Вид урока: нестандартный урок по типу игры “Что? Где? Когда?”
Тип урока: по обобщению и систематизации знаний и умений учащихся.
Цели урока:
- Образовательные. Обобщить и расширить знания по разделам программы: кулинария, конструирование одежды, материаловедение. Совершенствовать знания и умения, полученные ранее на уроках технологии.
- Развивающие. Развивать у учащихся познавательный интерес к изучаемому предмету. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности (выделять главное, обобщать, систематизировать, доказывать, объяснять), внимания, творческого воображения и умения работать в группах.
- Воспитательные. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям, воспитанию уважительного и внимательного отношения к высказываниям окружающих, работоспособности, ответственности, толерантности.
Методическое оснащение урока:
- Материально – техническая база:
кабинет трудового обучения, компьютер, швейные машины, утюг, ножницы, портновские булавки.
2. Дидактическое обеспечение:
тетрадь, плакаты, информационные карты, образцы объектов труда, карточки заданий, цветные знаки оценки ответов команд.
Методы обучения: игровая деятельность, проблемно - развивающее обучение, частично - поисковая деятельность.
Ход урока
1.Организационный момент:
- приветствие;
- проверка явки учащихся;
- заполнение учителем классного журнала;
- настрой учащихся на работу.
2. Доведение до учащихся плана урока и последовательности работы.
2.1. Урок сегодня мы проведём с целью обобщения и закрепления имеющихся знаний по кулинарии, материаловедению, конструированию. Параллельно этому до вас будет доведена новая информация. Урок проведем в нетрадиционной форме в виде игры “Что? Где? Когда? Как?”
2.2. Об этом уроке знало 3 человека, и они займут место в жюри. Вас я просила (обращение к классу), разделив по списку на две группы, подготовить в виде плаката мудрую мысль о труде, об умении или о знаниях. Вторым заданием являлось подобрать пословицы о труде. Как вы справились с этим заданием, мы сегодня проверим. Вам в процессе урока будут задаваться вопросы, которые вы коллективно своей группой обсуждаете и в итоге, один из вас даёт ответ. За каждый правильный ответ команда получает красный квадрат, за недостаточно точный ответ - жёлтый квадрат и неправильный ответ – белый квадрат. Кроме вопросов будут даны задания, которые определившись, будете выполнять индивидуально в пользу своей команды. Вас ознакомят с интересной информацией, в которой будет пропущено основное слово – вам необходимо назвать это слово. Каждая команда выбирает себе капитана команды и придумывает название своей команды.
2.3. Члены жюри являются сегодня моими помощниками и будут оценивать вашу работу.
3. Игра “Что? Где? Когда? Как?”
3.1. Члены жюри прикрепляют плакаты к доске, подготовленные группами учащихся.
3.2. Члены жюри предлагают определиться с участниками следующих заданий:
- выполнение образца двойного шва,
- сервировка стола с предлагаемым меню,
- выполнение моделирования сорочки по предложенному эскизу и подобрать для данной модели образцы ткани с отделкой.
Участники отправляются на рабочие места. При оценивании учитывается время, аккуратность и правильность выполнения.
3.3. Капитанам команд предлагается к окончанию игры подготовить друг другу по одному вопросу.
3.4. Конкурс по кулинарии.
Члены жюри зачитывают вопросы по кулинарии. Каждой команде предлагается по два вопроса на листах зелёного или синего цвета. В случае затруднения ответа на этот вопрос может ответить вторая команда и заработать еще одно очко.
Вопросы:
- Как отличить варёное яйцо от сырого яйца? (Варёное яйцо легко вращается на поверхности стола).
- Каким молоком: горячим или холодным разбавляют картофельное пюре и почему? (Горячим, от холодного оно темнеет).
- Как ускорить варку гороха и фасоли? (Предварительно несколько часов подержать в воде).
- Назовите овощи и растения, у которых едят листья. (Капуста, свекла, салат, зелёный лук, петрушка, чеснок, укроп, сельдерей, щавель и др.).
Все вопросы при зачитывании выводятся на экран. На доске член жюри прикрепляет квадраты за ответы каждой команде.
- Зачитывается информация с пропущенным ключевым словом (одна для 2 команд).
Знаменитый итальянский путешественник 13 века Марко Поло рассказывал о том, что в Китае изготавливали деньги из продукта первой необходимости. Для этого, - писал Марко Поло, - рассол кипятили в небольших котлах. Через час соль принимает вид теста, из него делают нечто вроде пирожков. После того, как на “пирожки” накладывают клеймо императора, чтобы они уподобились настоящим металлическим монетам, их зажаривают на горячих черепцах”. С древних времён этот продукт ценился очень высоко. А в Москве в 1648 году даже было восстание из за этого продукта. Как называется этот продукт? (Соль) С незапамятных времён существует на Руси обычай встречать гостя “хлебом – солью”, а радушного хозяина называют “хлебосол”.
- Жюри проверяет сервировку стола. Участник сервировки называет меню и по необходимости объясняет детали сервировки.
3.5. Конкурс по материаловедению.
Вопросы командам: *Какое волокно из растительных волокон самое тонкое и пушистое? (Хлопок) *Как называется тонкая плотная хлопчатобумажная ткань? (Сатин) *Что спрятано в бабушкином сундучке? Характеристика ткани: хорошо стирается, гладится, очень прочная, в жару создаёт ощущение прохлады. Недостатком этой ткани является сминаемость. (Лён) *Назовите 4 способа определения нити основы в ткани. (По кромке, по звуку, по характеру нитей, по растяжению)
*Зачитывается первая информация для 2 команд с пропущенным ключевым словом.
Древнегреческий историк Геродот сообщал в своих трудах, что один египетский фараон подарил македонянам латы, расшитые золотом и ___(хлопком). В Африке он (хлопок) был известен задолго до н. э., а в Средней Азии его разводили ещё в 1 веке до н. э. За 200 лет до н. э. греки покупали такие (хлопчатобумажные) ткани у индийских торговцев. Ткани эти считались очень дорогими и редкими. О происхождении его (хлопка) в Европе ходили самые фантастические рассказы. Даже выпускались книги, в которых были приведены “(хлопковые) овечки”, якобы дающих (хлопковую) шерсть. В 15 веке создаётся Русское централизованное государство, развивается торговля и ремесло. Благодаря торговым связям с Самаркандом, Бухарой и др. городами, русские впервые знакомятся с ним (хлопком), который вызвал большое восхищение жителей России. В конце 80-х годов 18 века зарождается это (х/б) производство в Ивановской области. К концу 50-х годов 19 века по прядению этого (хлопка) Россия вышла на 5 место в мире.
*Вторая информация – вопрос.
Первый инструмент (игла) изготавливался из рыбных и других костей. Первые стальные (иглы) были завезены в Европу в 14 веке арабами. В Россию металлическая (игла) пришла из Германии в 17 веке. Но вскоре русские мастера раскрыли секрет столь необходимой в быту вещи. В 1677 году только в одной мещанской слободе в Москве насчитывалось 5 (игольных) мастерских. Что же это такое, без чего нам невозможно обойтись в быту?
3.6.Конкурс по конструированию.
Вопросы командам:
- Что такое силуэт? (Чёткое очертание контуров объёмного предмета) *По какой мерке можно определить размер и ширину сорочки? (Сг)
- Информация – вопрос.
Одежда первоначально возникла для защиты тела человека от неблагоприятных климатических и атмосферных условий. Историю развития одежды можно разделить условно на 3 этапа: первый наиболее древний – обёртывание тела специально вытканным прямоугольным куском ткани; второй – изготовление одежды из прямоугольных кусков ткани, соединённых швами; третий – изготовление одежды по форме фигуры. Как ремесло, изготовление одежды возникло в Западной Европе в 12 веке, в русских городах – примерно в 14 веке. В древней Руси одежду называли “порты” или “портище”. Как называют людей, которые изготавливают одежду? (Портной) *Проверка и подведение итога по выполнению моделирования сорочки по предложенному эскизу.
3.7. Конкурс капитанов. Капитаны задают друг другу по одному вопросу. Пока они обдумывают ответ на вопрос, в это время команды соревнуются в знаниях пословиц и поговорок о труде. Капитаны отвечают на вопрос.
4. Подведение итогов конкурса. Жюри подсчитывает цветные квадраты и объявляет команду – победителя.
5. Анализ работы команд. Проанализировать работу команд. Отметить положительные стороны в работе. Выставить оценки в журнал.
6. Домашнее задание.