Цели:
- Развивать умение находить и выделять обстоятельства в предложении
- Совершенствовать умение работать с фразеологизмами
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Ведущий метод: поисковый
Оборудование: таблица “Части речи”, опорные таблицы
План урока
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
- Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.
- Проверьте, дети, все ли у вас готово к уроку. Мысленно пожелайте друг другу здоровья, успехов и всего самого доброго. Сегодня мы снова с вами будем раскрывать тайны русского языка.
- Тетрадь “Пишем грамотно” стр. 22 упр. 4
- Работа у доски.
Задания
- Определить безударные гласные в корне
- л_сник -
- в_ршина-
- д_ла-
- уд_вление-
- с_лач-
- Определить парные согласные в корне
- доро_ка-
- карто_ка-
- тро_пка-
- бере_ка-
- ска_ка-
- Найдите грамматическую основу и знакомые второстепенные члены предложения
- Написать слова с приставками. Объяснить написание
Ребята пойдут завтра в музей.
- [ис] править
- [рас]пилить
- [рас]грузить
- [из]резать
- [бес]полезный
- Работа в тетради “Учусь писать без ошибок”
Стр. 17 № 38
Стр. 18 № 39
Стр. 25 № 58
- Наклонив тетрадь слегка
Держит левая рука.
Правой ручку надо взять
Приготовились писать.
- Минутка чистописания
Ж ж // Ж ж жи, же, жа, жу, жд
- Обратите внимание на соединение букв
Жизнь дана на добрые дела
- Какие орфограммы встречаются в предложении?
- В чем заключается смысл пословицы?
(Сочетание жи; безударные гласные)
- Изучение нового материала
- Актуализация опорных знаний
- Откройте учебники на стр. 75 упр. 37
- Прочитайте тему урока “Обстоятельство”
- Как, вы, думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Какие проводить исследования?
Дети: Учиться находить в предложении обстоятельство.
Выдвижение проблемы:
- Что нам известно об обстоятельстве?
Дети: Это второстепенный член предложения. Обстоятельства бывают: времени, места, цели, причины, образа действия.
На доске вопросы: ГДЕ? ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? КАКОВ? ЧТО ДЕЛАЛА? КУДА? ПОЧЕМУ? ЧТО? КАК? КОМУ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? ОТКУДА? КОГДА? (см. приложение)
- Прочитайте вопросы и назовите только те, на которые отвечает обстоятельство? (открытая опорная схема)
- Исправление ошибок.
Упр. 1 – работа в парах
- Прочитайте и посмотрите, правильно ли Юля определила члены предложения? Нет ли у нее ошибок?
Дети: Неправильно определено обстоятельство.
- Что нам известно об обстоятельстве места?
Дети: Обстоятельство места отвечает на вопрос “ Где?”
- Какими частями речи может быть выражено?
Дети: именем существительным.
- Спишите 1 четверостишие и правильно подчеркните обстоятельство.
- На доске таблица “Значение обстоятельства”
- Найдите правильный ответ о значении обстоятельства
(открывается опорная схема №2)
- Давайте проверим это по учебнику. Откройте стр. 72
- Консультанты, прочитайте правило.
Физкультминутка
- Наблюдение над обстоятельствами
Упр. 3 стр. 76 (устно)
- Прочитайте пары предложений. Какими членами предложения являются формы одного и того же слова?
Лес уснул до весны. В лесу наступила тишина.
Упр. 2 стр. 76 (фронтально устно, письменно в тетрадь)
- Предлагаю заменить обстоятельства фразеологизмами.
- Что такое фразеологизм?
- Запишите предложения в тетрадь.
- Определите, каким членом предложения является фразеологизм?
- Консультанты, прочитайте правило стр. 76
- Закрепление
- Я предлагаю вам выполнить практическую работу Стр. 76 упр. 4 (работа в парах). Нам надо определить какие обстоятельства называют место, время, цель, причину действия и каким образом совершаются действия
- Проверка.
- Домашнее задание.
Работу над определением обстоятельства вы продолжаете, выполняя домашнее задание. Упр. 5 стр. 77
- Вам встретится очень знакомое слово Фейерверк
- Что оно обозначает? (салют)
- А вот откуда произошло это слово и как оно переводится, нам помогут консультанты
Работа с рубрикой “Путешествие в прошлое”
- Итог урока.
- Наш урок подошел к концу
- Какие, дети, вы совершили для себя открытия? Что нового узнали?
Дети: Определяли, что такое обстоятельство. Что оно обозначает. Научились заменять обстоятельство фразеологизмами. Узнали, откуда произошло слово “фейерверк”
- Ваши впечатления от урока?