Обобщающий урок-игра по окружающему миру с использованием ИКТ по системе Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа


Организация мероприятия.

1.Разделить класс на две команды по 7 человек в команде.

2. Учащиеся каждой команды выбирают капитанов.

Оборудование.

  1. Карта полушарий.
  2. Глобус.
  3. Атласы.
  4. Схемы: “Солнечное ” и “Лунное” затмения; фазы Луны; звёздное небо.
  5. Схемы веществ по плотности.
  6. Таблица планет.
  7. Демонстрационный материал: компьютер, экран, диски с программами: “Земля”, “Атлас нового тысячелетия”, слайды с видами природы.
  8. Музыка. Оркестр П.Мориа “Лунное регги”.

Условия игры

Перед началом игры команды располагаются по разные стороны классной комнаты.

Напротив - их болельщики. У ведущего 2 закрытых пакета (красный и синий) с вопросами для каждой команды. Перед началом игры капитаны команд тянут жребий, кому достанутся вопросы синего конверта, кому из красного.

Подсчитывают количество заработанных очков и следят за временем 2-3 члена жюри.

Цель мероприятия.

  1. Расширить представления учащихся о космических телах, их разнообразии.
  2. Формировать умение применять полученные знания к решению практических задач, к выполнению всевозможных упражнений.

Ход мероприятия.

Звучит музыка.

Начинаем игру “Счастливый случай”. Капитанов команд прошу подойти и выбрать карточку.

Кому достанутся вопросы из синей карточки (команда А), кому из красной карточки (команда В)

1 гейм. Каждая команда получает 7 вопросов. На их обдумывание отводится 15 секунд. Каждый правильный ответ оценивается одним очком. Отвечаете группой. На экране вращающаяся планета Земля.

Вопросы команде А

  1. Сколько на Земле материков? (6) Назовите и покажите их на карте.
  2. Что такое материк?
  3. (Это обширное пространство суши, омываемое морями и океанами).

  4. Самый маленький материк, находится в Южном полушарии. (Австралия)
  5. Большой материк, почти посередине его пересекает экватор. Наверное, поэтому и называют его самым жарким материком (Африка).
  6. Материк в Южном полушарии, но люди не спешат заселять его (Антарктида)
  7. Через какие материки проходят холодные пояса. (Сев. Америка, Евразия , Антарктида)
  8. Через какие материки проходят умеренные пояса. (Сев. Америка, Южная Америка, Австралия, Евразия, север Африки)
  9. Вопросы болельщикам команды А

  10. Через какие материки проходят жаркие пояса. (Сев. Америка, Южная Америка, Евразия, Африка, Австралия)
  11. Определите по таблицам, где названия материков, а где части света.

Вопросы команде В

  1. Материки разделяют Мировой океан на, сколько океанов? (4) Назовите и покажите.
  2. Самый большой океан? По площади он больше, чем вся суша. (Тихий)
  3. Что это за океан? Большая часть его почти круглый год покрыта льдом. (Северный Ледовитый)
  4. Что такое моря? (Моря - это части океанов)
  5. Какие бывают моря? (Внутренние и окраинные)
  6. Назовите и покажите моря, которые принадлежат Северному Ледовитому океану и омывают берега России.
  7. Берега, какого континента омывают все четыре океана? (Евразия)

Вопросы болельщикам команды В.

8. Что такое остров?

(Это небольшое пространство суши омываемое со всех сторон водами ).

9. Найдите по схеме признаки, относящиеся к океану. (Огромный, солёный)

Первый гейм закончился со счётом:____________

2 гейм. На обдумывание ответа отводится одна минута. Каждый правильный ответ оценивается 2-мя очками. Если команды не отвечают, могут ответить болельщики.

Послушаем стихотворение “Солнышко” и под прекрасную музыку оркестра П.Мориа “Лунное реги” посмотрим слайды с видами природы нашего края.

Вопросы и задания для команды А.

На экране планеты Солнечной системы.

  1. Что мы называем планетами?

(Планеты –это “сестры ” нашей Земли в Солнечной системе. Они образовались одновременно, но движутся вокруг Солнца каждая по своей орбите. Все они шарообразны, но состав их веществ разный. Светят планеты не своим, а отражённым солнечным светом.)

2. Что такое орбиты?
(Пути, по которым движутся планеты).

  1. Что вы знаете о планете Земля? (Расстояние от центра Земли до её поверхности равно 6370км. Длина окружности земного шара 40000км. Полный оборот вокруг Солнца Земля совершает за 365 дней и 6 часов.)

Задание для двух команд.

  • Найдите ошибку, глядя на экран. (Планета Земля и тигр.)
  • Мы смотрим на планету, с какой точки?
  1. Подберите пары подходящих слов:

планета / Солнце

материк / Земля

звезда / Евразия

Вопросы и задания для команды В.

  1. Что мы называем звёздами? (Это те же Солнца, огромные раскалённые газовые шары. Звёзды неподвижны, движутся не звёзды, вращаемся мы вместе с Землёй.)
  2. Что такое созвездия?
  3. (Это группа звёзд, у каждого созвездия есть название. Насчитывается более 88   созвездий. Созвездие Большая Медведица состоит из 7 ярких звёзд, напоминающих ковш.)

  4. Как найти Полярную звезду? Показать на карте “Звёздного неба”. (Полярная звезда находится в созвездии Малой Медведицы, искать её удобно при помощи Большой Медведицы)
  5. Какое слово не подходит к ряду слов: Юпитер, Меркурий, Сатурн, Плутон, Козерог, Земля.

Вопросы болельщикам команды А.

  1. Что ближе к Земле – планеты или звёзды? (некоторые звёзды имеют свои планетные системы)
  2. Какова причина смены дня и ночи? (Земля вращается вокруг своей оси)
  3. Постоянное дневное направление (“Иди на полдень”)

Вопросы болельщикам команды В.

  1. Какую звезду можно увидеть днём? (Солнце)
  2. Постоянное ночное направление?

(“Иду в направлении Полярной звезды”)

3. Почему происходит смена времён года?

(Земля вращается вокруг Солнца)

Второй гейм закончился со счётом:_______ Общий счёт:_______

Пауза: Игра- разминка на внимание.

  • Когда я поднимаю правую руку, команда А кричит: “Луна!”
  • Когда поднимаю левую руку, команда В кричит: “Земля!”
  • На одновременно поднятые руки все кричат: “Солнце!”

3 гейм. Каждому игроку команды задаю вопрос. Если все 7 человек команды отвечают правильно, то команда получает ещё одно дополнительное очко (7+1=8) На обдумывание ответа отводится 15 секунд. Отвечаем полным ответом.

Вопросы команде А.

  1. Из чего состоят тела? (Из веществ)
  2. Назовите тело, которое состоит из одного вещества (Тело “нож”, вещество “железо”).
  3. Назовите тело, которое состоит из нескольких веществ? (Тело “колесо” сделано из вещества металла и резины).
  4. В каком состоянии могут быть вещества? (в твёрдом, жидком, газообразном)
  5. Приведите пример твёрдых веществ? (железо, железная руда, лёд)
  6. Приведите пример жидких веществ? (вода, ртуть, спирт)
  7. Приведите пример газообразных веществ? (Воздух состоит из многих газообразных веществ: кислород, азот, углекислый газ)

Вопросы команде В.

  1. Из чего состоят вещества? (Из невидимых мельчайших частиц - атомов).
  2. Во что соединяются атомы? (Атомы соединяются в молекулы, атомов различных веществ немного, но их соединений - молекул многие и многие тысячи. Каждое новое соединение атомов создаёт новое вещество.)
  3. По какому признаку различаются вещества? (Вещества различаются по плотности)
  4. Определите по схеме, где твёрдое вещество и как прилегают молекулы? (молекулы плотно прилегают друг к другу)
  5. Определите по схеме, где жидкое вещество? Как находятся молекулы? (молекулы находятся на некотором расстоянии друг от друга)
  6. Как располагаются молекулы в газообразном состоянии?
    (молекулы далеко стоят друг от друга)
  7. Почему поднимается в воздух воздушный шар? (Он наполнен газом, а газ легче воздуха)

Третий гейм закончился со счётом:__________ Общий счёт:________

4 гейм. Групповая работа, отвечаете по очереди. Оценивается тремя очками.

Вопросы команде А.

На экране “Вселенная”

Что Вы знаете о Солнце?

  • Солнце- это звезда, раскалённый газовый шар.
  • Солнце – центр Солнечной системы , в которую входит 9 планет с их спутниками и много мелких космических тел.
  • Солнце - всегда освещает Землю, которая вместе с другими планетами несётся по своей орбите.
  • Когда Солнце освещает одну половину Земли, другая находится в её собственной тени. Там стоит ночь.
  • Солнечный луч несёт на Землю свет и тепло – источник жизни на Земле.
  • Как происходит солнечное затмение? (Луна своим телом заслоняет от нас Солнце).

Найдите схему солнечного затмения.

- Чему равен солнечный год? (365 суток и 6 часов)

- Звезда, благодаря которой на земле есть жизнь? (Солнце)

Вопросы команде В.

На экране “Земля”

Что такое Луна? (Луна – естественный спутник земли)

  • Она вращается вокруг нашей планеты Земля, делая оборот за 29,5 суток.
  • Вместе с Землёй Луна несётся по орбите вокруг Солнца и всегда обращена к нам одной своей стороной.
  • Луна хорошо видна невооружённым глазом.
  • Светит Луна, как и все планеты, отражённым солнечным светом.
  • Форма Луны не изменяется. Освещается Луна Солнцем всегда одинаково , но для нас меняется видимая с Земли часть освещенной поверхности Луны из-за её движения вокруг Земли.
  • Как происходит Лунное затмение?

( Когда Луна, звёзды и Солнце располагаются на одной линии. В полнолуние на Луну надвигается полукруглая тень Земли.)

  • Что мы называем фазами Луны? (Изменение формы Луны, которые мы видим с Земли, называются фазами Луны)

Посмотрите на схемы и покажите:

1.Где растущая Луна? (молодой месяц)

2. Убывающая Луна (стареющая)

3. Новолуние (Луны не видно)

4. Полнолуние (полная Луна)

Итоги 4 гейма:____________ Общий счёт:______________

Музыкальная пауза

5 гейм. “Блиц” В течение одной минуты надо ответить на как можно большее число вопросов. На сколько вопросов ответили, столько заработали очков.

Вопросы команде А.

  1. Модель земного шара (Глобус)
  2. Воображаемая линия, которая делит Земной шар на северное и южное полушарие (Экватор)
  3. Место, где река берёт начало? (Исток)
  4. Самая близкая к Земле планета? (Венера)
  5. Постоянное дневное направление? (“Иду на полдень”)
  6. Естественный спутник Земли? (Луна)
  7. Сколько часов продолжался первый полёт Юрия Алексеевича Гагарина? (108 минут, около 2-х часов, Ю.А. Гагарин один раз облетел вокруг Земли)
  8. Что является постоянными законами природы. (Движение Луны вокруг Земли, Земли вокруг Солнца)
  9. Сколько раз за год Луна меняет свои фазы? (12)

Вопросы команде В.

  1. Крайние точки Северного и Южного полушарий? (Полюса)
  2. Прибор для определения сторон горизонта? (Компас)
  3. Место впадения реки в другую реку, море, озеро (Устье)
  4. Самая большая планета Солнечной системы (Юпитер)
  5. Какую звезду можно увидеть днём? (Солнце)
  6. Какое событие произошло 12 апреля 1961г. ( Юрий Алексеевич Гагарин стал космонавтом мира №1. Первый полёт человека в космос.)
  7. Самый большой остров? (Гренландия)
  8. Что определяют при помощи флюгера? (Направление ветра)
  9. Что называется руслом реки?

Итоги пятого гейма:__________

Итак, закончилась игра “Счастливый случай ” со счётом:_____________

Обе команды молодцы, показали хорошие знания по окружающему миру.

Я желаю Вам и дальше познавать мир и, как говорится, большому кораблю – большое плавание. (Слайд “Парусник” и музыка).

Команды награждаются небольшими сувенирами.