Урок математики "Вычитание суммы из числа". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Основные цели:

1) сформировать представление о свойстве вычитания суммы из числа, способность к использованию этого свойства для рационализации вычислений;

2) тренировать навыки устного счёта, способности к самостоятельному анализу и решению составных задач;

3) воспитывать аккуратность.

Демонстрационный материал:

1) изображение Незнайки. <Рисунок1>

2) карточки с высказыванием: же – лаю – успе – хов.

3) песочные часы.

4) эталон вычитания суммы из числа.

a-(b+c) = (a-b)-c = (a-c)-b

5) эталон порядка действий. a – (b+c)

1) (b+c)

2) a – (b+c)

6) образец для самопроверки для этапа 6:

35, 53, 38.

7) образец для самопроверки для 7-ого этапа.

1) 45 -15=30 (м) – осталось у Дениса

2) 30 - 13 =17 (м)

Ответ: у Дениса осталось 17 марок.

Раздаточный материал:

1) карточка бежевого цвета с индивидуальным заданием для этапа 2 на каждого учащегося:

60 – (15+25)=

46 – (6+17)=

59 – (18+9)=

2) карточка зелёного цвета с индивидуальным заданием для этапа 5.

60 – (15+25)=

46 – (6+17)=

59 – (18+9)=

3) самостоятельная работа для этапа 6.

86 – (6+45)=

74 – (17+4)=

59 – (9+12)=

4) сигналы светофора: красный, жёлтый, зелёный.

Ход урока:

I. Самоопределение к учебной деятельности.

Цель:

1) мотивировать к деятельности на уроке через введение сказочного персонажа;

2) определить содержательные рамки урока: вычитание суммы из числа.

Организация учебного процесса на этапе I.

- Что повторили на прошлом уроке? (Свойства сложения)

- Какие свойства сложения повторили? (Переместительное и сочетательное)

- Зачем нам нужно знать свойства сложения? (Удобнее решать примеры)

- Сегодня в гостях у нас сказочный герой Незнайка.<Рисунок1>

- Он подготовил много интересных заданий и будет наблюдать, как мы работаем на уроке. Готовы?

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цель:

1) тренировать мыслительную операцию – обобщение;

2) повторить правила порядка действий в выражениях со скобками;

3) организовать затруднение в индивидуальной деятельности и его фиксацию учащимися в громкой речи.

Организация учебного процесса на этапе II.

1) Устный счёт.

Разминка. Считаем шестёрками вполголоса: прямой счёт, обратный счёт.

- Посмотрите на доску и выполните действия устно.<Приложение 1>

- Если мы их выполним правильно, то прочитаем пожелание, которое зашифровал нам Незнайка:

(К 27 прибавить 19, получится 46;

Из 46 вычесть 24 получится 22;

К 22 прибавить 38 получится 60;

Из 60 вычесть 5 получится 55)

- Увеличьте 55 на 200. (200+55=255)

- Дайте характеристику числу 255. (255 – трёхзначное число, содержит две сотни, пять десятков и пять единиц. Предыдущее число 254, последующее 256, сумма разрядных слагаемых 200+50+5, сумма цифр 12).

- Выразите число 255 в различных единицах счёта. (255=2с 5д 5ед = 25д 5ед = 2с 55ед)

- Выразите 255 см в различных единицах измерения. (255=2м 5дм 5см=25дм 5см=2м 55см)

2) Повторение правила порядка действий в выражениях со скобками. <Приложение 2>

- Чем похожи выражения? (Компонентами действий, одинаковый порядок действий)

- Чем отличаются выражения? (Разные вычитаемые)

- Как представлены вычитаемые? (Вычитаемые представлены суммой двух чисел)

- Что повторяли мы, находя значения выражений? (Порядок действий).

- Зачем повторяли порядок действий?

- Где мы можем повторить правило порядка действий? (В учебнике или эталонах <Приложение 3>)

3) Индивидуальное задание.

- Возьмите ручку и лист бежевого цвета.<Приложение 4>

- Сейчас на время будем решать примеры. По моей команде останавливаете своё решение.

- Внимание! Начали! …

- Стоп.

- Поднимите руку, кто решил все примеры?

- Поднимите руку, кто решил один пример?

- Предложите эталон, по которому вы решали примеры. (Эталона мы не знаем).

- Кто не решил примеры?

III.Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

Цель:

1) выявить и зафиксировать место и причину затруднения;

2) согласовать цель и тему урока.

Организация учебного процесса на этапе III.

- Повторите, какое было задание?

- Почему возникло затруднение? (Мало времени, нет подходящего свойства)

- Что же делать? (Предположение детей). Отложите листы.

- Попробуйте сформулировать цель урока.

- Сегодня мы будем учиться вычитать сумму из числа не целиком, а по частям.

- Сформулируйте тему урока.

- Тема урока: Вычитание суммы из числа. Проговорите тему урока про себя, вполголоса. (Тема урока записана на доске)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) организовать построение детьми нового способа действия, используя подводящий диалог;

2) зафиксировать новый способ действия знаково и в речи.

Организация учебного процесса на этапе IV.

- Посмотрите и прочитайте выражение: 87 – (7+15).

- Какое слагаемое удобнее вычесть сначала? (Удобнее вычесть первое слагаемое – 7)

Учитель ведёт запись на доске. Мы вычли первое слагаемое, а нам надо вычесть два слагаемых. Что надо сделать? (Вычесть второе слагаемое)

Учитель ведёт запись на доске. <Приложение5>

- Посмотрите, число 87 заменю буквой a, число 7 буквой b, число 15 буквой c, получится равенство. <Приложение 6>

- Всегда ли удобно вычитать первое слагаемое?

- Давайте посмотрим. Прочитайте выражение: 87 – (15+7)

- Какое удобнее вычесть слагаемое из числа 87? (Удобнее вычесть второе слагаемое 7)

Учитель ведёт запись на доске.

- Мы вычли второе слагаемое, а нам нужно вычесть два слагаемых. Что надо сделать? (Вычесть первое слагаемое)

Учитель ведёт запись на доске. <Приложение 7>

- Давайте посмотрим. Число 87 заменю буквой a, число 7 буквой b, число 15 буквой c, получится равенство. <Приложение 8>

- Сделайте вывод, как можно вычесть сумму из числа. (Выслушиваются ответы детей)

- Где мы можем проверить, правильно ли мы сделали выводы? (В учебнике)

- Откройте учебник на стр. 44. Прочитайте правило. <Приложение 9>

- Проговорите про себя, вполголоса.

V. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе V.

- Кто повторит правило?

- Почему возникло затруднение? (Мы не могли быстро решать)

- А теперь можем?

- Что нам помогло? (Правило вычитание суммы из числа)

Возьмите лист зелёного цвета и по моей команде решите примеры. <Приложение10>

Внимание! Начали! Стоп!

Фронтальный опрос.

- Сколько получилось в первом примере?

- У кого так поднимите руку.

- У кого ошибка?

- Как решал? Где ошибка? В чём причина?

- Сколько получилось во втором примере?

- У кого так поднимите руку.

- У кого ошибка?

- Как решал? Где ошибка? В чём причина?

- Можете ли вы сказать, что научились решать? (Да)

- Что помогло? (Знаем правило, скорость решения увеличилась)

- Где мы можем применить новый приём? (При решении задач, примеров).

- Дома решите на странице 44, задание №4, на новое правило. Придумайте и запишите свой пример. (Задание записано на доске). <Приложение11>

- Кто напомнит правило?

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель:

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия с самопроверкой по образцу;

2) организовать самооценку детьми правильности выполнения задания.

Организация учебного процесса на этапе VI.

- А сейчас Незнайка посмотрит, как мы научились применять новое правило.

Самостоятельная работа.<Приложение12>

- Для чего мы выполняем самостоятельную работу? (Выяснить трудности и их преодолеть, проверить свои силы)

- Какие способы вычитания суммы из числа изучили? (Удобно вычесть одно слагаемое, а потом другое)

- Возьмите лист белого цвета. По моей команде начинаем решать.

- Начали…Стоп.

- Возьмите простой карандаш и сверьте с образцом. <Приложение13>

- У кого так, поставьте “+”.

- У кого ошибка, поставьте “-”.

- Поднимите руку, кому всё удалось?

- Поднимите руку, у кого есть ошибка? Где возникло затруднение? (Вычислительный приём)

- Вы замечательно поработали.

- Чему вы научились на уроке? (научились удобным способом вычитать сумму из числа)

- Сделайте вывод. (Ответы детей)

Физминутка.

VII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: повторить решение задачи, найти удобный способ её решения.

Организация учебного процесса на этапе VII.

- Где можно применить изученные правила? (При решении задач, примеров)

- Посмотрите и прочитайте задачу №3 про себя.

- Проведите анализ задачи. (В задаче известно, что у Дениса было 45 марок. Он подарил Пете 15 марок, а Коле 13 марок. Надо узнать, сколько марок у него осталось.

Чтобы ответить на вопрос задачи, надо из общего количества марок вычесть количество марок, которые Денис подарил Пете и Коле. Сразу не можем ответить на вопрос задачи, так как не знаем, сколько всего марок Денис подарил Пете и Коле. А это можем узнать, прибавив количество марок, которые он подарил Пете к количеству марок, которые он подарил Коле).

В случае затруднения при анализе задачи, учитель помогает вопросами, которые представлены ниже:

- Что известно в задаче?

- Что надо узнать?

- Как ответить на вопрос задачи?

- Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

- А это можем узнать? Как?

- Расскажите план решения задачи. (Первым действием узнаем, сколько всего марок подарил Денис, затем ответим на вопрос задачи). <Приложение 14>

- Кто по–другому решил задачу? (Чтобы ответить на вопрос задачи, надо из общего количества марок вычесть количество марок, которые Денис подарил Пете, а затем количество марок, которые он подарил Коле)

- Расскажите план решения задачи вторым способом. (Первым действием узнаем, сколько марок осталось у Дениса, после того, как он подарил Пете, а затем узнаём, сколько марок у него осталось, после того, как он подарил Коле 13 марок и ответим на вопрос задачи). <Приложение15>

- Каким способом удобнее решить задачу? Почему? (Вторым, удобнее из целого вычесть одну часть, а затем другую часть)

- Запишите решение задачи удобным способом. Самопроверка по образцу. <Приложение16>

VIII. Рефлексия деятельности.

Цель:

1) зафиксировать в речи новый способ действия, изученный на уроке: вычитание суммы из числа;

2) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;

3) оценить собственную деятельность на уроке, согласовать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе VIII.

- Итак, сегодня на уроке к нашим знаниям добавилось ещё одно правило, вспомните его. (Сегодня на уроке мы научились вычитать сумму из числа. Чтобы вычесть сумму из числа, можно сначала вычесть одно слагаемое, а потом другое)

- У кого возникли затруднения?

- Удалось ли их преодолеть? Как?

- Над чем надо ещё поработать?

- Кому всё удалось?

- Оцените сигналами светофора свою работу: зелёный цвет – тема понята; жёлтый цвет – сначала были ошибки, но поняли в чём причина; красный цвет – тема не понята совсем.

Выставление учителем оценок за работу на уроке.

Домашнее задание: стр.44, №4. Придумать и решить свой пример по новой теме.

Литература

1) Учебник “Математика 2 класс, 2 часть”; Л.Г. Петерсон. Издательство “Ювента”, 2008 год.

2) Л.Г. Петерсон “Методические рекомендации 2 класс”. Издательство “Ювента”, 2006 год.

3) Л.Г. Петерсон, И.Г. Липатникова “Устные упражнения на уроках математики 2 класс”. М.: “Школа 2000…”