Урок русского языка по теме "Обстоятельство" по УМК "Начальная школа XXI века". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  1. Развивать умение находить и выделять обстоятельства в предложении
  2. Совершенствовать умение работать с фразеологизмами

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Ведущий метод: поисковый

Оборудование: таблица “Части речи”, опорные таблицы

План урока

  1. Организационный момент
  2. - Прозвенел и смолк звонок
    Начинается урок.

    - Проверьте, дети, все ли у вас готово к уроку. Мысленно пожелайте друг другу здоровья, успехов и всего самого доброго. Сегодня мы снова с вами будем раскрывать тайны русского языка.

  3. Проверка домашнего задания
  • Тетрадь “Пишем грамотно” стр. 22 упр. 4
  • Работа у доски.

Задания

  1. Определить безударные гласные в корне
  • л_сник -
  • в_ршина-
  • д_ла-
  • уд_вление-
  • с_лач-
  1. Определить парные согласные в корне
  • доро_ка-
  • карто_ка-
  • тро_пка-
  • бере_ка-
  • ска_ка-
  1. Найдите грамматическую основу и знакомые второстепенные члены предложения
    1. Ребята пойдут завтра в музей.

  2. Написать слова с приставками. Объяснить написание
  • [ис] править
  • [рас]пилить
  • [рас]грузить
  • [из]резать
  • [бес]полезный
  • Работа в тетради “Учусь писать без ошибок”

Стр. 17 № 38

Стр. 18 № 39

Стр. 25 № 58

  • Наклонив тетрадь слегка

Держит левая рука.

Правой ручку надо взять

Приготовились писать.

  1. Минутка чистописания

Ж ж // Ж ж жи, же, жа, жу, жд

  • Обратите внимание на соединение букв

Жизнь дана на добрые дела

    1. Какие орфограммы встречаются в предложении?
    2. В чем заключается смысл пословицы?

(Сочетание жи; безударные гласные)

  1. Изучение нового материала
    1. Актуализация опорных знаний
  • Откройте учебники на стр. 75 упр. 37
  • Прочитайте тему урока “Обстоятельство”
  • Как, вы, думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Какие проводить исследования?

Дети: Учиться находить в предложении обстоятельство.

Выдвижение проблемы:

  • Что нам известно об обстоятельстве?

Дети: Это второстепенный член предложения. Обстоятельства бывают: времени, места, цели, причины, образа действия.

На доске вопросы: ГДЕ? ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? КАКОВ? ЧТО ДЕЛАЛА? КУДА? ПОЧЕМУ? ЧТО? КАК? КОМУ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? ОТКУДА? КОГДА? (см. приложение)

  • Прочитайте вопросы и назовите только те, на которые отвечает обстоятельство? (открытая опорная схема)
    1. Исправление ошибок.

Упр. 1 – работа в парах

  • Прочитайте и посмотрите, правильно ли Юля определила члены предложения? Нет ли у нее ошибок?

Дети: Неправильно определено обстоятельство.

  • Что нам известно об обстоятельстве места?

Дети: Обстоятельство места отвечает на вопрос “ Где?”

  • Какими частями речи может быть выражено?

Дети: именем существительным.

  • Спишите 1 четверостишие и правильно подчеркните обстоятельство.
  1. На доске таблица “Значение обстоятельства”
  • Найдите правильный ответ о значении обстоятельства

(открывается опорная схема №2)

  • Давайте проверим это по учебнику. Откройте стр. 72
  • Консультанты, прочитайте правило.

Физкультминутка

  1. Наблюдение над обстоятельствами

Упр. 3 стр. 76 (устно)

  • Прочитайте пары предложений. Какими членами предложения являются формы одного и того же слова?

Лес уснул до весны. В лесу наступила тишина.

Упр. 2 стр. 76 (фронтально устно, письменно в тетрадь)

  • Предлагаю заменить обстоятельства фразеологизмами.
  • Что такое фразеологизм?
  • Запишите предложения в тетрадь.
  • Определите, каким членом предложения является фразеологизм?
  • Консультанты, прочитайте правило стр. 76
  1. Закрепление
  1. Я предлагаю вам выполнить практическую работу Стр. 76 упр. 4 (работа в парах). Нам надо определить какие обстоятельства называют место, время, цель, причину действия и каким образом совершаются действия
  2. Проверка.
  1. Домашнее задание.

Работу над определением обстоятельства вы продолжаете, выполняя домашнее задание. Упр. 5 стр. 77

  • Вам встретится очень знакомое слово Фейерверк
  • Что оно обозначает? (салют)
  • А вот откуда произошло это слово и как оно переводится, нам помогут консультанты

Работа с рубрикой “Путешествие в прошлое”

    1. Итог урока.
  • Наш урок подошел к концу
  • Какие, дети, вы совершили для себя открытия? Что нового узнали?

Дети: Определяли, что такое обстоятельство. Что оно обозначает. Научились заменять обстоятельство фразеологизмами. Узнали, откуда произошло слово “фейерверк”

  • Ваши впечатления от урока?