Цели.
Развивать творческие способности учащихся через восприятие музыки, художественного слова, живописи.
Создать условия для обогащения словарного запаса учащихся, для формирования монологической речи.
Воспитывать эстетическую культуру шестиклассников.
Оборудование: портрет П.И.Чайковского, магнитофон, аудиозаписи: “Зимняя дорога”, “Тройка мчится”, “На тройке”, репродукции картин, карточки, словари С.Ожегова, Учебники “Русская речь”.
1. Музыкальный словарь:
Аккомпанировать, аккомпанемент, мелодия, пьеса, гармония, композитор, оптимистический характер музыки, аккорд, мажорный, минорный.
(Один учащийся работает на закрытой доске, остальные - в тетрадях; взаимоконтроль - в парах).
2. Самоопределение темы, целей урока.
О чем говорит вам этот словарь?
Да, речь пойдет о музыкальной пьесе. А какой - попробуйте определить сами, послушайте песню. Слова к этой песне написал поэт Петр Андреевич Вяземский, а музыку - Петр Булахов. (Звучит песня “Тройка мчится”).
Какой главный образ в этом произведении? Нарисуйте словесную картину к этому произведению, используя цветовую гамму.
Сегодня мы рассмотрим, как образ русской тройки использовали в поэзии, музыке, живописи, и сами будем пробовать силы в создании своего образа “тройки”.
3. Образ тройки в живописи.
( Набор репродукций картин с изображением русской тройки).
Всмотритесь в картины, что, по-вашему, является центром в этих полотнах? Как передают образы коней художники?
У каждой лошади свой характер: одни - покладистые, другие - игривые, третьи - сноровистые. И даже в одной упряжке - с разным норовом, разной масти.
(Индивидуальная работа со словарями: выяснить значение слов: каурый, гнедой, сивый, буланый, вороной, пегий).
Почему художники с любовью изображают тройку?
В какие моменты жизни изображены тройки? (праздники, скачки, прогулки, “транспорт” на дальнее расстояние, свадьба).
(Подготовленный пересказ отрывка из книги В. Балябиной “Аргунеи” - “Свадьба в Забайкалье в старину”).
4. Образ тройки в поэзии.
4.1 .Вспомните произведения писателей и поэтов, в которых описывается тройка.
В поэзию тему русской тройки ввел А.С.Пушкин. “Зимняя дорога” впервые напечатана в 1826 году, а в 1831г. вышли ноты с картинкой, изображающей русскую тройку. Ноты написал композитор Алябьев. Романс стал популярным.
4.2. Среди русских народных песен - песням о тройках принадлежит особое место. Их насчитывается более ста. Они повествуют о горькой судьбе ямщика или раскрывают богатство души русского человека. Русская тройка стала символом национального характера.
К этой теме причастны А.Пушкин, Н.Гоголь, П. Вяземский, Ф. Глинка, Н.Некрасов, А.Блок. (Выразительное чтение стихов, подготовленных учащимися: Н.Некрасов “Тройка”, Л.Трефалев “Вот мчится тройка почтовая...”, Г.Анордист “Вот на пути село большое”, Ф.Глинка “Вот мчится тройка удалая”)
Что объединяет эти стихотворения? Какое из них вам больше понравилось? Почему? К какому роду литературы вы отнесете эти произведения? А сможете определить их жанр?
В этих произведениях песня рассказывает о песне. Кто ее исполняет?
5. Лексико-орфографическая работа. (Используются при затруднениях толковые словари, словари синонимов).
Сопоставьте слова по лексическому значению: ямщик, возница, извозчик, кучер, седок. Какое слово “лишнее”? Какие слова являются синонимами? Какой синонимический ряд ближе к нашей теме?
Где сидит ямщик? (облучок - козлы). Какие вещи есть обязательно у ямщика? (Кнут, ремень - пояс, рукавицы - голицы)
6. Очень хорошо описал ямщика Н.В.Гоголь: “Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню - кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг... И вот она понеслась, понеслась!”
Все эти произведения написаны в девятнадцатом веке. Удивительно! В наш век автоматики, летательных аппаратов, космических ракет, когда тройка никого не удивит своей быстротой, песни о тройке по-прежнему удивляют и радуют. Это свойство поэзии и музыки истинной - она всегда современна, ибо в песнях о тройках вылился русский характер, явилась душа народа. И хоть нет уже ни той жизни, ни троек, ни ямщиков, песня звучит над миром и вьется около сердца. Эти стихи, песни, сам образ тройки затронули душу П.И.Чайковского. Пьесу “На тройке” он включил в свой альбом “Времена года”.
7. Слушание пьесы. (Дети слушают, закрыв глаза, стараясь представить образы и картины, возникающие под влиянием мелодии.)
Что бы вам хотелось сказать об этой музыке? Что вы представили, слушая ее? Сколько тем, частей, вы услышали?
Прочитайте отрывок из книги Д.Б. Кабалевского “Ровесники”. Какие выражения вам понравились? (“Русская речь” - с. 115)
8. Творческая работа учащихся. Можете выбрать одно из трех заданий:
- Сочинение-миниатюра по пьесе.
- “Эх, тройка! птица-тройка, я тебя выдумал!” (сюжетное произведение в прозе)
- Стихотворение - слова для новой песни о тройке.
9. Презентация 2-3 работ учащимися.
10. Рефлексия. Что больше всего понравилось на уроке? Какие произведения наиболее интересны? Что показалось трудным? Оцените свою работу на уроке.