Действующие лица:
Персонажи старинных русских сказок: Тетерев, Лиса, Василиса, дети.
Оформление:
Сказочная слобода оформлена в духе русских сказок. Красочно оформлен и помост. Неподалеку от помоста – сказочные теремки - это киоски, где продают игрушки, книги, сладости. На деревьях – шары - матрешки, флажки и так далее.
ТЕТЕРЕВ (выходит на красочный помост).
Здравствуйте детушки малые-малые, детушки большие, детушки румяные да улыбчатые! Скажите мне, рады ли вы, что весна – красна, в город спешит, что в деревни да поселки жалует, что всех вас улыбками одарила? А как вы умеете смеяться? Я вот слышал, что некоторые смеются "хи-хи-хи", другие "ха-ха-ха", третьи "хо-хо-хо", а ну-ка и вы попробуйте. Как я крыльями захлопаю, так вы и засмейтесь, громко и весело, а как перестану, так вы и замолчите! Договорились? Попробуем!
Проводится игра.
ЛИСА (выбегает). Это что еще за шум, кто это здесь, так громко смеется?
А, это ты, Тетерев? А это кто?
ТЕТЕРЕВ. Это – друзья мои, детушки славные.
ЛИСА. Ой, впрямь, какие все чистенькие, умытые, наверное, вежливые, не отказливые. … Вот они мне сейчас и помогут. (Тихо, чтобы Тетерев не слышал, обращается к детям). Мне надо эту птицу с помоста стащить да в избушку к себе отнести. Мои лисятки, славные ребятки, страсть как любят с тетеревами играть, и перышки перебирать.
ТЕТЕРЕВ. Детки-конфетки, не слушайте Лису! Если унесет она меня к себе в избушку, то зарежет и зажарит на ужин себе. Не поможете мне с Лисой хитрющей разобраться - пропаду я!
ЛИСА. Это я-то хитрющая! Да я самая честная и ласковая! Вот у меня Указ есть. Детки, кто из вас умеет читать? Помогите мне! Прочтем кое-что для Тетерева!
Дети читают свиток, Лиса повторяет каждую фразу, усиливая значимость Указа.
ДЕТИ и ЛИСА. Указ…
Отныне тетеревам
Не сидеть по деревам!
На помостках не сидеть!
Песен громких не петь!
А гулять ножками по лугам.
Сопровождать рыжих,
пушистых дам!
ТЕТЕРЕВ. А кто же это рыжие да пушистые дамы?
Дети отвечают: "Лисички". Если дети сразу не ответят, то Тетерев помогает им наводящими вопросами.
Ох, беда мне!
ЛИСА. Терентий, Указ слышал - исполняй, слетай с помоста, хоть ты и малого роста, я с тобой погуляю, раз Указ велит.
ТЕТЕРЕВ. Хорошо, Лисичка-сестричка, деваться некуда. Иди пока свой хвостик расчеши, а потом на свидание поспеши.
Лиса уходит.
Дети, помогите мне! От хитрющей Лисы защитите! Если я скажу, что слышу конский топот-поскок, - языком пощелкайте, на месте поскачите, словно кони, "иго - го" покричите. Как скажу - мужик на коне едет да кашляет, - покашляйте, а как скажу, что жеребята с ним малые, вы и залайте по-собачьи, так и напугаем Лису! Давайте прорепетируем.
Тетерев с детьми имитирует звуки.
ЛИСА. Ну, что же, Терентий, ты готов? Я уж готова, на мне и шубка новая, и ушки на макушке, и хвост пушист. Слетай ко мне быстрей, дружок, пойдем на лужок!
ТЕТЕРЕВ. Погоди, Лиса, вон что-то завиднелось, уж не кони ли скачут? А ну-ка, дети, поглядите.
Дети имитируют конский топот и ржание.
И точно, кони скачут!
ЛИСА. А еще кого видишь? Ты ведь высоко сидишь, далеко глядишь!
ТЕТЕРЕВ. Вижу мужика, на коне, то ли с палкой, то ли с ружьем! А мужик, видно, злой, кашляет громко.
Дети имитируют кашель.
Лиса начинает пугаться, меняет тон.
ЛИСА. А скажите-ка, Терентий, нет ли рядом с ним собачек?
ТЕТЕРЕВ. Да нет, жеребята скачут, только они лохматые и хвосты у них крючком.
Дети начинают лаять.
ЛИСА. Ой, прощай, Терентий! В следующий раз погуляем! Домой спешить надо! (убегает).
ТЕТЕРЕВ. Спасибо, детушки, вы меня выручили! Скажите, а кто еще какие сказки, стихи, басни про лисицу знает?
Дети рассказывают сказки, стихи, басни.
Тетерев одаривает рассказчиков своими подарками: орешками кедровыми и еловыми шишками, поделками из бересты и дерева.
Теперь, детушки, мы с вами веселый перепляс устроим! А как музыка замолкнет – сразу, птичий гомон начинайте: кто вороном покаркает, кто соловушкой посвистит, кто воробушком почирикает!
Пока музыка играет, вы танцуйте, а как музыка смолкнет – птицами, становитесь! Начинаем веселый перепляс да пересвист!
Во время перепляса музыканты делают 3 - 5 остановок желательно играть другой танец.
Славно поплясали, славно птичками пощебетали! Даже на улице стало теплее, а на сердце веселее! А сейчас спрошу у всех: знаете ли вы игру такую
"Воробушек" называется? Не знаете, так я научу вас всех! Становитесь все в большой круг! А одного, самого бойкого удальца в центр круга поставим, он будет Воробушком! И будет он делать то, что мы ему подскажем! Как устанет, другого Воробушка в хоровод выпустим! А мы все будем хоровод вести по кругу, и вы повторяйте за мной то, что я скажу.
Говорит текст, дети повторяют за ним.
Покажи, Воробушек
покажи, Воробушек,
Как уточка ходит,
Как уточка ходит!
А воробушек вот так отвечает:
" Вот так уточка ходит,
Вот так она гуляет! "
И нам показывает, как уточка ходит.
Имитирует движения уточки.
Всем ясно? Тогда начнем!
Покажи, Воробушек,
Покажи, Воробушек …
Как бабушка ходит,
Как девушка ходит,
Как заинька скачет,
Как ребеночек плачет,
Как кукушка кукует,
Как ветер дует.
Как воробушек скачет и чирикает?
А теперь мне скажите, кто из мальцов - удальцов здесь самый сильный и самый смелый? Вот я сейчас 2 веревочки на землю кладу, что широкий " ручей" будет. Кто сможет девочку через "ручей" аккуратнее да быстрее перевести, только чтобы она ноги не замочила.
А вот тут кирпичики и дощечки есть, можно мостик построить.
Проводится игра.
Тетерев награждает детей.
Ай, да мальцы - удальцы. Внимательные, вежливые, заботливые!
Смотрите, к нам Василиса - Премудрая пожаловала своей мудростью поделиться да вас испытать. А я дальше полетела, других деток веселить!
Появляется Василиса.
Василиса. Добрый день, ребята! Говорят, вы добрые да сильные, а есть ли среди вас умницы - разумницы да умники - разумники? Помогите мне загадки отгадать.
Загадывает загадки о природе.
Умные и сообразительные детки собрались.
Вот я вам картинку покажу, а вы скажите, герои каких сказок здесь нарисованы? (Разворачивает листы с рисунками - иллюстрациями, скалка, колотушка и ложка).
Скажите мне, когда сразу все вместе, как можно эти предметы использовать?
Дети отвечают.
Правильно! Оркестр можно сделать! (Раздает детям предметы).
Звучит музыка. Дети подыгрывают.
Вижу, музыканты вы хорошие! А поэты среди вас есть?
Тогда давайте вместе сочинять стихи. Я буду читать, а вы будете вставлять недостающие слова.
ВАСИЛИСА. Пришла красавица …
ДЕТИ. Весна!
ВАСИЛИСА. Всем птицам стало …
ДЕТИ. Не до сна
ВАСИЛИСА. Они от радости …
ДЕТИ. Поют.
ВАСИЛИСА. Всех в лес на отдых …
ДЕТИ. В гости ждут!
ВАСИЛИСА. Вижу, умеете, вы стихи складывать. А кто из вас любит о весне стихи читать и сам сочинять? Кто первый прочтет нам стихи?
Проводится конкурс чтецов и награждения.
На пути к вам я встретила, мудрую сову. Она задала мне вопросы головоломные. Помогите мне на них дать ответ. Если мы правильно ответим, то узнаем еще одно замечательное слово.
Василиса задает вопросы. Дети отвечают. Заранее написанные на отдельных листах крупным шрифтом ответы с красными заглавными буквами прикалываются в столбик, один под другим.
ВОПРОСЫ.
- Сказочный герой, который Ивана - Царевича и сестрицу Елену Прекрасную спасал? (Волк).
2. Дерево, которое всегда молодо - зелено? (Ель).
3. Птица - символ мудрости. Днем спит - засыпает, а ночью путников пугает? (Сова).
4. Отдельная квартира зверьков? (Нора).
5. Птица, по легенде приносящая счастье хозяевам дома, во дворе которого она свила себе гнездо? (Аист).
А теперь прочтем сверху вниз первые буквы наших ответов. Какое слово получилось дети?
Ответы детей.
Замечательное слово у нас получилось, даже волшебное. Потому что весна – волшебница снег растапливает, зеленые листья, травы, цветы на землю выводит, птиц в небо выпускает. И я вас с весной поздравляю и всем вам радости желаю! Чаще на нашу лесную полянку приходите! Новые сказки с собой приносите.