Урок информатики по теме "Алгоритмические структуры. Разветвляющиеся алгоритмы"

Разделы: Информатика


Цель урока: изучение базовой алгоритмической структуры “Ветвление”, видов ветвящихся структур в полной и неполной форме.

Задачи.

Обучающие.

  1. Закрепление пройденного материала: “Линейные алгоритмы”.
  2. Усвоение учащимися назначения и правил использования алгоритмов блок-схем ветвлений в полной и неполной форме.
  3. Контроль уровня знаний, умений и навыков учащихся по теме “Способы записи алгоритмов”, “Алгоритмы ветвления”.

Развивающие.

  1. Развитие умений учебного труда.
  2. Развитие умений интеллектуальной деятельности: выделять главное, анализировать, обобщать, логически и абстрактно мыслить.
  3. Развитие познавательного интереса, речи, внимания учащихся, развития логического мышления.

Воспитательные.

  1. Создание условий для формирования информационной культуры, интереса к изучаемой теме, положительного отношения к знаниям.
  2. Воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

Класс – 5-й.

Метод обучения: частично-поисковый.

Формы деятельности: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа за компьютером.

Обоснование методов и формы:

  • Помогают активизировать внимание учащихся.
  • Повышают эффективность их труда.
  • Создают обстановку сотрудничества, взаимопомощи, ответственности за качество своего труда, заинтересованности в результате своей работы.
  • Оказывают влияние на формирование характера и поведение учащихся.
  • Служат формированию таких качеств личности, как творческий подход к решению задач, чёткость и организованность в труде, умение контролировать свою деятельность, оценивать её.

Средства обучения

Компакт-диски:

“Вычислительная математика и программирование” (АНО компьютерная реализация технологий современного  образования.).

Пакет педагогических программных средств “Страна Фантазия”.

Технические программные средства:

Персональные компьютеры.

Приложение Windows-программа презентационной графики PowerPoint.

Презентация по теме занятия.

Мультимедиа проектор и мультимедийная доска SMART Board.

Сегодня на уроке мы продолжаем разговор об алгоритмах.

Презентация / слайд 2/

Давайте вспомним, что такое алгоритм?

/ Алгоритм-это последовательность действий, приводящая к результату./

Какие алгоритмы вы уже знаете? (Линейные).

Дайте определение линейному алгоритму.

/ Линейными алгоритмами называются алгоритмы, в которых действия выполняются одно за другим в порядки их записи и не изменяются ни при каком условии/.

Назовите способы задания алгоритма. /Словесный, графический/.

Давайте расставим действия алгоритма по порядку, чтобы получить желаемый результат.

Для этого раскройте электронный учебник “Страна Фантазия”. Выберите в теме “Алгоритмы”> Практическую работу “Порядок действий”. Первые два алгоритма запишите в виде блок-схемы в тетради, т.е. словесное описание переведите на язык блок-схем.

Задание. Расставьте действия алгоритмов по порядку

Пришивание пуговицы

  1. Вдеть нитку в иголку.
  2. Отмотать от катушки и обрезать нитку.
  3. Пришить пуговицу.
  4. Взять иголку.
  5. Взять пуговицу.
  6. Сделать узелок на конце нити.

Приготовление уроков

  1. Открыть учебник и тетрадь.
  2. Достать дневник, учебники, тетради.
  3. Сесть за стол.
  4. Сложить школьные вещи в портфель.
  5. Выполнить домашнее задание.
  6. Прочитать задание в дневнике.

Прогулка с собакой

  1. Погулять с собакой.
  2. Надеть ошейник и поводок на собаку.
  3. Выйти на улицу.
  4. Вернуться домой и вымыть собаке лапы.

Приготовление фруктового салата

  1. Размельчить орехи.
  2. Мелко порезать любые фрукты.
  3. Положить в вазочку орехи и фрукты.
  4. Добавить мороженое или йогурт.

Украшение ёлки

  1. Развесить игрушки.
  2. Достать ёлочные украшения.
  3. Повесить гирлянду.
  4. Установить ёлку.
  5. Поставить Деда Мороза и Снегурочку под ель.

Поход в магазин

  1. Вернуться домой.
  2. Дойти до магазина.
  3. Купить по списку нужные продукты.
  4. Взять список нужных продуктов и деньги.
  5. Разложить продукты по местам.

Вызов врача

  1. Сообщить фамилию и адрес заболевшего
  2. Взять телефонную книгу.
  3. Найти номер телефона поликлиники.
  4. Набрать нужный номер.
  5. Дождаться когда ответят.

Заплетение косичек

  1. Расчесать волосы.
  2. Украсить голову заколками.
  3. Приготовить заколки и резинки.
  4. Закрепить косы резинками.
  5. Заплести косы.

Стирка мелких вещей.

  1. Встряхнуть и повесить на верёвку.
  2. Постирать.
  3. Положить в таз вещи для стирки.
  4. Прополоскать и отжать бельё.
  5. Взять таз.
  6. Насыпать немного стирального порошка и налить тёплой воды.
  7. Вылить грязную воду и набрать чистой воды.

Мытьё пола

  1. Похвалить себя.
  2. Налить в ведро тёплой воды.
  3. Добавить немного моющего средства.
  4. Убрать ведро и тряпку на место.
  5. Тщательно подмести пол.
  6. Прополоскать и отжать тряпку.
  7. Протереть пол влажной тряпкой.
  8. Вылить грязную воду.
  9. Намочить и отжать тряпку.

Работаем на компьютере

  1. Отодвинуться от дисплея на 70см.
  2. Загрузить нужную программу.
  3. Встать и выйти из-за стола.
  4. Выключить компьютер.
  5. Включить компьютер
  6. Задвинуть за собой стул.
  7. Сесть на стул перед компьютером и выпрямить спину.
  8. Поработать с программой.

Какова характерная форма организации линейных алгоритмов?

/Последовательное выполнение действий /.

А в жизни мы с вами выполняем только ли линейные алгоритмы?

Нет, не всегда. В жизни часто приходится выбирать между несколькими решениями.

Легко и просто было бы жить (и даже неинтересно) если бы удалось раз и навсегда расписать, какие поступки и в какой последовательности совершать. На самом деле нам постоянно приходиться принимать решения в зависимости от создавшейся ситуации.

Часто приходится делать выбор.

Например, брать или нет на прогулку зонтик?

Здесь результат выбора зависит от того идёт (или собирается пойти) дождик.

Другой пример выбора: “Куда отправиться погулять - в парк или просто пройтись по улицам?”

Здесь результат выбора тоже может зависеть от какого-то условия, например от желания друга с которым ты собираешься отдохнуть вместе, или от того есть ли у тебя время, чтобы доехать до парка.

Алгоритмы, в которых осуществляется выбор действий в зависимости от выполнения какого-либо условия называются разветвляющимися.

В зависимости от истинности условия выполняется та или иная серия команд.

Например, вспомним сказку “ Илья Муромец и Соловей разбойник”

Презентация / слайд 6/

Подъехал Илья Муромец к камню и видит на вековом камне надпись “ Направо пойдёшь - коня потеряешь, налево- голову сложишь . Давайте разберём алгоритм.

Здесь от того решения, которое примет Илья Муромец зависит результат: он либо коня потеряет (когда поедет направо), либо голову сложит (в любом другом случае).

Как видите, выполняется одна из серий команд в зависимости от выполнения или не выполнения данного условия.

Составьте алгоритм покупки билета в кассе и запишите его в виде блок-схемы.

Презентация / слайд 7/

Для закрепления темы “Разветвляющиеся алгоритмы” выполним с помощью образовательного комплекта “Вычислительная математика и программирование”.

Для этого откройте в разделе Алгоритмика практикум №1 “Ветвление в алгоритмах”. Игра “Ежиные тропы”.

Перед вами игра "Ежиные тропы", которая поможет на действующей модели освоить условно-логический оператор.

Цель игры – так настраивать условные операторы в блок-схеме алгоритма, чтобы ежики собирали как можно больше яблок.

В каждой попытке вам дается четыре яблока и четыре ежика. Каждый ежик имеет свой порядковый номер: 1, 2, 3 и 4 (этот номер мигает рядом с ежиком).

Потрясите дерево, и упадут четыре яблока, каждое из которых, ударившись о землю, случайным образом расположится напротив одного из выходов блок-схемы (четыре стрелки). По команде "Собрать яблоки" ежики проходят по стрелкам по блок-схеме в соответствии с тем, истинное или ложное утверждение содержат условные блоки (очередной ежик побежит от условного блока по ветке "Да" или по ветке "Нет" соответственно).

Но прежде чем нажать кнопку "Собрать яблоки", подумайте, какие цифры и какие знаки сравнения надо расставить в блоках условия, чтобы ежики собрали все яблоки (когда ежики побегут, вносить изменения вы уже не сможете).

Если вам требуется заменить цифру – наведите курсор на поле с цифрой, которую вы хотите заменить, щелкните левой кнопкой мыши и нажмите на клавиатуре кнопку с соответствующей цифрой. Если нужно заменить знак сравнения – наведите на него курсор и щелкните левой кнопкой мыши; появится выпадающее меню с набором знаков сравнения; выберите необходимый знак, наведя на него курсор и щелкнув левой кнопкой мыши. Если условия приводят ежика к яблоку, ежик забирает его. Каждый ежик может унести только одно яблоко. Если условия приводят ежика к пустому месту, он убегает без яблока. Несобранные яблоки пропадают.

После того как ежата убегут с экрана, можно позвать еще четырех ежей, опять потрясти яблоню и заново настроить условные блоки. Результаты суммируются и отображаются в верхнем правом углу.

Ваша задача состоит в том, чтобы количество пробежавших ежей всегда совпадало с числом собранных яблок. Число ошибок, совершенных вами, есть разность между количеством пробежавших ежиков и количеством собранных яблок.

Ученики работают с программой.

Анализируем игру. Продумываем ситуацию.

Подведение итогов занятия.

Задание на дом: придумайте или вспомните сказку, где встречаются разветвляющиеся алгоритмы. Представьте алгоритмы в виде блок- схем.