Цели:
Образовательные:
- сформировать четкое представление о давлении твердых тел;
- определить способ его нахождения;
- ввести единицу давления 1 Па;
Развивающие:
- показать причинно-следственные связи;
- помочь учащимся осознать практическую значимость темы “Давление твердых тел”;
- осознать ценность совместной деятельности;
- содействовать развитию умений использовать такие методы познания, как наблюдение, гипотеза, эксперимент, осуществлять самооценку учебной деятельности;
Воспитательные:
- показать объективность проявления законов физики в быту и технике.
Тип урока: объяснение нового материала (конструирование учебного текста).
Формируемые умения: наблюдать, анализировать, сравнивать результаты опытов, делать выводы.
Оборудование:
- ящик с песком, дощечка с вбитыми по углам гвоздями, гири 1 кг, 2 кг;
- иллюстрации по теме “Давление в саду, в походе, в строительстве, в мастерской, в магазине”;
- портрет Б. Паскаля;
- таблица “Примеры давлений, встречающихся в технике”;
- квадрат из бумаги площадью 1 см2;
- спичечные коробки, наполненные солью, с расчерченными по 1 см2 гранями;
- презентация “Давление” CD “Кирилл и Мефодий” кадры 1-5, 8.
Демонстрации: зависимость давления от действующей силы и от площади опоры.
План урока
- Организационный момент.
- Мотивация, цели, задачи.
- Новый материал – конструирование учебного текста.
- этап - демонстрация опытов. Выводы.
- этап - изображение усвоенного в виде схемы-опоры.
- этап - закрепление – фронтальное экспериментальное задание.
- Итог урока. Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока
Учитель. Ребята, прежде чем объяснить вам, чем мы будем заниматься на уроке, я прошу вас посмотреть, как называются § 33, 34.
Учитель. Вам, конечно, хорошо известно слово
“давление” и вы понимаете смысл
следующих предложений.
- Давление резко падает. Возможны осадки.
- Защитники команды “Динамо” не выдержали давление нападающих “Спартака”.
- У больного внезапно повысилось давление.
- “Наутилус” скользнул в бездонные глубины, несмотря на огромное давление внешней среды.
- Это была женщина, - сказал комиссар Мегре и добавил: - Только тонкий каблук женских туфель мог произвести такое большое давление.
Во всех этих предложениях слово “давление” использовано в разных ситуациях и имеет разный смысл.
Наша сегодняшняя цель - разобраться, что в физике понимают под словом давление.
Если мы выдвинем гипотезу, что давление
физическая величина – то опытным путем мы должны
будем установить, от чего оно зависит, вывести
расчетную формулу и единицы измерения. Затем на
практике проверить наше знание.
1. Изучения визуального материала. Выдвижение гипотезы.
Учитель. Перед вами на столах картинки. Догадайтесь, с какой целью их поместили перед вами, как связаны они с темой нашего урока?
Работа групп с визуальным материалом. Комментарии детьми любой понравившейся картинки, в ходе которых выдвигаются гипотезы: давление - это деформация, давление может быть большим и малым.
2. Воспроизведение явления на опыте.
Учитель. Проделаем опыт. Возьмем небольшую доску, в которую вбиты четыре гвоздя, и поместим ее остриями вверх, на песок. Сверху на нее поставим гирю. Что мы увидели?
Ответ. Шляпки гвоздей незначительно вдавились в песок.
Учитель. Что можно сделать, чтобы гвозди погрузились в песок глубже?
Ответ. Перевернуть доску и снова поставить ее (вместе с гирей) на песок.
Учитель. Почему при действии одной и той же силы гвозди углубились в песок по-разному?
Ответ. Площадь поверхности, на которую опирались гвозди, в одном случае была больше, в другом - меньше.
Учитель. Итак, как зависит давление от площади опоры?
Ответ-вывод. Чем больше площадь опоры, тем меньше давление.
Запись на доске: давление ~ 1/площадь
Учитель. Какая это зависимость – прямая или обратная?
Ответ. Обратная.
Учитель. Изменялась ли сила, с которой наш прибор действовал на песок?
Ответ. Сила одна и та же.
Учитель. Предложите еще один способ изменения давления.
Ученики. Поставить на доску еще гирю.
Учитель. Что мы при этом изменили?
Ответ. Силу давления.
Учитель. В каком случае песок продавился сильнее?
От чего еще зависит результат действия силы?
Ответ- вывод. От величины самой силы (модуля силы).
Учитель. Какая это зависимость – прямая или обратная?
Ответ. Прямая.
Запись на доске: давление ~ сила
Учитель. Следовательно, давление - это
физическая величина, которая зависит от модуля
силы и от площади, на которую действует эта сила.
3. Изображение знания в знаковой системе.
а) конструирование формулы
б) единицы измерения: за единицу давления принимают давление, создаваемое силой 1 Н, действующей на поверхность площадью 1 м, перпендикулярно этой поверхности.
Учитель. Хотите на себе испытать давление в 1 Па? Положите себе на ладонь квадратик бумаги площадью 1 см2. 1 Па – очень маленькое давление.
Зачастую на практике измеряют давление в
Работа у доски и в тетрадях.
Учитель. Выразите значения силы в основных единицах СИ.
1 гПа = __ Па, 1 кПа = __ Па, 1мПа = __ Па
4.Фронтальный эксперимент.
Учитель: Как получить большое давление?
Из формулы видно, что для увеличения давления надо либо увеличить силу F, либо
уменьшить площадь поверхности S, на которую производится давление. Но я думаю, что спичечный коробок, наполненный солью, на самой большой грани окажет давление на стол большее, чем на самой малой.
Убедите меня в том, что я не права.
Что вы должны будете для этого сделать?
Ответ: Рассчитать давление спичечного коробка на опору в трех положениях и сравнить их.
Учитель: По какому плану будете выполнять работу?
Ответы:
- Измерим силу давления бруска на стол (вес бруска).
- Вычислим площадь грани, на которой стоит брусок, посчитав квадратные сантиметры или умножив длину на ширину грани.
- Рассчитаем давление, которое производит брусок на стол каждой гранью.
- Результаты занесем в таблицу.
- На основе полученных результатов сформулируем вывод.
Работа учащихся в парах, заполнение таблицы на доске.
IV. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Что в физике понимают под давлением?
Ответы: Давление – физическая величина, равная отношению модуля силы, действующей перпендикулярно поверхности к площади этой поверхности. (p, = Па)
Просмотр видеопрезентации “Давление”, CD “Кирилл и Мефодий”, кадры 1-5, 8.
Учитель: Какой этап урока вам показался наиболее интересным?
- Домашнее задание. § 33, 34, упр. 12 №1.
Литература
1 . Атаманская М.С. Возможности конструирования содержания образования учителями физики.- Ростов/н\Д.: Издательство Ростовского областного ИПК и ПРО, 2006.
2.ШахмаевН.М. и Дик Ю.И. Физика 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Мнемозина, 2003.
3. Иллюстрации Б.Рытмана из книги Егормышкиной –Алексеевой М.Н. “Физика - юным”.- М.: Просвещение, 1969.