Цели:
- Обобщить и систематизировать грамматический материал по теме, повторить изученные ранее орфограммы.
-Развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы как мышление, внимание.
- Сплачивать детский коллектив, показать значимость каждого из учеников в единой работе класса.
Оборудование:
-Карта путешествия. Музыкальный материал для проведения физ.минутки.
Предварительная работа:
Заранее подготовить детей - дать им выучить стихотворение “Серьёзный разговор” и стихотворения про части речи (для итога урока).
Ход урока
- Орг. момент. Сообщение темы и цели урока.
- Я зашёл в зелёный дом
И недолго пробыл в нём.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом.(вагон) - 3.Бежать,бежать-
Не добежать.
Лететь, лететь-
Не долететь. (горизонт) - 4. Неживая, а идёт,
Неподвижна, а ведёт.
(дорога) - 5.Шумело на просторе
Золотое море.
Пароход пришёл,
Поел и ушёл.
Он идёт, волну сечёт,
Из трубы зерно течёт. (комбайн) - 6. Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернётся над лугами
Отливает серебром.
(самолёт) - 7.Что за чудо, что за ящик?
Сам певец и сам рассказчик.
И к тому же заодно,
Демонстрирует кино.
(телевизор)
- Что это за слова?
(это словарные слова) - 8. Что по проводам
В дом приходит к нам?
По ночам, когда темно,
Освещает дом оно?
(электричество)
(Запись числа, классной работы)
– Ребята, в русском языке есть необычное государство под названием ГРАММАТИКА. В этом государстве есть столь же необычный и необыкновенный город под названием РЕЧЬ. Давайте узнаем, что же за жители живут в этом городе?
Тех, кто живёт в Москве, называют москвичами, мы с вами живём в городе Белово – и нас называют – беловчане, а тех, кто живёт в городе с названием РЕЧЬ, называют - ЧАСТИ РЕЧИ. А чтобы узнать, для чего же в русском языке нужна грамматика, послушаем стихотворение, которое нам приготовили ребята. Называется оно – “Серьёзный разговор”.
Серьёзный разговор.
Грамматика, грамматика -
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составить телеграмму
И открытку не отправить,
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравить!
Сочиняя поздравленья,
Помни правила склоненья
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!
А приставки и частицы-
Вроде хитреньких зверьков!
Им охота порезвиться
Обмануть учеников.
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
- Давайте посмотрим, сможем ли мы пройти по карте этого необычного государства и попасть в ГОРОД - РЕЧЬ. В путь! <Рисунок 1>
2. Минутка чистописания.
- Посмотрите на карту. Мы с вами находимся в БУКВОГРАДЕ, где живут буквы. Буквы задали нам задание на минутку чистописания.
-Внимательно посмотрите на данную запись.
Сухой-............
Война-.............
Глубокий-.........
Старый-..........
Твёрдый-..........
- К этим словам нужно подобрать слова, противоположные по смыслу.
( мокрый, мир, мелкий, молодой, мягкий)
-Что вы заметили?
(Все слова в правом столбике начинаются с буквы М. Все слова - это имена прилагательные, а слово мир- существительное)
-Молодцы. Мы будем писать сегодня букву М в сочетании с другими буквами.
-Определите порядок следования букв в этом ряду?
Мло омл лом
( последняя буква в каждой ячейке становится первой)
- Напишите данный ряд букв в тетради до конца строки в указанной последовательности.
3. Словарная работа.
- Мы выполнили задание жителей Буквограда, теперь нам предстоит переплыть МОРЕ ЗАГАДОК.
- Давайте запишем отгадки через запятую.
1.Дом по улице идёт,
На работу всех везёт
Не на курьих тонких ножках
А в резиновых сапожках. (автобус)
- Давайте проведём проверку: вставим в слова пропущенные буквы.
(Дети по желанию выходят к доске и вместо пропущенных букв ставят соответствующую рыбку с написанной на ней буквой)
- Кто не сделал ни одной ошибки, поставьте на полях оценку 5. Если допустили1-2 ошибки-“4”, более двух ошибок - оценка “3”.
4. Закрепление полученных знаний.
1. Вот мы с вами приплыли к острову ЧУНГА-ЧАНГА.
-Посмотрите, нас встречают жители этого города. Что это за жители?
(имя прилаг., имя сущ., глагол)
- Как назвать этих жителей общим словом?
(Части речи)
- Жители этого города потерялись, давайте поможем им встретиться. Поиграем в игру “Определите часть речи”.
(На столе вразноброс лежат слова)
-Задание: распределить слова по столбикам ( Дети выходят по цепочке к доске и прикрепляют слово в соответствующий столбик с частью речи)
Имя сущ-ое |
Имя прилаг-ое |
Глагол |
Тишина |
зелёные |
строил |
Солнце |
зимнее |
вышиваешь |
Печь |
радостная |
печь |
Зима |
строительный |
течь |
Дуб |
красивое |
побегут |
Течь |
весёлая |
вырезаем |
2. –Молодцы, справились и с этим заданием. Пошли дальше. Перед нами ГОРЫ ТРУДНОСТЕЙ.
–Давайте поработаем над словами, которые вы распределили в 3 столбика.
- Что вы можете сказать о словах 1 столбика?
(Это существительные. Отвечают на вопросы кто? что? Обозначают предмет. Изменяются по числам и падежам; бывают трёх склонений; бывают одуш., и неодуш., разделяются на имена собственные и имена нарицательные; бывают ж.р., м.р., ср.р.)
- Что вы можете сказать о словах 2 столбика?
(Имена прилагательные. Отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? Обозначают признак предмета. Изменяются по числам и падежам, а по родам в ед.ч.
-Как определить число, род, падеж имени прилагательного? - по имени существительному)
- Что можно сказать о словах 3 столбика?
(Это глаголы. Отвечают на вопросы: что делать? Что сделать? Обозначают действие предмета. Изменяются по числам, лицам и временам. Бывают неопред. Формы. Неопределённая форма глагола не указывает на число и время глагола.)
3 Физминутка.
- Перед нами ПОЛЯНА. На ней мы отдохнём. Задание на внимательность.
- Если я назову сущ-ое – вы хлопаете в ладоши.
- Если прилагат. – приседаете.
- Если глагол – топнуть ногой.
- Итак, начинаем.
Дом-(хлопок), ехать -(топнуть ногой), красивый- (присесть), печь-(хлопок, топнуть ногой), пою- (топнуть ногой), красный- (присесть), течь-(хлопок, топнуть ногой).
4.Идём дальше. Перед нами ПЕЩЕРА. Её завалило камнями. Мы не сможем пройти, пока не разберём эти камни.
- Сейчас будем работать по рядам.
1 ряд – Запишет имена существительные (которые были в 1 столбике). Задание: определить род, склонение.
2 ряд – Запишет имена прилагательные (которые были во 2 столбике).
Задание: определить число, род.
3 ряд – Запишет глаголы (слова третьего столбика)
Задание: определить время, лицо и число. Подписать неопр.форму.
- Хорошо. В конце урока возьму для проверки вашей работы 5 тетрадей и поставлю оценки.
5. Отправляемся дальше. Давайте потихоньку встанем. Перед нами ЛЕС ИСПЫТАНИЙ. Внимательно смотрите на меня и повторяйте движения (звучит музыка).
Здравствуй лес, необычный лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои.
Ночью тёмной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится?
-Тихо садимся за парты и приступаем к испытаниям.
- Прочитайте предложение. Запишем его.
(1 человек у доски. Работа на оценку.)
Лёгкий морозец к вечеру затягивал звёздами лужицы.
Разберём по членам предложения, подпишем части речи (с объяснением)
- Какие ещё части речи вы знаете?
(Предлог – это часть речи.)
- Как отличить предлог от приставки?
(Предлог пишется со словом раздельно, а приставка – слитно. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово).
- Расскажите про местоимение.
(Это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.)
- Какие местоимения относятся к 1, 2, 3 лицу?
1 лицо- я, мы.
2 лицо- ты, вы.
3 лицо- он, она, оно, они.
5. Итог урока.
- Вот, преодолев все трудности, мы с вами пришли в ГОРОД РЕЧЬ.
Послушайте жителей этого города. Они вам прочитают стихи про части речи, а вы догадайтесь, о каком жителе пойдёт речь.
Есть один седой старик
Превращаться он привык
В шляпу, в бабушку, в котлеты,
В кактус, в зонтик, в сигареты,
В тапочки, в слона, в конфеты –
Словом, в разные ПРЕДМЕТЫ.
(ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)
Художницу нашу знает весь свет.
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
Она и с существительным живёт на редкость дружно:
Изменит окончание, когда ему так нужно.
Она его не бросит на суше и в воде:
Стоит с ним в одном роде, числе и падеже.
(ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ)
Я страшное дело, какой деловой:
В любые дела УХОЖУ с головой.
Задачи РЕШАЮ, на скрипке ИГРАЮ,
Сынишку соседки в коляске КАТАЮ.
Я пряжу МОТАЮ, и хлеб ПОКУПАЮ,
На стадионе голы ЗАБИВАЮ.
Укроп ПОЛИВАЮ, кусты ПОДСТРИГАЮ
И чисто-пречисто весь двор ПОДМЕТАЮ.
Дорожки в саду я песком ПОСЫПАЮ,
А после работы в тени ОТДЫХАЮ.
(ГЛАГОЛ)
Жители благодарят вас за работу и дарят каждому из вас ГЕРБ ГОРОДА.
Выберете цвет герба:
Жёлтый – работа на уроке вам понравилась.
Красный – работа понравилась не очень.
Чёрный – урок совсем не понравился.
- Поднимите выбранные вами гербы. Посмотрите как друг другу работалось на уроке.
Мне было интересно работать с вами. Большое вам спасибо!