Цель занятия:
- развивать умение создавать свой устный и письменный текст;
- познакомить с планом анализа текста;
- познакомить с традиционными народными инструментами и
- приобщить к истокам народной культуры.
Эпиграф.
Сколько чудных инструментов
Собрались в один кружок:
Тут и …….., и ………….,
И …………, и …………..
Заиграют инструменты,
Ноги сами в пляс пойдут.
(В с. Меловое Белгородско-Курского
региона
поют на Троицу. В 2004 году Троица 30 мая.)
Задание к эпиграфу: В конце занятия введите названия инструментов, чтобы не нарушить ритм поэтического текста.
Оформление класса: инструменты (ложки, скрипка, гармоника, баян, аккордеон)
Ход занятия
Вступительное слово учителя.
- Ребята, прочитайте тему занятия, обратите внимание на оформление. Определите задачи учебного занятия.
Учитель сообщает цель занятия.
Звучит музыка. Под музыку ведется запись в тетрадях. (Тема лингвистическая и регионального компонента; эпиграф)
- Ребята, назовите народные инструменты.
(Учащийся работает над лексическим значение слова инструмент. Проводит проверку по словарю. Записывает на доске)
Инструмент – это прибор для извлечения звуков.
- Ребята, вы назвали инструменты, а теперь мы запишем их и те, о которых вы, возможно, услышите сегодня впервые.
Словарная работа
Рожок, ложки, жалейка, балалайка, кугиклы, гармоника, гусли, домра, баян, аккордеон, скрипка, дудочка, флейта…
- Подчеркните только народные инструменты.(рожок, ложки, жалейка, балалайка, кугиклы, гармоника, гусли, домра)
- О каком инструменте можете сами рассказать? (Ложки.)
- Кто и когда додумался превратить ложки в ударный инструмент, сказать трудно, но то, что они стали украшением любого ансамбля – бесспорный факт. Вы слышали, как звучит этот нехитрый инструмент?
- О каком инструменте слышите впервые? (кугиклы, жалейка)
- Мы сделали запись. Можно назвать его текстом?
- Дайте определение: текст – это… (записать определение на доске)
- Послушайте подсказки. Создайте и запишите свой текст об этом инструменте.
Лучшим мастером на Белгородчине по жалейкам считается Марк Васильевич Сычев. Проживает в Красногвардейском районе с.Казацкое. Жалейки делал не простые, а двойные. Поют его жалейка так трогательно и нежно, что щемит сердце.
Жалейку смастерить – простое дело.
Всего и нужно – бузина да нож.
Но чтоб она в руках твоих жалела,
Тут важно, что ты в дудочку вдохнешь.
Создаем свой текст. Чтение нескольких работ.
Жалейка – дудочка из бузины. Для ее изготовления нужен нож. Жалейку можно сделать простую и двойную. На Белгородчине лучшим мастером по жалейкам считается Марк Васильевич Сычев.
- Назовите ключевое слово в ваших текстах. ( Жалейка)
Учитель дает значение слова бузина.
(Бузина – кустарник семейства жимолостевых с черными или красными ягодами)
Слушаем вторую подсказку. Создаем текст.
В Древней Греции почитали божество Пан с ясными глазами, козлиными ногами и рожками. Оно было покровителем пастухов. В сопровождении нимф бродило это трогательное существо по лесам, звуками своей многоствольной флейты собирая стада. Тех, кто нарушал законы леса, Пан наказывал, насылая на них безотчетный страх и панику. У разных народов эту флейту Пана называли по-разному. На Руси ее называли кугиклами. Ее отличает ясный и чистый тембр.
Чтение работ.
Многоствольную флейту на Руси называют кугиклы. У разных народов такой инструмент называется по-разному. С таким инструментом в Древней Греции изображали божество Пан. Он бродил по лесам и ясным, чистым звуком флейты собирал стада.
- Назовите 4 ключевых слова. ( Многоствольная флейта, кугиклы, Древняя Греция, божество Пан)
Если у ребят есть желание, то можно попробовать нарисовать эти инструменты.
- О каком инструменте этот текст. Мини-диктант. Пропустите строку, чтобы озаглавить.
Раннее-раннее утро. Белый туман поднимается над рекой. Легкий ветерок чуть колышет деревья. Тишина. Только брякнет где-то ведро у колодца или крякнет спросонья утка… И вдруг откуда-то издалека до слуха доносится звук…(ребята вписывают название инструмента рожок) Это пастух скликает свое стадо.
Чтение уч-ся текста. В это время учитель может проверить 1-2 работы.
Работа с текстом. На партах лежат памятки для анализа текста.
1. Определите стиль текста.
2. Определите тип речи.
3. Какая часть речи преобладает.
4. Как можно озаглавить.
5. Основная мысль текста.
6. Ключевые слова.
7. Запишите речевую ситуацию.
8. Средства связи предложений в тексте передайте в схеме.
9. Основные синтаксические конструкции назовите.
Задание. Измените 1-2 синтаксические конструкции, чтобы простое предложение было осложнено или простое предложение стало сложным предложением.
(Например. Белый туман поднимается над рекой, легкий ветерок чуть колышет деревья. Это пастух скликает свое стадо, лениво выходящее из дворов.)
10. Как правильно сказать:
Играют рожки,
Играют рожочники,
Играют рожечники?
- Вы узнали о некоторых народных инструментах Белгородчины. Какие инструменты относятся к струнным, духовым, ударным? (Ложки – ударный, кугиклы, рожок, жалейка – духовые)
- А гармоника?
- Посмотрите на три инструмента, которые очень похожи. Какой из них гармоника или гармошка? Как вы сумеете отличить?
(Учитель поясняет, что гармошка имеет с правой стороны два ряда с клапанами, а с левой – три.)
- Осталось еще два инструмента: баян и аккордеон. Конечно, аккордеон вы уже узнали. Теперь внимательно посмотрите на гармонику и баян. Чем они отличаются? ( У баяна с правой стороны три ряда с клапанами, а с левой – пять.)
- Ни одна вечеринка на селе не обходилась раньше без гармошки. Очень хорошо сказал о гармошке поэт Александр Жаров:
Гармонь, гармонь!
Гуляют песни звонко,
За каждый покачнувшийся плетень.
Гармонь, гармонь!
Родимая сторонка,
Поэзия российских деревень!
А знаете ли вы, ребята, как была сделана первая гармошка? Давайте послушаем
Сообщение учащегося.(индивидуальная работа)
Мастер взял две небольшие дощечки, провернул в них дырочки, потом прикрепил к дощечкам плотную сморщенную бумагу. И гармошка готова! Со временем бумагу заменила плотная материя, отверстия закрыли клапанами и … заиграла, запела гармошка.
На Руси первую гармошку сделал тульский оружейник Иван Сизов в 1830 году.
После этого изготовление гармоней стало в Туле повальным увлечением – открылись кустарные мастерские, фабрики. Она и сейчас славится на всю Россию – тульская гармошка. А бывают еще гармошки саратовские, ливенские, елецкие, вятские, тальянка…
Звучит музыка (гармошка или баян) В это время ребята возвращаются к словарной работе, чтобы надписать над инструментами, к какому виду они относятся ( С - струнный, У - ударный, Д – духовой).
- Может быть, кто-нибудь знает, где в настоящее время можно научиться играть на народных инструментах?
В школе 46 города Белгорода есть ансамбль “Обережки”, руководитель Алексеева М.А.
В музыкальном училище города Белгорода работает Горюнов Борис Александрович. Он руководит ансамблем народных инструментов.
При детской музыкальной школе искусств 1 есть ансамбль.
В духовной семинарии города Белгорода студенты занимаются в ансамбле народных инструментов. Их выступление можно услышать в Центре духовного просвещения, на праздниках в семинарии.
Работа над эпиграфом.
Чтение ребят:
Сколько чудных инструментов
Собрались в один кружок:
Тут и ложки, и гармошки,
И жалейка, и домра.
Тут и скрипка, и жалейка,
И гармошка, и рожок.
Тут и скрипка, и гармошка,
И кугиклы, и рожок.
Заиграют инструменты –
Ноги сами в пляс пойдут.
- Ребята, мы хорошо поработали. Запишите в смысловой пирамиде свое обобщение.
Сущ.
прил. прил.
глаг. глаг. глаг.
словосочетание.
2-3 предложения-размышления-вывода.
Домашнее задание. Написать рассказ о любом инструменте.