В настоящее время наша страна переживает базисные изменения социально-экономической сферы, суть которых состоит в формировании рыночных отношений в экономике и либерализации социальной сферы.
Конкурентоспособность на современном рынке труда во многом зависит от способности овладеть новыми технологиями, адаптироваться к иным условиям труда.
В связи с этими условиями информатизация пронизывает практически все сферы образования. Идет процесс развития информационных технологий, и они качественно влияют на общественное воспроизводство человеческого капитала, который, в свою очередь, ложится в основу образовательного процесса. Настоящий этап развития общества характеризуется все возрастающей ролью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), поэтому им следует уделить серьезное внимание в области образования.
Однако данная проблема относительно нова и одновременно с этим обладает очень большой динамикой развития.
Сейчас каждому педагогу необходимо понять значение понятия “информационно-коммуникационные технологии”.
Во-первых, большинство исследователей отмечают, что информационные технологии и телекоммуникации - просто передача, хранение и обработка информации, они неотделимы друг от друга.
Во-вторых, ряд авторов понимают под информационной технологией всю совокупность форм, методов и средств автоматизации информационной деятельности в различных сферах.
В-третьих, ИКТ определяются как использование вычислительной техники и средств связи для создания, сбора, передачи и хранения, обработки информации для всех сфер общественной жизни, в том числе и образования.
На мой взгляд, адекватным является определение ИКТ как совокупности методов и принципов, лежащих в основе сбора, обработки, передачи, хранения и представления информации во всех сферах человеческой деятельности, базирующихся на достигнутом уровне развития материального и информационного базиса общества.
Однако образовательный процесс нельзя сводить только к передаче теоретических знаний. Практическая часть образовательного процесса является его неотъемлемой частью. Выпускник школы должен иметь не только теоретическое представление о своей профессии, но и знание, как в должной мере применить информацию на практике. Этот вопрос в должной мере решается в кадетской школе-интернате “Тамбовский кадетский корпус имени Л.С. Дёмина”.
Педагоги ТКК стараются уделять внимание реализации принципов личностно-ориентированного подхода, используя ИКТ.
В настоящее время отмечается важнейшая тенденция: современная школа должна стать “антропоцентрической”, т.е. центром всех учебно-воспитательных воздействий должен стать конкретный ученик. Соответственно все способы и формы организации школьной жизни должны быть подчинены цели его всестороннего личностного развития, что требует разработки новых подходов к информационному обеспечению управления и развития новых информационных технологий. Основная цель – интеллектуальное воспитание.
Не ребенок должен подстраиваться под содержание, а содержание образования следует подстраивать под ребенка.
Образование по мере роста ребенка все больше должно становиться самообразованием, т.е. образованием самого себя.
Соответственно, на первый план выходят такие формы деятельности учителя, как разработка индивидуальных стратегий обучения разных детей, учебно-педагогическая диагностика, индивидуальное проектирование и т.д.
В связи с современными требованиями обучения учитель должен:
1. Научиться правильно прогнозировать, проектировать, моделировать те качества подготовки выпускника, которые школа предполагает получить на “выходе” образовательного процесса.
2. Обеспечивать, поддерживать достижение требуемого уровня качества образования, вовремя пресекая нежелательные отклонения от него.
3. Повышать качество образования, приводя его в соответствие с растущими требованиями внешних заказчиков.
4. Выявлять и оценивать реальное качество образования, его соответствие стандартам.
В этих условиях именно внедрение новых информационных технологий обуславливает получение необходимой управленческой информации, которая имеет не усредненный, а индивидуально-личностный характер, позволяет увидеть продвижение каждого ребенка в процессе обучения.
Для выявления индивидуальной траектории развития необходимы:
1. Динамика изменений в учебном и личностном росте ребенка;
2. Деятельность педагога по развитию учеников;
3. Мониторинг качества образования.
В соответствии с областной целевой программой “Развитие единой образовательной информационной среды Тамбовской области” на 2006-2010 годы в кадетской школе-интернате в настоящий момент осуществлено внедрение автоматизированной информационной аналитической системы “Директор”, которая позволила сформировать единое информационное пространство школы-интерната.
С помощью этой программы, мы наблюдаем уровень учебных достижений класса по предмету и в целом по всем предметам, отслеживаем характер динамики по четвертям и за год. Параметры мониторинга: % успеваемости, % качества знаний, уровень обученности помогают определить рейтинг класса на параллели и по всей школе, выявить наибольший процент уч-ся, имеющих одну тройку по конкретному предмету, отследить динамику показателей обученности этих учеников в течение года.
Каждый учитель ТКК прогнозирует максимально возможную успеваемость каждого ученика по каждому предмету на ближайшую четверть (год) с учетом максимально возможных для конкретного ребенка результатов. (Программа АИАС АРМ “Директор”, анализ успеваемости конкретного ученика, электронные журналы).
Приложение
Да природа рождает 2,2% детей, которые могут учиться на одни “5” -
интеллектуальный
уровень (сверхпревосходный),
ещё 6,7% - “5” и “4” (превосходный),
примерно 16,1% - на “4” (вышесредний),
50% - на “4” и “3” (средний),
16,1% - на “3” и “4” (нижесредний),
6,7% - на “3”(пограничный),
2,2% - на “2” (дефектный).
80% зависит от его генетического кода и только 20% - от образования и воспитания в школе и семье (американский психолог Д.Векслер).
Педагоги ТКК используют современные сложные технологии педагогики, чтобы учить детей на максимуме их возможностей, отдавая предпочтение ИКТ.
Ориентация всего педагогического коллектива на новые технологии является движущей силой в образовательном процессе.
В числе образовательных технологий учителя на первый план выносят проектное обучение и владение информационно-компьютерными возможностями.
Пора понять, что обычное увеличение часов на изучение школьных предметов не дает нужных результатов. В нашем корпусе апробируются новые технологии обучения (ИКТ, дистанционное, проектно-исследовательский метод).
Надо отметить, что по мере насыщения школ средствами ИКТ и разработки новых моделей учебной работы (новых образовательных практик) информатизация ТКК переходит в зрелую фазу. Здесь делается акцент на оснащение школы компьютерами и информационными технологиями, так как новые цели и задачи образовательной работы, поддержанные ИКТ методы и формы дают реальные результаты. Педагогические инновации уже редко используются отдельно от информатизации школы.
Особое место в управлении качеством образования в кадетской школе-интернате занимают современные информационные технологии, эффективной реализации которых способствуют следующие условия:
- увеличение количества преподавателей, использующих в учебно-воспитательном процессе информационно-коммуникационные технологии;
- наличие оборудованных компьютерных классов, вычислительная локальная сеть, доступ к широкополосному Интернету, доступ к Интернету с помощью спутниковой антенны;
- увеличение технических средств обучения в кабинетах физики, математики, химии, биологии, истории, русского языка, географии, истории, ОБЖ (компьютеры, принтеры, сканеры, мультимедийные проекторы, интерактивные доски, кабельное телевидение, лазерный тир);
- наличие методически обоснованных и соответствующего качества учебных компьютерных программ (серия “1С-репетитор”, серия “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия”, серия “Открытая физика”, серия “Открытая математика”, серия “Новый диск”, серия “Готовимся к ЕГЭ”),
- наличие в качестве приложения к компьютерным программам полного дидактического комплекса (учебники, методические пособия, задачники, система контроля знаний, умений, навыков).
Таким образом, создание и использование единой информационной системы в виде компьютерной сети и внедрение автоматизированных процедур сбора и передачи информации, введение стандартных процедур и бланковых форм для переработки информации гарантируют качество образования.
2004-2005 уч. год |
2005-2006 уч. год |
2006-2007 уч. год |
2007-2008 уч. год |
|
Общий процент качества знаний кадетов |
69,3% |
73,23% |
74,6% |
74,68% |
% успеваемости |
99,6% |
99,7% |
100% |
100% |
По этим данным видно, что качество обучения в кадетской школе-интернате постоянно растет. Эти показатели несколько выше городского и областного уровней. В плане реализации программы развития по повышению качества обучения, качество образования повысилось на 5,3% за счет внедрения новых информационных технологий с использованием компьютерных программ.
Каждый учитель должен иметь навыки использования информационных технологий в ежедневной работе, уметь собирать, преобразовывать и анализировать большие объемы информации. Надо помнить, что применение само по себе не гарантирует достижение результатов; их необходимо встраивать в существующий учебный процесс, что редко возможно без разработки собственного проекта. Одна и та же технология, одни и те же средства могут способствовать обновлению работы, ограниченно повлиять на работу, либо не оказывать вообще никакого влияния.
У многих кадетов дома есть компьютер и Интернет. Конечно, технический прогресс постоянно предоставляет новые возможности.
Дидактический потенциал Интернета весьма специфичен, его следует рассматривать как благоприятную образовательную среду.
Часть образовательной информации в нем создается целенаправленно различными научными и образовательными сообществами, другая – пополняется, третья – стихийно проникает в эту область. На многих сайтах нет данных об авторах, организациях, занимающихся разработкой и предоставлением информации, в отличие от книг, у которых имеются выходные данные. Образность, как специфичность формы подачи информации в Интернет, может быть вырвана из общего образовательного контекста, что чаще всего не дает знания и понимания. Насколько правильно подростки воспримут получаемую информацию, будет зависеть от того, обучены или необучены они аналитической работе с информацией, обладают ли критическим умом, могут ли оценить достоверность информации, соотнести информацию и имеющиеся знания. Таким образом, чтобы научить кадетов пользоваться Интернетом, необходима высокая квалификация учителей.
Педагогическая компетентность учителя, его успешность в профессии, его социальная защищенность формируется и проявляется в информатизации образования, которая должна стать устоявшейся культурной практикой, требующей новых жизненных навыков учителя и ученика. Интеграция усилий в информатизации образования даст учителя нового уровня, понимающего информацию, умеющего с ней работать, способного научить этому своих учеников
Да, важны изменения в техническом оснащении учебного процесса, но основными показателями будут изменения в методах и организационных формах работы учителей и учащихся.
Критериями оценки эффективности работы учителя являются не показатели процесса – что делали, а показатели конечного результата – чего добились, что изменилось, улучшилось: в знаниях, умениях, навыках учащихся по сравнению с предыдущими годами.
См. приложение.
Литература
1. Журнал “Народное образование” №9 - 2007, №5 – 2007;
2. Журнал “Вестник образования” №2 – 2006;
3. Журнал “Завуч” №7 - 2000,№7 – 2008;
4. Профильная школа №5 – 2006;
5. Советова Е.В. Тематические педсоветы, изд.2-е. Ростов-на-Дону, 2008.