- Пояснительная записка
Подготовка школьников к общению понимается как формирование у школьников интеллектуальной, психической и социальной готовности к эффективному участию в общении и как освоение способов практической реализации этой готовности.
Оптимальным временем подготовки человека к общению является детство и школьные годы. В этом возрасте человек наиболее восприимчив к обучению, как правило, легко и наиболее устойчиво усваивает установки, умения, стереотипы в сфере общения.
В том или ином аспекте вопросы подготовки и обучения общению затрагивают различные дисциплины: этику, психологию, теорию управления, театральную педагогику, психотерапию и др. В силу специфики этих предметов они не могут быть прямо перенесены в сферу воспитания школьников, но могут быть использованы в ней в модифицированном виде.
Важнейшим аспектом подготовки учащихся к общению является формирование у них социально ценных установок в сфере общения: отношения к каждому партнеру по общению как к цели, а не как к средству; интерес к самому процессу общения, а не только к его результату; отношение к общению как к диалогу, а не монологу; терпимость к мелким недостаткам партнеров; терпимость к идеям партнера; ориентация на то, чтобы в процессе общения не только получать самому, но и как можно больше отдавать партнерам.
Формирование социальных установок в сфере общения становится реальным тогда, когда оно осуществляется в процессе всей учебно-воспитательной работы школы и непосредственно связано с теми установками, которые реализуют педагоги в своем общении с учащимися.
Эффективным путем формирования социальных установок учащихся в сфере общения является такая распространенная форма организации жизнедеятельности ученических коллективов.
Становление гражданской позиции невозможно только через передачу знаний об обществе. Важнейшим источником гражданского сознания и поведения является опыт гражданской жизни, который школьник получает в школе.
Главной целью является стимулирование и создание в школах структур и видов деятельности, в которых бы практически возникали и развивались гражданские качества и умение школьников.
Проблема самосовершенствования личности не может быть решена достаточно полно без практической самоутверждающей деятельности этой личности. Рано или поздно ученики и родители поймут, что хорошая школа не может заниматься только обучением. Хорошая школа должна помочь ребятам стать активными гражданами общества, и тогда они смогут добиваться успеха в жизни.
Проблема:
Как повысить социальную активность, самоорганизованность и самореализацию учащихся?
Одним из путей решения этой проблемы является развитие детских объединений и ученического самоуправления, которое дает возможность самовыражения, самоопределения, самореализации подростка в той или иной деятельности путем включения его в различные социальные отношения.
"Самоуправление нельзя "дать", нельзя "взять", нельзя "ввести". Его необходимо годами вырабатывать и отрабатывать".
Потребность детей в самореализации, мобильность педагогического коллектива, демократический стиль управления - отправная точка развития ученического самоуправления в школе. Процесс полноценного развития ученического самоуправления обязательно должен сопровождаться осознанной поддержкой педагогического и родительского коллективов школы. Однако, как относиться педагогу к детскому самоуправлению сегодня? Какова его роль и позиция в этом процессе? Какие формы работы позволяют построить максимально-эффективное взаимодействие взрослых и детей? В работе с детским коллективом по развитию ученического самоуправления руководитель школы, его заместители, педагоги, классные руководители и родители выполняют особо важные функции - функции сотрудничества и воодушевления, сплочения и поддержки, организации и вдохновения. Развитие ученического самоуправления является основой воспитательной системы нашей школы. Самоуправление способствует формированию саморазвивающейся личности, воспитывает у школьников демократическую культуру, гражданственность, стимулирует ребенка к социальному творчеству, умению действовать в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества.
В этом году в начальной школе начала действовать Демократическая Республика Увлечённых Граждан “ДРУГ”, реализуя данную программу.
- Концептуальные основы построения деятельности республики
В программе делается основной акцент на создание условий для приобретения ребенком социально-значимого опыта, направленного на определение перспектив собственного развития. Параллельно детьми приобретаются такие необходимые качества, как:
- взаимопомощь и взаимоподдержка;
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование организаторских и лидерских качеств;
- взаимообучение через постижение новых педагогических, исполнительских, управленческих и других технологий, носителями которых являются участники.
С помощью специально смоделированных ситуаций, с созданной психологической атмосферы, атмосферы сотрудничества и равноправного партнерства между всеми участниками программа способствует раскрытию творческого потенциала ребенка, самораскрытию и саморазвитию учащихся. Таким образом, создаются условия для самостоятельной работы, совместного поиска, своевременного одобрения творческих идей, а также более успешной социализации детей.
- Общая характеристика программы
3.1. Цель программы:
- развитие и сплочение ученического коллектива, повышение его роли в формировании личности;
- создание условий для повышения уровня социальной активности, самоорганизации и самореализации учащихся начальных классов при развитии ученического самоуправления;
- повышение профессиональной компетентности педагогов.
3.2. Задачи:
- развитие коммуникативных способностей учащихся;
- приобретения социокультурного опыта саморазвития, самосовершенствования в практике жизнедеятельности организации и перенос этого опыта в свое жизненное пространство;
- создание в школе воспитательной среды, обеспечивающей условия для самоутверждения, самостоятельности, инициативы учащихся;
- организация содружества и сотворчества учащихся и взрослых;
- дача знаний учащимся по проблемам самоуправления;
- формирование у учащихся готовности совершенствовать свою личность;
- создание условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива;
- воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развить гражданскую и социальную ответственности за самого себя, свою семью, окружающих, общества и Отечества;
- овладение новыми технологиями воспитания
Решая задачи создания пространства, организованного для включения учащихся в творчески развивающую деятельность, постижения самоценности собственной личности, осознания своей роли в жизни коллектива, педагоги опираются на принципы образовательной деятельности.
3.3. Основные принципы программы:
3.4. Участники проекта
3.5. Средства решения проблемы:
3.6. Направления деятельности
- интеллектуально-познавательное;
- хужожественно-эстетическое;
- спортивно-оздоровительное;
- гражданско-патриотическое
- Цели и содержание основных направлений
Детская Республика Увлеченных Граждан “ДРУГ” - это система социального развития ребенка, его физического и духовного саморазвития, воспитание гражданской активности. Главная цель – развитие в каждом ребенке жизнестойкости и жизнеспособности. Педагоги и дети совместно решают, чем им заниматься, какие при этом использовать символы и ритуалы. Разнообразие форм, методов и содержание деятельности “ДРУГ” заложено в следующих блоках: министерство ОБРАЗОВАНИЯ, министерство ЧИСТОТЫ И ПОРЯДКА, министерство ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, министерство КУЛЬТУРЫ, министерство по ОБЩЕСТВЕННЫМ СВЯЗЯМ.
4.1. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
- Цель:
повышение качества знаний через реализацию самоуправления, создание условий для формирования конкурентоспособной личности школьника
- Задачи:
- осуществлять взаимопомощь;
- осуществлять помощь в учёбе слабоуспевающим ученикам;
- осуществлять помощь в организации и проведении предметных недель, викторин, олимпиад, мероприятий, посвященных повышению интеллектуального потенциала
4.2. МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
- Цель:
сохранение и укрепление здоровья учащихся, привитие навыка здорового образа жизни
- Задачи:
- осуществлять проведение утренней зарядки, динамической паузы, подвижных игр на переменах;
- организовывать и проводить беседы о здоровом образе жизни;
- организовывать и проводить игры на свежем воздухе во время прогулок;
- осуществлять контроль за режимом проветривания кабинетов
4.3. МИНИСТЕРСТВО ЧИСТОТЫ И ПОРЯДКА
- Цель:
поддержание порядка и уюта в школе, в классе.
- Задачи:
- осуществлять помощь в организации дежурства по школе, уборке территории;
- осуществлять контроль за внешним видом учащихся и соблюдением ими культурно-гигиенических требований;
- осуществлять сбор сведений об учениках, которые систематически не переобуваются
4.4. МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ
создание условий для развития общественного и духовного потенциала учащихся.
- Задачи:
- осуществлять контроль за выполнением учащимися школьных правил поведения;
- следить за культурой речи учащихся;
- организовывать беседы о поведении в общественных местах (обыгрывание ситуаций);
- осуществлять помощь учителю в организации и проведении внеклассных мероприятий (праздников, экскурсий, викторин)
4.5. МИНИСТЕРСТВО ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ СВЯЗЯМ
Цель:
осуществление и поддерживание обратной связи с классными коллективами.
Задачи:
- информировать школьный коллектив обо всех мероприятиях;
- выпускать тематические заметки, газеты, открытки;
- оформлять информационные стенды;
- готовить Дружинную линейку;
- проводить интервью, анкетирования
- Сроки реализации программы
- Этапы реализации программы
Программа рассчитана на 5 лет 2007-2011 гг.
6.1. Организационный период (2007 год)
Это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, это переходный период из одной жизнедеятельности в другую. В этот период раскрываются лидерские качества отдельных учащихся, формируется актив, разрабатываются символы и ритуалы, создание единства терминологии и обозначений в соответствии с действующими государственными стандартами.
На данном этапе решаются следующие задачи:
- воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развитие гражданской и социальной ответственности за самого себя, свою семью, окружающих, общества и Отечества;
- создание в школе воспитательной среды, обеспечивающей условия для самоутверждения, самостоятельности, инициативы учащихся;
- организация содружества и сотворчества учащихся и взрослых;
- дать знания учащимся по проблемам самоуправления
Успешность программы зависит от общего морального тонуса жизни коллектива, примера педагогов, поступков взрослых, а в целом – от культуры межличностных отношений.
Как пройдет оргпериод, так и пройдет становление в школе самоуправления.
6.2. Основной период (2008-2010 годы)
Основной период состоит из периода адаптации и самореализации учащихся в пространстве деятельности ученического коллектива, самоопределении учащихся в своих интересах. В основной период решаются все основные задачи, которые предусмотрены программой.
Предполагаемый результат:
- формирование различных форм коллективной работы;
- самореализация и оценка творческого потенциала учащихся;
- приобретение нового опыта жизни в других условиях;
- сравнительный анализ и самоанализ перемен, происшедших со всеми участниками проекта;
- повышение социальной активности учащихся;
- накопление опыта общения, взаимодействия, доверия;
- развитие ученического самоуправления по существующей структуре (Приложение)
6.3. Итоговый период (2011 год)
Итоговый период по длительности самый короткий. Каким задачам подчинен итоговый период? Прежде всего – это анализ всей работы по организации и созданию детского самоуправления.
Предполагаемый результат:
- приобретение опыта самоуправления, самостоятельности;
- приобретение опыта самоорганизации и ответственности;
- повышение самооценки;
- приобретение жизненного опыта в разных условиях;
- удовлетворение детских интересов;
- подготовка методического материала по созданию детского самоуправления;
- овладение новыми технологиями воспитания
- Механизм реализации программы
Деятельность республики направлена, прежде всего, на развитие личности учащихся, формирование лидерских качеств, которые включают:
- нестандартный стиль мышления;
- широкий диапазон практических навыков;
- чувство ответственности.
Детским коллективом республики руководит старшая вожатая. Высший орган самоуправления – совет министров, на котором для решения важных вопросов приглашаются мэры всех классов. Все граждане республики живут по единым, совместно принятым законам:
- “закон человечности” (царит атмосфера доброжелательности, заботы);
- “закон самоуправления” (все участвуют в подготовке, проведении и анализе дел);
- “закон творчества” (все организуем необычно, ярко, интересно);
- “закон чистоты”;
- “закон здоровья”;
- “закон тишины”;
- “закон игры”
Мэры дают оценку своего класса, анализируют жизнедеятельность других классов, наглядно фиксируют результат своей работы на экране соревнований. В их обязанности входит передача распоряжений совета и контроль за их исполнением. В каждом классе организованы следующие службы:
- Служба образования:
- организует помощь в учебе слабоуспевающим ученикам;
- ведёт экран успеваемости класса;
- информирует класс о проведении предметных недель;
- готовит и проводит “Турниры смекалистых”, классные часы по учебным вопросам;
- осуществляет помощь учителю при подготовке к урокам, в проверке домашнего задания
- Служба чистоты и порядка:
- поддерживает порядок и уют в учебном классе;
- организует дежурство по кабинету согласно графику;
- ухаживает за цветами;
- следят за сохранностью мебели;
- оформляют кабинет для проведения праздников, встреч и пр., осуществляют уборку
- Служба здоровья:
- следит за режимом проветривания;
- проводит физкультминутки на уроках, динамические паузы, подвижные игры на переменах;
- организовывает спортивные состязания, Дни Здоровья, экскурсии на природу
- Служба интересных дел “СИД”:
- следит за выполнением учащимися Устава школы;
- организует в классе досуговую деятельность, познавательные и развлекательные мероприятия и праздники, являются их ведущими
- Служба спасения:
- оказывает помощь учителю в экстренном оповещении учащихся;
- оказывает реальную помощь и поддержку нуждающимся одноклассникам;
- организует участие в операциях “Забота”, акциях
Каждый член Республики имеет право:
- принимать участие во всех внеклассных мероприятиях;
- расширять свой кругозор;
- вносить предложения при подготовке различных мероприятий, праздников, конкурсов, трудовых дел.
Члены Демократической Республики следуют таким правилам:
- будь правдив, не урони честь члена Республики;
- что один не сделает, сделаем вместе;
- будьте добрыми соседями, уважайте других граждан республики;
- люби свой город, край, Родину;
- люби песни, танцы, смех. Радость подели на всех;
- береги природу, будь ее защитником;
- будьте всегда опрятны и аккуратны;
- будьте бережливы к школьному имуществу;
- будьте добрыми соседями.
- Ожидаемые результаты
- демократизация школьной жизни на основе развития системы ученического самоуправления;
- повышение уровня профессиональной подготовки классных руководителей;
- активное привлечение учащихся к самоуправлению на всех уровнях;
- воспитание активного члена общества;
- создание физически и социально здоровых, организованных школьных коллективов и воспитание самоуправляемой личности
- Возможные негативные последствия и пути их предотвращения:
- не все учащиеся школы захотят участвовать в коллективных делах класса-школы;
пути преодоления: помочь этим учащимся найти дело по душе в рамках школьного самоуправления или в системе внеклассной деятельности
- возникновение различных форм протеста учащихся и педагогов;
пути преодоления: (для детей) найти другие интересы – возможности для самовыражения данных учащихся
пути преодоления: (для педагогов) убеждение в процессе личных бесед и предоставление возможности творческого подхода к решению общей задачи.
- появление позиции управления в классных коллективах по принципу руководство-исполнение;
пути преодоления: использование различных форм работы с классным руководителем. Еще раз обучение их способам организации ученического самоуправления.
См. презентации: «Детская республика увлеченных граждан "Друг"», Самоуправление.
Прослушайте музыкальное сопровождение: Дорогою добра, музыка из мультвильмов, шлягер, Большой хоровод, фанфары.