Окружающий мир. Проблемный урок по теме "Лес – природное сообщество. Цепи питания лесной зоны"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • воспитывать любовь к Родине, к родной природе;
  • воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и сотрудничества;
  • воспитание коммуникативных умений, произвольности поведения, доброжелательности, умение взаимодействовать со сверстниками и педагогом;
  • развивать творческое мышление, речь, самостоятельность, инициативность, стремление к расширению знаний, любознательность; умению самостоятельно добывать знания;
  • сформировать представление учащихся о лесе, как о природном сообществе, рассмотреть разнообразие лесных обитателей, ярусы леса.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Эмоциональный настрой. Психологический тренинг

    (Звучит музыка)

    - Прозвенел звонок, урок начинается.

    - Я улыбнусь вам, и вы улыбнетесь друг – другу и подумаете, как хорошо, что мы сегодня все вместе.

    - Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы.

    - Мы все здоровы.

    - Глубоко вдохните и выдохните.

    - Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них.

    - Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек.

    - Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к себе и друг к другу.

  3. Проверка домашнего задания
  4. 1. Географическая разминка:

    -Что лишнее?

    Сосна, берёза, клён, дуб

    Тундра, степь, пустыня, водоём

    Краб, морской конёк, богомол, дельфин

    Обь, Енисей, Волга, Байкал.

    2. “ Узнай природную зону”.

    - Это безлесная заболоченная равнина на севере нашей Родины. Природа здесь сурова. Зима ветреная холодная, с морозами свыше 50 градусов, длится 8-9 месяцев. (Тундра).

    -Эта- зона - бескрайние равнины, безлесные просторы. Зима здесь короткая. Лето жаркое продолжительное, много солнца, бывают сильные ветры- суховеи, дождей мало. (Степи)

    -Поверхность этой зоны во многих местах холмистая. Часто встречаются большие холмы из песка. Это барханы. Лето сухое, жаркое. (Пустыня)

    -Это царство льда и снега. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Это зона островов лежащих около Северного полюса.

    3. “Рассели животных по природным зонам”

    АРКТИКА: белый медведь, тупики, тюлень, гагарка.

    ТУНДРА: песец, северный олень, лемминг, белая куропатка

    СТЕПЬ: суслик, полевая мышь, хомяк, журавль- красавка

    ПУСТЫНЯ: тушканчик, верблюд, черепаха, варан.

  5. Введение в тему:
    1. Мотивация и включение в учебную деятельность.

    -Вы любите разгадывать ребусы, головоломки?

    -Расшифруйте слова:

    буд – дуб

    келаб - белка

    оркт - крот

    ребазё - берёза

    -Обобщите группу слов по определенному признаку.

    -К какой природной зоне относятся данные слова?

    -Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

    2. Выявление темы и цели.

    проблемная ситуация.

    - Почему лес называют природным сообществом?

    -Что такое сообщество?

    Погружение в тему.

    -Закройте глазки (звучит запись “Голоса леса”)

    -Что вы представили, услышали?

    Викторина “Я знаю лес”

    -Какой лес мы называем тайгой?

    -Какое особое отличие есть у лиственницы7

    -Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?

    -Это животное умеет не только прыгать, но и летать?

    -Плодами, какого дерева являются жёлуди?

    -У какого животного пять чёрных полос на спине?

  6. Постановка задания, вызывающего проблемную ситуацию
  7. -Внимательно рассмотри лес. С чем вы сможете его сравнить?

    -Чем является лес для живых организмов?

    - А какой это дом?

    -Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет своё название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания.

    1.Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твёрдых стеблей.

    2.Растения с мягкими зелёными стеблями.

    3.Мнорголетние растения с крупным твёрдым стеблем.

    -Учёные называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Расположите ярусы в данном порядке.

    Проблемная ситуация. Работа в группах.

    -Люди нередко меняются квартирами, переезжают из дома в дом, с этажа на этаж, а могут ли поменяться квартирами лесные жители: белка и крот?

    Поиск решения проблемы.

    -Найти в энциклопедической литературе материал, объясняющий причины, по которым белка живёт в дупле, а крот под землёй?

    Анализ проблемной ситуации. Высказывания детей.

    Работа в парах.

    -Составить, одну две цепи питания животного мира лесной зоны используя учебник, страница 176-177.

  8. Просмотр видеофильма “ Жители леса” (cм. фильм 1, фильм 2, фильм 3, фильм 4)
  9. - Какое впечатление у вас осталось от увиденного?

    -Что узнали нового и интересного о животных-леса?

    “Жалобы обитателей леса”

  10. Итог урока. Тест.
    1. Самый верхний ярус леса образован деревьями.
    2. Средний ярус- это мхи и лишайники.
    3. На дереве обитают кроты и землеройки.
    4. Лес - природное сообщества.
    5. Важно, чтобы в лесу не нарушалось экологическое равновесие.
    6. Малина, смородина, шиповник, волчье лыко – самый нижний ярус.
    7. Мы в ответе за нашу природу.
  11. Рефлексия.

-Закончить предложения:

Я узнал…

Я сумел …

Я удивился…

Мне хотелось бы…

Исполнение песни “Не дразните собак”.

  1. Домашнее задание

-Попробовать самостоятельно составить пищевые цепи и затем доказать правильность выполнения задания.

См. презентацию.

Прослушайте музыкальное сопровождение, звуки леса.