Программа организации детского самоуправления "ДРУГ"

Разделы: Внеклассная работа


  1. Пояснительная записка

Подготовка школьников к общению понимается как формирование у школьников интеллектуальной, психической и социальной готовности к эффективному участию в общении и как освоение способов практической реализации этой готовности.

Оптимальным временем подготовки человека к общению является детство и школьные годы. В этом возрасте человек наиболее восприимчив к обучению, как правило, легко и наиболее устойчиво усваивает установки, умения, стереотипы в сфере общения.

В том или ином аспекте вопросы подготовки и обучения общению затрагивают различные дисциплины: этику, психологию, теорию управления, театральную педагогику, психотерапию и др. В силу специфики этих предметов они не могут быть прямо перенесены в сферу воспитания школьников, но могут быть использованы в ней в модифицированном виде.

Важнейшим аспектом подготовки учащихся к общению является формирование у них социально ценных установок в сфере общения: отношения к каждому партнеру по общению как к цели, а не как к средству; интерес к самому процессу общения, а не только к его результату; отношение к общению как к диалогу, а не монологу; терпимость к мелким недостаткам партнеров; терпимость к идеям партнера; ориентация на то, чтобы в процессе общения не только получать самому, но и как можно больше отдавать партнерам.

Формирование социальных установок в сфере общения становится реальным тогда, когда оно осуществляется в процессе всей учебно-воспитательной работы школы и непосредственно связано с теми установками, которые реализуют педагоги в своем общении с учащимися.

Эффективным путем формирования социальных установок учащихся в сфере общения является такая распространенная форма организации жизнедеятельности ученических коллективов.

Становление гражданской позиции невозможно только через передачу знаний об обществе. Важнейшим источником гражданского сознания и поведения является опыт гражданской жизни, который школьник получает в школе.

Главной целью является стимулирование и создание в школах структур и видов деятельности, в которых бы практически возникали и развивались гражданские качества и умение школьников.

Проблема самосовершенствования личности не может быть решена достаточно полно без практической самоутверждающей деятельности этой личности. Рано или поздно ученики и родители поймут, что хорошая школа не может заниматься только обучением. Хорошая школа должна помочь ребятам стать активными гражданами общества, и тогда они смогут добиваться успеха в жизни.

    Проблема:

Как повысить социальную активность, самоорганизованность и самореализацию учащихся?

Одним из путей решения этой проблемы является развитие детских объединений и ученического самоуправления, которое дает возможность самовыражения, самоопределения, самореализации подростка в той или иной деятельности путем включения его в различные социальные отношения.

"Самоуправление нельзя "дать", нельзя "взять", нельзя "ввести". Его необходимо годами вырабатывать и отрабатывать".

Потребность детей в самореализации, мобильность педагогического коллектива, демократический стиль управления - отправная точка развития ученического самоуправления в школе. Процесс полноценного развития ученического самоуправления обязательно должен сопровождаться осознанной поддержкой педагогического и родительского коллективов школы. Однако, как относиться педагогу к детскому самоуправлению сегодня? Какова его роль и позиция в этом процессе? Какие формы работы позволяют построить максимально-эффективное взаимодействие взрослых и детей? В работе с детским коллективом по развитию ученического самоуправления руководитель школы, его заместители, педагоги, классные руководители и родители выполняют особо важные функции - функции сотрудничества и воодушевления, сплочения и поддержки, организации и вдохновения. Развитие ученического самоуправления является основой воспитательной системы нашей школы. Самоуправление способствует формированию саморазвивающейся личности, воспитывает у школьников демократическую культуру, гражданственность, стимулирует ребенка к социальному творчеству, умению действовать в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества.

В этом году в начальной школе начала действовать Демократическая Республика Увлечённых Граждан “ДРУГ”, реализуя данную программу.

  1. Концептуальные основы построения деятельности республики

В программе делается основной акцент на создание условий для приобретения ребенком социально-значимого опыта, направленного на определение перспектив собственного развития. Параллельно детьми приобретаются такие необходимые качества, как:

  • взаимопомощь и взаимоподдержка;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • формирование организаторских и лидерских качеств;
  • взаимообучение через постижение новых педагогических, исполнительских, управленческих и других технологий, носителями которых являются участники.

С помощью специально смоделированных ситуаций, с созданной психологической атмосферы, атмосферы сотрудничества и равноправного партнерства между всеми участниками программа способствует раскрытию творческого потенциала ребенка, самораскрытию и саморазвитию учащихся. Таким образом, создаются условия для самостоятельной работы, совместного поиска, своевременного одобрения творческих идей, а также более успешной социализации детей.

  1. Общая характеристика программы

3.1. Цель программы:

  • развитие и сплочение ученического коллектива, повышение его роли в формировании личности;
  • создание условий для повышения уровня социальной активности, самоорганизации и самореализации учащихся начальных классов при развитии ученического самоуправления;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов.

3.2. Задачи:

  • развитие коммуникативных способностей учащихся;
  • приобретения социокультурного опыта саморазвития, самосовершенствования в практике жизнедеятельности организации и перенос этого опыта в свое жизненное пространство;
  • создание в школе воспитательной среды, обеспечивающей условия для самоутверждения, самостоятельности, инициативы учащихся;
  • организация содружества и сотворчества учащихся и взрослых;
  • дача знаний учащимся по проблемам самоуправления;
  • формирование у учащихся готовности совершенствовать свою личность;
  • создание условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива;
  • воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развить гражданскую и социальную ответственности за самого себя, свою семью, окружающих, общества и Отечества;
  • овладение новыми технологиями воспитания

Решая задачи создания пространства, организованного для включения учащихся в творчески развивающую деятельность, постижения самоценности собственной личности, осознания своей роли в жизни коллектива, педагоги опираются на принципы образовательной деятельности.

3.3. Основные принципы программы:

  • принцип участия и активности, который предполагает: привлечение детей к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности по оздоровлению своего организма; рациональному использованию своего времени; создание благоприятной атмосферы общения; в проведении ключевых дел; обеспечение творческого характера видов коллективной деятельности в целях привлечения учащихся к самовыражению и участию в жизни детского коллектива;
  • принцип самореализации учащихся, который предполагает: осознание целей и значения предлагаемых видов деятельности для личного саморазвития, наличие четких и ясных перспектив деятельности, в которую включается ребенок; учет возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации школьника; признание личности ребенка с ее достоинством и потенциалом в качестве самоцели; подготовку учащихся к необходимой ориентации в жизненных ситуациях и выбору ценностей для их разрешения
  • принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления, который предполагает: передачу учащимся меры ответственности за организацию деятельности детского коллектива, направленную на приобретение ими лидерского опыта в условиях взаимодействия детей и взрослых, отвечающую их возрастным особенностям и возможностям, обеспечивающую защиту каждого члена коллектива от негативного проявления социума, охрану их жизни и здоровья; создание ситуаций жизни коллектива, требующих принятия коллективного решения, осознанного исполнения этих решений; формирование чувства ответственности за собственный выбор, принятое решение, поступок на основе культурных норм отношений, общения и деятельности;
  • принцип доброжелательности, который предполагает: создание ситуаций успеха, создание условий для реализации существующих интересов школьников, пробуждение новых интересов;
  • принцип толерантности, который предполагает: подготовку учащихся к необходимой ориентации в жизненных ситуациях и выбору ценностей для их разрешения, воспитание уважительного отношения к другим людям, к их труду, их результатам

3.4. Участники проекта

  • учащиеся 1-4 классов;
  • классные руководители;
  • организаторы детского коллектива (пионервожатые, педагоги дополнительного образования);
  • администрация школы

3.5. Средства решения проблемы:

  • проведение тематических семинаров с классными руководителями;
  • изучение опыта по развитию ученического самоуправления других школ;
  • участие в семинарах, конференциях, курсах по данной теме;
  • проведение мониторинга (анкетирование, тестирование, рефлексия);
  • определение формы ученического самоуправления;
  • учеба актива;
  • прогрессивные формы работы (групповые, работа над социальными проектами)

3.6. Направления деятельности

  • интеллектуально-познавательное;
  • хужожественно-эстетическое;
  • спортивно-оздоровительное;
  • гражданско-патриотическое
  1. Цели и содержание основных направлений

Детская Республика Увлеченных Граждан “ДРУГ” - это система социального развития ребенка, его физического и духовного саморазвития, воспитание гражданской активности. Главная цель – развитие в каждом ребенке жизнестойкости и жизнеспособности. Педагоги и дети совместно решают, чем им заниматься, какие при этом использовать символы и ритуалы. Разнообразие форм, методов и содержание деятельности “ДРУГ” заложено в следующих блоках: министерство ОБРАЗОВАНИЯ, министерство ЧИСТОТЫ И ПОРЯДКА, министерство ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, министерство КУЛЬТУРЫ, министерство по ОБЩЕСТВЕННЫМ СВЯЗЯМ.

4.1. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

  • Цель:

повышение качества знаний через реализацию самоуправления, создание условий для формирования конкурентоспособной личности школьника

  • Задачи:
    • осуществлять взаимопомощь;
    • осуществлять помощь в учёбе слабоуспевающим ученикам;
    • осуществлять помощь в организации и проведении предметных недель, викторин, олимпиад, мероприятий, посвященных повышению интеллектуального потенциала

4.2. МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

  • Цель:

сохранение и укрепление здоровья учащихся, привитие навыка здорового образа жизни

  • Задачи:
    • осуществлять проведение утренней зарядки, динамической паузы, подвижных игр на переменах;
    • организовывать и проводить беседы о здоровом образе жизни;
    • организовывать и проводить игры на свежем воздухе во время прогулок;
    • осуществлять контроль за режимом проветривания кабинетов

4.3. МИНИСТЕРСТВО ЧИСТОТЫ И ПОРЯДКА

  • Цель:

поддержание порядка и уюта в школе, в классе.

  • Задачи:
    • осуществлять помощь в организации дежурства по школе, уборке территории;
    • осуществлять контроль за внешним видом учащихся и соблюдением ими культурно-гигиенических требований;
    • осуществлять сбор сведений об учениках, которые систематически не переобуваются

4.4. МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ

  • Цель:

создание условий для развития общественного и духовного потенциала учащихся.

  • Задачи:
    • осуществлять контроль за выполнением учащимися школьных правил поведения;
    • следить за культурой речи учащихся;
    • организовывать беседы о поведении в общественных местах (обыгрывание ситуаций);
    • осуществлять помощь учителю в организации и проведении внеклассных мероприятий (праздников, экскурсий, викторин)

4.5. МИНИСТЕРСТВО ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ СВЯЗЯМ

Цель:

осуществление и поддерживание обратной связи с классными коллективами.

Задачи:

    • информировать школьный коллектив обо всех мероприятиях;
    • выпускать тематические заметки, газеты, открытки;
    • оформлять информационные стенды;
    • готовить Дружинную линейку;
    • проводить интервью, анкетирования
  1. Сроки реализации программы
  2. Программа рассчитана на 5 лет 2007-2011 гг.

  3. Этапы реализации программы

6.1. Организационный период (2007 год)

Это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, это переходный период из одной жизнедеятельности в другую. В этот период раскрываются лидерские качества отдельных учащихся, формируется актив, разрабатываются символы и ритуалы, создание единства терминологии и обозначений в соответствии с действующими государственными стандартами.

На данном этапе решаются следующие задачи:

  • воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развитие гражданской и социальной ответственности за самого себя, свою семью, окружающих, общества и Отечества;
  • создание в школе воспитательной среды, обеспечивающей условия для самоутверждения, самостоятельности, инициативы учащихся;
  • организация содружества и сотворчества учащихся и взрослых;
  • дать знания учащимся по проблемам самоуправления

Успешность программы зависит от общего морального тонуса жизни коллектива, примера педагогов, поступков взрослых, а в целом – от культуры межличностных отношений.

Как пройдет оргпериод, так и пройдет становление в школе самоуправления.

6.2. Основной период (2008-2010 годы)

Основной период состоит из периода адаптации и самореализации учащихся в пространстве деятельности ученического коллектива, самоопределении учащихся в своих интересах. В основной период решаются все основные задачи, которые предусмотрены программой.

Предполагаемый результат:

  • формирование различных форм коллективной работы;
  • самореализация и оценка творческого потенциала учащихся;
  • приобретение нового опыта жизни в других условиях;
  • сравнительный анализ и самоанализ перемен, происшедших со всеми участниками проекта;
  • повышение социальной активности учащихся;
  • накопление опыта общения, взаимодействия, доверия;
  • развитие ученического самоуправления по существующей структуре (Приложение)

6.3. Итоговый период (2011 год)

Итоговый период по длительности самый короткий. Каким задачам подчинен итоговый период? Прежде всего – это анализ всей работы по организации и созданию детского самоуправления.

Предполагаемый результат:

  • приобретение опыта самоуправления, самостоятельности;
  • приобретение опыта самоорганизации и ответственности;
  • повышение самооценки;
  • приобретение жизненного опыта в разных условиях;
  • удовлетворение детских интересов;
  • подготовка методического материала по созданию детского самоуправления;
  • овладение новыми технологиями воспитания
  1. Механизм реализации программы

Деятельность республики направлена, прежде всего, на развитие личности учащихся, формирование лидерских качеств, которые включают:

  • нестандартный стиль мышления;
  • широкий диапазон практических навыков;
  • чувство ответственности.

Детским коллективом республики руководит старшая вожатая. Высший орган самоуправления – совет министров, на котором для решения важных вопросов приглашаются мэры всех классов. Все граждане республики живут по единым, совместно принятым законам:

  • “закон человечности” (царит атмосфера доброжелательности, заботы);
  • “закон самоуправления” (все участвуют в подготовке, проведении и анализе дел);
  • “закон творчества” (все организуем необычно, ярко, интересно);
  • “закон чистоты”;
  • “закон здоровья”;
  • “закон тишины”;
  • “закон игры”

Мэры дают оценку своего класса, анализируют жизнедеятельность других классов, наглядно фиксируют результат своей работы на экране соревнований. В их обязанности входит передача распоряжений совета и контроль за их исполнением. В каждом классе организованы следующие службы:

  • Служба образования:
  1. организует помощь в учебе слабоуспевающим ученикам;
  2. ведёт экран успеваемости класса;
  3. информирует класс о проведении предметных недель;
  4. готовит и проводит “Турниры смекалистых”, классные часы по учебным вопросам;
  5. осуществляет помощь учителю при подготовке к урокам, в проверке домашнего задания
  • Служба чистоты и порядка:
  1. поддерживает порядок и уют в учебном классе;
  2. организует дежурство по кабинету согласно графику;
  3. ухаживает за цветами;
  4. следят за сохранностью мебели;
  5. оформляют кабинет для проведения праздников, встреч и пр., осуществляют уборку
  • Служба здоровья:
  1. следит за режимом проветривания;
  2. проводит физкультминутки на уроках, динамические паузы, подвижные игры на переменах;
  3. организовывает спортивные состязания, Дни Здоровья, экскурсии на природу
  • Служба интересных дел “СИД”:
  1. следит за выполнением учащимися Устава школы;
  2. организует в классе досуговую деятельность, познавательные и развлекательные мероприятия и праздники, являются их ведущими
  • Служба спасения:
  1. оказывает помощь учителю в экстренном оповещении учащихся;
  2. оказывает реальную помощь и поддержку нуждающимся одноклассникам;
  3. организует участие в операциях “Забота”, акциях

Каждый член Республики имеет право:

  • принимать участие во всех внеклассных мероприятиях;
  • расширять свой кругозор;
  • вносить предложения при подготовке различных мероприятий, праздников, конкурсов, трудовых дел.

Члены Демократической Республики следуют таким правилам:

  • будь правдив, не урони честь члена Республики;
  • что один не сделает, сделаем вместе;
  • будьте добрыми соседями, уважайте других граждан республики;
  • люби свой город, край, Родину;
  • люби песни, танцы, смех. Радость подели на всех;
  • береги природу, будь ее защитником;
  • будьте всегда опрятны и аккуратны;
  • будьте бережливы к школьному имуществу;
  • будьте добрыми соседями.
  1. Ожидаемые результаты
  • демократизация школьной жизни на основе развития системы ученического самоуправления;
  • повышение уровня профессиональной подготовки классных руководителей;
  • активное привлечение учащихся к самоуправлению на всех уровнях;
  • воспитание активного члена общества;
  • создание физически и социально здоровых, организованных школьных коллективов и воспитание самоуправляемой личности
  1. Возможные негативные последствия и пути их предотвращения:
  • не все учащиеся школы захотят участвовать в коллективных делах класса-школы;

пути преодоления: помочь этим учащимся найти дело по душе в рамках школьного самоуправления или в системе внеклассной деятельности

  • возникновение различных форм протеста учащихся и педагогов;

пути преодоления: (для детей) найти другие интересы – возможности для самовыражения данных учащихся

пути преодоления: (для педагогов) убеждение в процессе личных бесед и предоставление возможности творческого подхода к решению общей задачи.

  • появление позиции управления в классных коллективах по принципу руководство-исполнение;

пути преодоления: использование различных форм работы с классным руководителем. Еще раз обучение их способам организации ученического самоуправления.

См. презентации: «Детская республика увлеченных граждан "Друг"», Самоуправление.

Прослушайте музыкальное сопровождение: Дорогою добра, музыка из мультвильмов, шлягер, Большой хоровод, фанфары.