Интегрированный урок обучения грамоте (обучение чтению и письму) по теме "Чтение и письмо слов с буквой Х"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1) Формирование общего представления о главных словах в высказывании (о тактовом ударении).

2) Работа над осмыслением операционных действий, составляющих алгоритмы звукового анализа и списывания текста.

3) Формирование у школьников действий целеполагания, контроля и оценки.

Оборудование: у учителя – иллюстрации шагов алгоритма “Списывание с печатного текста”, раздаточные листки с материалом для групповой работы, у учащихся – алгоритмы “Звуковой разбор”, наборное табло для звукового анализа слов и схемы гласных и согласных звуков.

1. Постановка целей урока.

- Каждый день, ребята, вы узнаёте всё больше интересного о звуках и буквах русского языка. С какой новой буквой вы познакомились вчера на уроке? Какую работу она выполняет?

- Как вы думаете, чему нам нужно учиться сегодня? (Опираясь на уже известный порядок изучения звуков и букв языка, первоклассники способны поставить задачу: чтение и письмо слов с новой буквой).

- На что необходимо обращать внимание, чтобы правильно читать разные слова с новой буквой (буквой Х)? ( Гласные, которые стоят после этой согласной, подсказывают, какой звук произнести - [х] или [х’].)

В беседе с учителем конкретизируются задачи урока (они фиксируются на доске меловыми рисунками):

- Учиться давать характеристику звукам.

- Читать и писать слова с буквой Х.

- Выразительно читать текст с помощью открытия нового секрета. (Эту задачу сообщает сам учитель.)

2. Первичная рефлексивная самооценка умения.

- Какое умение нам очень пригодится для достижения этих целей? (Умение слушать себя, когда произносим вслух звуки, и собеседника, когда он высказывает мысли). Нарисуйте в тетради линеечку со значками:

- Вспомните свои успехи на прошлых уроках, неудачи. Задайте себе молча вопрос: “Как хорошо я научился слушать?” Постарайтесь справедливо оценить значком “крестик” своё умение слушать.

3. Принятие практической задачи знакомства с тактовым ударением и её решение.

На доске:

- Прочитайте пословицу. Как вы думаете, почему два слова в ней выделены подчёркиванием? (Это важные по смыслу слова).

- Почему слово “хлеб” главное? (Говорится о хлебе) Что изменится, если убрать это слово из высказывания? (Непонятно будет, о чём говорится).

- Почему слово “голова” вы считаете важным? (Хлеб как главный за столом. Без него не чувствуешь, что сыто поел.) Что изменится, если убрать это слово из высказывания? (Непонятно будет, что хотели сказать про хлеб.)

Учитель обобщает ответы учащихся:

- Хлеб называется в пословице головой, потому что из продуктов питания хлеб является самым полезным, питательным и ценным. В словах “хлеб” и “голова” заключён основной смысл пословицы.

- А как прочитать текст так, чтобы стало понятно, что это самые важные слова? Каким приёмом чтения вы предложите это показать? … Поупражняйтесь в чтении.

Учащиеся самостоятельно упражняются в выразительном прочтении.

Затем выслушиваются предлагаемые варианты чтения с выделением важных слов. При этом в опросе участвуют не менее трёх детей, умеющих читать целыми словами (как правило, учащиеся громко выделяют голосом главные слова в частях высказывания).

Учитель показывает образец выразительного чтения пословицы и обобщает:

- Сильное выделение голосом важных по смыслу слов называется чтением с ударением.

Первоклассники пробуют самостоятельно по образцу учителя прочитать текст с использованием нового приёма, затем несколько учеников произносят пословицу вслух. Остальные учащиеся дают оценку чтения товарищей, отмечая успехи и рекомендуя приёмы лучшего прочтения текста (из известных с предыдущих уроков).

- Найдите важные слова во второй пословице. Докажите своё мнение.

Учащиеся самостоятельно выделяют подчёркиванием главные слова, обосновывают своё мнение.

На доске:

Итог работы:

- Что нового узнали о приёмах выразительного чтения? (О силе голоса – ударении – при чтении важных по смыслу слов.)

- Какие цели мы ставили перед собой в начале урока?

- Какую из них достигли? (Открыли новый приём выразительного чтения.)

- А кто почувствовал, что сегодня на уроке сумел внимательнее выслушивать товарищей и поэтому заметил в их чтении достоинства или недостатки?

Физминутка

5. Самостоятельная индивидуальная работа учащихся по овладению алгоритмом звукового анализа слова.

Задание: Определи в слове место звука, обозначаемого буквой Х.

- Какие звуки обозначает буква Х?

Учитель диктует слова: эхо, хек, мухи, хохот, воздух, крохи. Учащиеся с помощью соответствующих разрезных значков звуков (и ) и индивидуального наборного табло с кармашками (рисунок 7) фиксируют местонахождение звуков [х] и [х’] в словах.

- Почему вы выбрали именно этот значок? ( Первоклассники, пользуясь нижеприведённым алгоритмом “Звуковой разбор”, дают характеристику указанных звуков в каждом слове.)

Звуковой разбор

Шаги алгоритма:

1. Произношу звук. Наблюдаю, как произношу: это ртосмыкатель или ртооткрыватель.

Если гласный звук, то выполняю шаг 1а.

. Проговариваю слово и проверяю, ударный или безударный гласный.

Если согласный звук, то выполняю шаги 2 и 3.

2. Наблюдаю, в каком положении губы при произнесении звука (мягкий согласный – “на улыбочке”, без “улыбочки” - твёрдый согласный).

3. Проверяю пальчиками, работают ли голосовые связки: звонкий или глухой согласный.

Обобщение:

- В каком порядке нужно давать характеристику звуку? (Повторить шаги алгоритма предлагается слабоуспевающему ученику).

6. Коллективное обсуждение результатов проверочной работы, проведённой накануне (анализ её был дан учителем на предыдущем уроке). Работа над ошибками при делении слов на слоги проводится в форме дидактической игры “Исправь ошибки Незнайки” и выполняется в групповом взаимодействии.

Совместно с учащимися определяются правила успешного общения в группе:

1) Слушать товарища, не перебивая.

2) Высказывать своё мнение и доказывать его.

- Правильно ли Незнайка разделил слова на слоги? Каким способом будете проверять его работу?

Учащиеся называют последовательность действий:

  1. Определим гласный звук в слоге (выделим точкой гласную букву).
  2. Определим количество слогов по правилу: сколько в слове гласных, столько и слогов (прочитаем слово вслух и дугами выделим слоги).

Учащиеся в группах обсуждают правильность действий Незнайки и в раздаточных листках исправляют его ошибки:

Учитель помогает при необходимости организовать в группах диалог между первоклассниками, побуждая их к контролю соблюдения действий по порядку при делении слов на слоги.

Проверка выполнения задания начинается с ответа у доски группы, раньше других справившейся с работой.

Итог работы:

- Как разделить слово на слоги? (Побуждается к ответу слабоуспевающий учащийся.)

- Кто из вас смог получить помощь от товарища в работе?

- Кто ещё испытывает трудности при делении слов на слоги?

Учитель отмечает более успешную работу организованных групп, указывая на удачные моменты во взаимодействии первоклассников.

7. Вторичная рефлексивная самооценка умения учащихся на линеечках оценки.

- Подумайте, как изменилось в ходе урока в вашей работе умение слушать. Оцените его значком “кружок”.

Физминутка

8. Отработка умения пользоваться алгоритмом списывания:

- Зачем мы учимся делить слова на слоги? Когда это умение используем? (При списывании и при проверке написанного.)

Задание 1: Расставьте по порядку карточки с изображением действий при списывании текста.

Первоклассники упорядочивают шаги алгоритма списывания в его сокращённом варианте:

Алгоритм списывания :

1).

Читаю высказывание 2 раза (или повторяю его на память), чётко отделяя слова друг от друга.

 2).

Пишу, диктуя по слогам. Объясняю правописание орфограмм. Отмечаю ударение.

3).

Читаю написанное, выделяю слоги и гласные в них.

4).

Проверяю по памятке “опасные места” и подчёркиваю орфограммы.

- Можно ли 3-й и 1-й шаги поменять местами? (4-й и 2-й?) (Нет.)

- Почему? (Если не прочитаем высказывание, то мы не будем знать, что записывать. Если не напишем слово, то незачем обозначать гласные, слоги, ударения. и т.д.)

- Чему нас учат 3-й и 4-й шаги? (Самостоятельно проверять свою работу, самому свои действия контролировать).

Задание 2: Спишите с доски слова, пользуясь алгоритмом списывания.

На доске: Уха, хор, Харитон, муха, смех, слухи, холм, Архип.

Три ученика поочерёдно показывают у доски образец работы по алгоритму. Остальную часть работы учащиеся выполняют в тетрадях самостоятельно.

Взаимопроверка письменных работ в парах.

* Задание 3 повышенной трудности для индивидуальной самостоятельной работы (выполняют только те учащиеся, которые быстро и качественно справляются с заданием 2):

- Узнай слова, переставив местами буквы. Запиши слова, пользуясь алгоритмом списывания.

На доске: ТАХАЛ (ХАЛАТ)

ГАУДРА (РАДУГА)

ИЛЯЛИ (ЛИЛИЯ)

ОКИРЛК (КРОЛИК)

Итог работы (после выполнения задания 2):

- Кто допустил ошибки при списывании?

- Как вы думаете, почему они допущены?

- Пользовались ли вы 3-им и 4-ым шагами алгоритма?

9. Итог урока:

- Какие цели ставили перед собой на уроке?

- Все ли из них нами достигнуты до конца? (Нет. Списывать по алгоритму без ошибок нужно ещё научиться.)

- Учиться списывать по алгоритму мы продолжим и на следующем уроке.

- Что новое узнали на уроке?

- Кто сегодня смог объяснить товарищу, как справиться с заданием?

- Кто сумел внимательно выслушать товарища и понять его объяснение?

- О чём рассказывают ваши линеечки самооценки?