Открытый урок–путешествие по русскому языку по теме "Части речи. Обобщение знаний"

Разделы: Начальная школа


Цели:

- Обобщить и систематизировать грамматический материал по теме, повторить изученные ранее орфограммы.

-Развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы как мышление, внимание.

- Сплачивать детский коллектив, показать значимость каждого из учеников в единой работе класса.

Оборудование:

-Карта путешествия. Музыкальный материал для проведения физ.минутки.

Предварительная работа:

Заранее подготовить детей - дать им выучить стихотворение “Серьёзный разговор” и стихотворения про части речи (для итога урока).

Ход урока

  1. Орг. момент. Сообщение темы и цели урока.
  2. (Запись числа, классной работы)

    – Ребята, в русском языке есть необычное государство под названием ГРАММАТИКА. В этом государстве есть столь же необычный и необыкновенный город под названием РЕЧЬ. Давайте узнаем, что же за жители живут в этом городе?

    Тех, кто живёт в Москве, называют москвичами, мы с вами живём в городе Белово – и нас называют – беловчане, а тех, кто живёт в городе с названием РЕЧЬ, называют - ЧАСТИ РЕЧИ. А чтобы узнать, для чего же в русском языке нужна грамматика, послушаем стихотворение, которое нам приготовили ребята. Называется оно – “Серьёзный разговор”.

    Серьёзный разговор.

    Грамматика, грамматика -
    Наука очень строгая!
    Учебник по грамматике
    Всегда беру с тревогой я.
    Она трудна, но без неё
    Плохое было бы житьё!
    Не составить телеграмму
    И открытку не отправить,
    Даже собственную маму
    С днём рожденья не поздравить!
    Сочиняя поздравленья,
    Помни правила склоненья
    Род, число и падежи
    Крепко в памяти держи!
    А приставки и частицы-
    Вроде хитреньких зверьков!
    Им охота порезвиться
    Обмануть учеников.
    Люблю тебя, грамматика!
    Ты умная и строгая.
    Тебя, моя грамматика,
    Осилю понемногу я!

    - Давайте посмотрим, сможем ли мы пройти по карте этого необычного государства и попасть в ГОРОД - РЕЧЬ. В путь! <Рисунок 1>

    2. Минутка чистописания.

    - Посмотрите на карту. Мы с вами находимся в БУКВОГРАДЕ, где живут буквы. Буквы задали нам задание на минутку чистописания.

    -Внимательно посмотрите на данную запись.

    Сухой-............

    Война-.............

    Глубокий-.........

    Старый-..........

    Твёрдый-..........

    - К этим словам нужно подобрать слова, противоположные по смыслу.

    ( мокрый, мир, мелкий, молодой, мягкий)

    -Что вы заметили?

    (Все слова в правом столбике начинаются с буквы М. Все слова - это имена прилагательные, а слово мир- существительное)

    -Молодцы. Мы будем писать сегодня букву М в сочетании с другими буквами.

    -Определите порядок следования букв в этом ряду?

    Мло омл лом

    ( последняя буква в каждой ячейке становится первой)

    - Напишите данный ряд букв в тетради до конца строки в указанной последовательности.

    3. Словарная работа.

    - Мы выполнили задание жителей Буквограда, теперь нам предстоит переплыть МОРЕ ЗАГАДОК.

    - Давайте запишем отгадки через запятую.

    1.Дом по улице идёт,
    На работу всех везёт
    Не на курьих тонких ножках
    А в резиновых сапожках. (автобус)

  3. Я зашёл в зелёный дом
    И недолго пробыл в нём.
    Оказался этот дом
    Быстро в городе другом.(вагон)
  4. 3.Бежать,бежать-
    Не добежать.
    Лететь, лететь-
    Не долететь. (горизонт)
  5. 4. Неживая, а идёт,
    Неподвижна, а ведёт.
    (дорога)
  6. 5.Шумело на просторе
    Золотое море.
    Пароход пришёл,
    Поел и ушёл.
    Он идёт, волну сечёт,
    Из трубы зерно течёт. (комбайн)
  7. 6. Он в безбрежном океане
    Туч касается крылом.
    Развернётся над лугами
    Отливает серебром.
    (самолёт)
  8. 7.Что за чудо, что за ящик?
    Сам певец и сам рассказчик.
    И к тому же заодно,
    Демонстрирует кино.
    (телевизор)
    - Что это за слова?
    (это словарные слова)
  9. 8. Что по проводам
    В дом приходит к нам?
    По ночам, когда темно,
    Освещает дом оно?
    (электричество)

- Давайте проведём проверку: вставим в слова пропущенные буквы.

(Дети по желанию выходят к доске и вместо пропущенных букв ставят соответствующую рыбку с написанной на ней буквой)

- Кто не сделал ни одной ошибки, поставьте на полях оценку 5. Если допустили1-2 ошибки-“4”, более двух ошибок - оценка “3”.

4. Закрепление полученных знаний.

1. Вот мы с вами приплыли к острову ЧУНГА-ЧАНГА.

-Посмотрите, нас встречают жители этого города. Что это за жители?

(имя прилаг., имя сущ., глагол)

- Как назвать этих жителей общим словом?

(Части речи)

- Жители этого города потерялись, давайте поможем им встретиться. Поиграем в игру “Определите часть речи”.

(На столе вразноброс лежат слова)

-Задание: распределить слова по столбикам ( Дети выходят по цепочке к доске и прикрепляют слово в соответствующий столбик с частью речи)

Имя сущ-ое

Имя прилаг-ое

Глагол

Тишина

зелёные

строил

Солнце

зимнее

вышиваешь

Печь

радостная

печь

Зима

строительный

течь

Дуб

красивое

побегут

Течь

весёлая

вырезаем

 

2. –Молодцы, справились и с этим заданием. Пошли дальше. Перед нами ГОРЫ ТРУДНОСТЕЙ.

–Давайте поработаем над словами, которые вы распределили в 3 столбика.

- Что вы можете сказать о словах 1 столбика?

(Это существительные. Отвечают на вопросы кто? что? Обозначают предмет. Изменяются по числам и падежам; бывают трёх склонений; бывают одуш., и неодуш., разделяются на имена собственные и имена нарицательные; бывают ж.р., м.р., ср.р.)

- Что вы можете сказать о словах 2 столбика?

(Имена прилагательные. Отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? Обозначают признак предмета. Изменяются по числам и падежам, а по родам в ед.ч.

-Как определить число, род, падеж имени прилагательного? - по имени существительному)

- Что можно сказать о словах 3 столбика?

(Это глаголы. Отвечают на вопросы: что делать? Что сделать? Обозначают действие предмета. Изменяются по числам, лицам и временам. Бывают неопред. Формы. Неопределённая форма глагола не указывает на число и время глагола.)

 

3 Физминутка.

- Перед нами ПОЛЯНА. На ней мы отдохнём. Задание на внимательность.

- Если я назову сущ-ое – вы хлопаете в ладоши.

- Если прилагат. – приседаете.

- Если глагол – топнуть ногой.

- Итак, начинаем.

Дом-(хлопок), ехать -(топнуть ногой), красивый- (присесть), печь-(хлопок, топнуть ногой), пою- (топнуть ногой), красный- (присесть), течь-(хлопок, топнуть ногой).

 

4.Идём дальше. Перед нами ПЕЩЕРА. Её завалило камнями. Мы не сможем пройти, пока не разберём эти камни.

 

- Сейчас будем работать по рядам.

1 ряд – Запишет имена существительные (которые были в 1 столбике). Задание: определить род, склонение.

2 ряд – Запишет имена прилагательные (которые были во 2 столбике).

Задание: определить число, род.

3 ряд – Запишет глаголы (слова третьего столбика)

Задание: определить время, лицо и число. Подписать неопр.форму.

- Хорошо. В конце урока возьму для проверки вашей работы 5 тетрадей и поставлю оценки.

 

5. Отправляемся дальше. Давайте потихоньку встанем. Перед нами ЛЕС ИСПЫТАНИЙ. Внимательно смотрите на меня и повторяйте движения (звучит музыка).

Здравствуй лес, необычный лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои.
Ночью тёмной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится?

-Тихо садимся за парты и приступаем к испытаниям.

- Прочитайте предложение. Запишем его.

(1 человек у доски. Работа на оценку.)

 

Лёгкий морозец к вечеру затягивал звёздами лужицы.

Разберём по членам предложения, подпишем части речи (с объяснением)

- Какие ещё части речи вы знаете?

(Предлог – это часть речи.)

- Как отличить предлог от приставки?

(Предлог пишется со словом раздельно, а приставка – слитно. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово).

- Расскажите про местоимение.

(Это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.)

- Какие местоимения относятся к 1, 2, 3 лицу?

1 лицо- я, мы.

2 лицо- ты, вы.

3 лицо- он, она, оно, они.

 

5. Итог урока.

- Вот, преодолев все трудности, мы с вами пришли в ГОРОД РЕЧЬ.

Послушайте жителей этого города. Они вам прочитают стихи про части речи, а вы догадайтесь, о каком жителе пойдёт речь.

Есть один седой старик
Превращаться он привык
В шляпу, в бабушку, в котлеты,
В кактус, в зонтик, в сигареты,
В тапочки, в слона, в конфеты –
Словом, в разные ПРЕДМЕТЫ.

(ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)

Художницу нашу знает весь свет.
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
Она и с существительным живёт на редкость дружно:
Изменит окончание, когда ему так нужно.
Она его не бросит на суше и в воде:
Стоит с ним в одном роде, числе и падеже.
(ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ)

Я страшное дело, какой деловой:
В любые дела УХОЖУ с головой.
Задачи РЕШАЮ, на скрипке ИГРАЮ,
Сынишку соседки в коляске КАТАЮ.
Я пряжу МОТАЮ, и хлеб ПОКУПАЮ,
На стадионе голы ЗАБИВАЮ.
Укроп ПОЛИВАЮ, кусты ПОДСТРИГАЮ
И чисто-пречисто весь двор ПОДМЕТАЮ.
Дорожки в саду я песком ПОСЫПАЮ,
А после работы в тени ОТДЫХАЮ.
(ГЛАГОЛ)

Жители благодарят вас за работу и дарят каждому из вас ГЕРБ ГОРОДА.

Выберете цвет герба:

Жёлтый – работа на уроке вам понравилась.

Красный – работа понравилась не очень.

Чёрный – урок совсем не понравился.

- Поднимите выбранные вами гербы. Посмотрите как друг другу работалось на уроке.

Мне было интересно работать с вами. Большое вам спасибо!