
|
Я закачаюсь, задрожу – |
|
|
Великан стоит в порту, |
И путь на север укажу. |
|
|
Освещая темноту, |
|
|
|
И сигналит кораблям: |
|
|
|
«Заходите в гости к нам!» |
Моря есть – плавать нельзя, |
|
|
|
Дороги есть – ехать нельзя, |
|
|
|
Земля есть – пахать нельзя. |
|
|
|
Что это? |
|
|
|
Учитель: - Мы с вами пришли в пункт назначения. Сколько букв нами было собрано? Назовите их? Почему в схеме 6 знаков? Все ли знаки имеют одинаковый цвет? Сможете ли вы назвать полученное слово? Слово – обозначающее ещё одну самостоятельную часть речи.
Учитель: Полученное слово: «ГЛАГОЛ»,
ТЕМА УРОКА: «Понятие о глаголе как части речи».
ΙV. Открытие детьми нового знания.
Ученик: чтение стихотворения.
- Что делать, что сделать учащимся школ?
На эти вопросы ответит глагол.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто, что сделает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам … !
Ответы на поставленные вопросы:
Учитель: На какие вопросы отвечают слова, выделенные в тексте? (что делать? что сделать?)
Что обозначают данные слова? (действие предмета)
К какой части речи можно отнести данные слова? (глагол).
Как отличить глаголы от других частей речи? (поставить вопрос). Какие вопросы?
Посмотрев на картинку, сможете ли вы определить действия? (пишет, объясняет). Можно ли глагол назвать самостоятельной частью речи?
Какой можно сделать вывод: глагол – самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
Физкультурная пауза. Сейчас нам тоже предстоит выполнить некоторые действия, потому что:
«Оврал на корабле» Свистать всех на верх - драим палубу.
- с помощью швабры;
- с помощью ног;
- с помощью рук.
V. Поиск решения проблемы.
Работа по учебнику Упражнение 344 стр. 91-92. (сравни текст)
- Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле.
- Спускается ночь. Засыпает маленькая деревушка. Гаснут огни. Бушует ветер. Качаются и скрипят одинокие деревья. Валит снег, покрывает бесконечное поле.
Учитель: Чем отличаются тексты? Какие слова помогли «оживить» картину? Что помогло вам определить в тексте глагол?
Составление маркировочной таблицы «ЗУХ» ( знаю, умею, хочу узнать).
Учитель: Вопрос: Сможете ли вы сейчас самостоятельно подобрать к существительному глагол? Что для этого нужно сделать:
- поставить вопрос;
- представить картину;
- произвести запись.
Самостоятельная работа.
Упражнение 345 стр.92 (подбери и запиши к существительному больше слов со значением действия).
1 ряд – слово мальчик
2 ряд – слово птица
3 ряд – слово рыба
1 ученик у доски, слово - снежок.
Образец записи: Камень (что делает?) лежит, падает, катится, летит, загораживает, разбивается…
Учитель: Вопрос: Нам нужны действия? (да)
Какую роль выполняют действия? ( «оживляют картину»).
К какой части речи мы относим все слова-действия? (Глагол)
Оценка: отметьте в контрольных листах ваши достижения.
Задание «Верные и неверные утверждения». Вам предлагается ряд утверждений, из которых нужно выбрать те, которые соответствуют действительности, обосновать свое мнение.
Глагол – это признак предмета;
Глагол – это часть речи;
Глагол – это предмет;
Глагол – обозначает действие предмета;
Глагол отвечает на вопросы: кто? что?
Глагол – отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?
(Если вы согласны с утверждением покажите зёлёный цвет, если нет красный). В контрольном листе поставьте знак «+», если вы ответили правильно и ваши ответы совпали с моими (3 вопроса № 2,4,6. Если на 2 вопроса «V», на 1 «?»).
VI. Первичное закрепление
Я думаю, что пора возвращаться в школу, вас ждёт ещё многое впереди - мир знаний необъятен, человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать.
Давайте досчитаем до 3 и окажемся в классе: 1,2,3.
Игра «Существительное, прилагательное, глагол».
Мы не заметили, как быстро пролетело время, сегодня вы для себя сделали открытие, подобрали ключ к разгадке тайны, осталось сделать совсем малое, этим же ключом открыть сундук и получить приз. Какой приз? Пока мы с вами рассуждали капитан Фокс незаметно для нас и клад доставил, и записочку приложил.
Получите конверт, флажок на конверте должен совпадать с твоим цветовым знаком на бейджике. Внимательно прочитайте задание и приступайте к выполнению задания.
Дети получают конверты, читают задание, выполняют самостоятельно.
Рефлексия.
Домашнее задание
Прочитать упражнение 346 стр.92, (вы узнаете, откуда взялось такое странное слово ГЛАГОЛ).
Творческое задание: нарисовать свой кораблик, написать мини-сказку о каком-либо путешествии, используя изученные части речи.
Заключение
А в заключении мне бы хотелось сказать, что мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать.
Счастливого вам плавания в море знаний!
Использованная литература:
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык» 3 класс, часть 2 Москва «Баллас» 2003 год.
- Е.В. Бунеев, М.А. Яковлева Методические рекомендации для учителя, 3 класс Москва «Баллас» 2004 год.
- Н. Г. Скегина, Г.И. Колпакова, Н.Н. Авраменко Большой справочник начальная школа Москва Издательство АСТ «Олимп» «Астрель» 2000г.