Цели:
- воспитывать любовь к Родине, к родной природе;
- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и сотрудничества;
- воспитание коммуникативных умений, произвольности поведения, доброжелательности, умение взаимодействовать со сверстниками и педагогом;
- развивать творческое мышление, речь, самостоятельность, инициативность, стремление к расширению знаний, любознательность; умению самостоятельно добывать знания;
- сформировать представление учащихся о лесе, как о природном сообществе, рассмотреть разнообразие лесных обитателей, ярусы леса.
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
- Введение в тему:
- Мотивация и включение в учебную деятельность.
- Постановка задания, вызывающего проблемную ситуацию
- Просмотр видеофильма “ Жители леса” (cм. фильм 1, фильм 2, фильм 3, фильм 4)
- Итог урока. Тест.
- Самый верхний ярус леса образован деревьями.
- Средний ярус- это мхи и лишайники.
- На дереве обитают кроты и землеройки.
- Лес - природное сообщества.
- Важно, чтобы в лесу не нарушалось экологическое равновесие.
- Малина, смородина, шиповник, волчье лыко – самый нижний ярус.
- Мы в ответе за нашу природу.
- Рефлексия.
Эмоциональный настрой. Психологический тренинг
(Звучит музыка)
- Прозвенел звонок, урок начинается.
- Я улыбнусь вам, и вы улыбнетесь друг – другу и подумаете, как хорошо, что мы сегодня все вместе.
- Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы.
- Мы все здоровы.
- Глубоко вдохните и выдохните.
- Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них.
- Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек.
- Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к себе и друг к другу.
1. Географическая разминка:
-Что лишнее?
Сосна, берёза, клён, дуб
Тундра, степь, пустыня, водоём
Краб, морской конёк, богомол, дельфин
Обь, Енисей, Волга, Байкал.
2. “ Узнай природную зону”.
- Это безлесная заболоченная равнина на севере нашей Родины. Природа здесь сурова. Зима ветреная холодная, с морозами свыше 50 градусов, длится 8-9 месяцев. (Тундра).
-Эта- зона - бескрайние равнины, безлесные просторы. Зима здесь короткая. Лето жаркое продолжительное, много солнца, бывают сильные ветры- суховеи, дождей мало. (Степи)
-Поверхность этой зоны во многих местах холмистая. Часто встречаются большие холмы из песка. Это барханы. Лето сухое, жаркое. (Пустыня)
-Это царство льда и снега. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Это зона островов лежащих около Северного полюса.
3. “Рассели животных по природным зонам”
АРКТИКА: белый медведь, тупики, тюлень, гагарка.
ТУНДРА: песец, северный олень, лемминг, белая куропатка
СТЕПЬ: суслик, полевая мышь, хомяк, журавль- красавка
ПУСТЫНЯ: тушканчик, верблюд, черепаха, варан.
-Вы любите разгадывать ребусы, головоломки?
-Расшифруйте слова:
буд – дуб
келаб - белка
оркт - крот
ребазё - берёза
-Обобщите группу слов по определенному признаку.
-К какой природной зоне относятся данные слова?
-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
2. Выявление темы и цели.
проблемная ситуация.
- Почему лес называют природным сообществом?
-Что такое сообщество?
Погружение в тему.
-Закройте глазки (звучит запись “Голоса леса”)
-Что вы представили, услышали?
Викторина “Я знаю лес”
-Какой лес мы называем тайгой?
-Какое особое отличие есть у лиственницы7
-Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?
-Это животное умеет не только прыгать, но и летать?
-Плодами, какого дерева являются жёлуди?
-У какого животного пять чёрных полос на спине?
-Внимательно рассмотри лес. С чем вы сможете его сравнить?
-Чем является лес для живых организмов?
- А какой это дом?
-Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет своё название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания.
1.Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твёрдых стеблей.
2.Растения с мягкими зелёными стеблями.
3.Мнорголетние растения с крупным твёрдым стеблем.
-Учёные называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Расположите ярусы в данном порядке.
Проблемная ситуация. Работа в группах.
-Люди нередко меняются квартирами, переезжают из дома в дом, с этажа на этаж, а могут ли поменяться квартирами лесные жители: белка и крот?
Поиск решения проблемы.
-Найти в энциклопедической литературе материал, объясняющий причины, по которым белка живёт в дупле, а крот под землёй?
Анализ проблемной ситуации. Высказывания детей.
Работа в парах.
-Составить, одну две цепи питания животного мира лесной зоны используя учебник, страница 176-177.
- Какое впечатление у вас осталось от увиденного?
-Что узнали нового и интересного о животных-леса?
“Жалобы обитателей леса”
-Закончить предложения:
Я узнал…
Я сумел …
Я удивился…
Мне хотелось бы…
Исполнение песни “Не дразните собак”.
- Домашнее задание
-Попробовать самостоятельно составить пищевые цепи и затем доказать правильность выполнения задания.
См. презентацию.
Прослушайте музыкальное сопровождение, звуки леса.