Путешествие по родной стране (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  1. расширить знакомство с физической картой России; научиться отыскивать на ней определённые объекты;
  2. развивать у учеников умения и навыки самостоятельной и групповой работы;
  3. формировать первоначальный опыт “чтения” карты;
  4. способствовать обогащению и развитию субъективных представлений учащихся о разнообразии природных зон России, её рельефе.

Оборудование: физическая карта России, атласы, учебник “Окружающий мир” А.А.Плешакова, 2 класс 2часть; рабочая тетрадь к учебнику; карточки с заданиями для групп; индивидуальные карточки; флажки-липучки красного и коричневого цвета; цветные карточки (зелёные, синие, коричневые); компьютер; проекционная аппаратура.

Ход урока

1.Оргмомент.

2.Тема урока, цели.

3.Актуализация знаний учащихся.

- Одинакова ли поверхность земли в разных местах?

- Какая она бывает (равнины, горы, холмы, овраги)?

- У вас на столах лежат цветные карточки. Поднимите тот цвет, который на карте обозначает равнины? Горы?

-Я беру два флажка: красный и коричневый и прикрепляю их на карте. В этих местах сделаны фотографии.

Слайд (равнины, горы)

- Найдите на карте ещё равнины и горы, установите там соответствующие флажки.

- Какого цвета на карте больше всего?( Голубого.)

- Что обозначает голубой цвет?

- На какие две группы делятся водоёмы? (естественные и искусственные)

- Что означает “естественный” и “искусственный”?

- Я предлагаю вам проверить свои знания. На белых карточках у каждого из вас предложен перечень водоёмов. Вы должны напротив каждого поставить букву “Е” или “И”.

4. Проверка домашнего задания. Взаимопроверка по слайду.

Просмотр слайдов с видами рек, морей, океана

5. Изучение нового материала.

- Сегодня на уроке мы будем работать с физической картой России. Перед вами открыты атласы и учебник.

1) работа с картой атласа

- Глядя на карту, что вы можете рассказать о России?

(это самое крупное по территории государство, находится на материке Евразия, страну омывают воды трёх океанов, некоторые моря глубоко вдаются в сушу, в пределах России оказывается большой участок Северного Ледовитого океана и прибрежные моря)

2) работа с текстом в учебнике “Наша Родина”

- Что нового узнали из текста?

3) работа с физической картой у доски

- Найти на карте: Восточно-Европейскую равнину, Западно-Сибирскую, Среднесибирское плоскогорье;

горы: Уральские, Кавказские, Алтай. Саяны;

моря: Чёрное, Азовское, Баренцево, Лаптевых;

реки: Волга, Енисей, Лена;

озёра: Ладожское, Онежское, Байкал;

города: Москва, Норильск, Магадан.

6. Физкультминутка

Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели-
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!

7. Закрепление нового материала.

1) Работа в парах. Цель- помочь детям представить, какие реальные картины “скрываются” за условными обозначениями карты.

Соотнести фотографии в учебнике с картой и разместить на карте фишки с номерами, соответствующие номеру фотографии. Ориентир – подписи к фотографиям, где точно указан “адрес” каждого объекта.

(проверка: по 1 человеку от пары наклеить фишку на настенной карте; каждый названный объект сопровождается слайдом )

  1. Уральские горы.
  2. Таёжные просторы Западной Сибири.
  3. Вулканы на Камчатке.
  4. Волга.
  5. Белые медведи во льдах Северного Ледовитого океана.
  6. Охотское море.
  7. Чёрное море.

2) Работа в группах.

1. “Найди ошибку”: Волга – остров

Уральские – горы

Западно-Сибирские – горы

Енисей – река

2. “Найди ошибку”: Восточно-Сибирское – плоскогорье

Охотское – море

Берингов – залив

Камчатка – остров

3. “Продолжи цепочку” из трёх названий: Дон, Лена, Обь, …

4. “Продолжи цепочку” из трёх названий: Курск, Москва, Белгород, …

5. Творческое задание:

а)Прочитать текст в учебнике “Волга” на с.90-91

б) Найти на карте реку, выписать города, расположенные вдоль её берегов.

в) Составить мини-рассказ о Волге.

3) Самостоятельная работа в рабочих тетрадях на с. 40 №3

8.Итог урока.

- Проверим, как вы запомнили географические названия. Игра “Цепочка ответов”.

  1. Северный Ледовитый – океан
  2. Восточно-Европейская – равнина
  3. Баренцево – море
  4. Уральские – горы
  5. Западно-Сибирская – равнина
  6. Курск – город
  7. Чёрное – море
  8. Берингов – пролив
  9. Тихий – океан
  10. Среднесибирское – плоскогорье
  11. Камчатка – полуостров
  12. Байкал – озеро
  13. Енисей – река

9.Рефлексия.

- На белых листиках поставьте знак “+” или “ - ”, отвечая на вопросы:

1) Я на уроке узнал(а) много нового.

2) Мне это пригодиться в жизни.

3) За работу на уроке я могу себя похвалить.

- Поднимите руки, у кого 3+, 2+, 1+.

10. Оценивание.

11.Домашнее задание (по выбору учащегося):

1) Выполнить два любых задания в рабочей тетради на с.40-41

2) Выполнить все задания в тетради на с. 40-41

3) Написать сочинение “Путешествие по родной стране”.