Давление. Единицы давления. 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цели:

Образовательные:

  • сформировать четкое представление о давлении твердых тел;
  • определить способ его нахождения;
  • ввести единицу давления 1 Па;

Развивающие:

  • показать причинно-следственные связи;
  • помочь учащимся осознать практическую значимость темы “Давление твердых тел”;
  • осознать ценность совместной деятельности;
  • содействовать развитию умений использовать такие методы познания, как наблюдение, гипотеза, эксперимент, осуществлять самооценку учебной деятельности;

Воспитательные:

  • показать объективность проявления законов физики в быту и технике.

Тип урока: объяснение нового материала (конструирование учебного текста).

Формируемые умения: наблюдать, анализировать, сравнивать результаты опытов, делать выводы.

Оборудование:

- ящик с песком, дощечка с вбитыми по углам гвоздями, гири 1 кг, 2 кг;

- иллюстрации по теме “Давление в саду, в походе, в строительстве, в мастерской, в магазине”;

- портрет Б. Паскаля;

- таблица “Примеры давлений, встречающихся в технике”;

- квадрат из бумаги площадью 1 см2;

- спичечные коробки, наполненные солью, с расчерченными по 1 см2 гранями;

- презентация “Давление” CD “Кирилл и Мефодий” кадры 1-5, 8.

Демонстрации: зависимость давления от действующей силы и от площади опоры.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация, цели, задачи.
  3. Новый материал – конструирование учебного текста.
    1. этап - демонстрация опытов. Выводы.
    2. этап - изображение усвоенного в виде схемы-опоры.
    3. этап - закрепление – фронтальное экспериментальное задание.
  1. Итог урока. Рефлексия.
  2. Домашнее задание.

Ход урока

    1. Организационный момент.
    2. Учитель. Ребята, прежде чем объяснить вам, чем мы будем заниматься на уроке, я прошу вас посмотреть, как называются § 33, 34.

    3. Мотивация, цель урока.

Учитель. Вам, конечно, хорошо известно слово “давление” и вы понимаете смысл
следующих предложений.

  • Давление резко падает. Возможны осадки.
  • Защитники команды “Динамо” не выдержали давление нападающих “Спартака”.
  • У больного внезапно повысилось давление.
  • “Наутилус” скользнул в бездонные глубины, несмотря на огромное давление внешней среды.
  • Это была женщина, - сказал комиссар Мегре и добавил: - Только тонкий каблук женских туфель мог произвести такое большое давление.

Во всех этих предложениях слово “давление” использовано в разных ситуациях и имеет разный смысл.

Наша сегодняшняя цель - разобраться, что в физике понимают под словом давление.

Если мы выдвинем гипотезу, что давление физическая величина – то опытным путем мы должны будем установить, от чего оно зависит, вывести расчетную формулу и единицы измерения. Затем на практике проверить наше знание.

      1. Новый материал - конструирование учебного текста.

1. Изучения визуального материала. Выдвижение гипотезы.

 Учитель. Перед вами на столах картинки. Догадайтесь, с какой целью их поместили перед вами, как связаны они с темой нашего урока?

Работа групп с визуальным материалом. Комментарии детьми любой понравившейся картинки, в ходе которых выдвигаются гипотезы: давление - это деформация, давление может быть большим и малым.

 2. Воспроизведение явления на опыте.

Учитель. Проделаем опыт. Возьмем небольшую доску, в которую вбиты четыре гвоздя, и поместим ее остриями вверх, на песок. Сверху на нее поставим гирю. Что мы увидели?

Ответ. Шляпки гвоздей незначительно вдавились в песок.

Учитель. Что можно сделать, чтобы гвозди погрузились в песок глубже?

Ответ. Перевернуть доску и снова поставить ее (вместе с гирей) на песок.

Учитель. Почему при действии одной и той же силы гвозди углубились в песок по-разному?

Ответ. Площадь поверхности, на которую опирались гвозди, в одном случае была больше, в другом - меньше.

Учитель. Итак, как зависит давление от площади опоры?

Ответ-вывод. Чем больше площадь опоры, тем меньше давление.

Запись на доске: давление ~ 1/площадь

Учитель. Какая это зависимость – прямая или обратная?

Ответ. Обратная.

Учитель. Изменялась ли сила, с которой наш прибор действовал на песок?

Ответ. Сила одна и та же.

Учитель. Предложите еще один способ изменения давления.

Ученики. Поставить на доску еще гирю.

Учитель. Что мы при этом изменили?

Ответ. Силу давления.

Учитель. В каком случае песок продавился сильнее?

От чего еще зависит результат действия силы?

Ответ- вывод. От величины самой силы (модуля силы).

Учитель. Какая это зависимость – прямая или обратная?

Ответ. Прямая.

Запись на доске: давление ~ сила

 Учитель. Следовательно, давление - это физическая величина, которая зависит от модуля
силы и от площади, на которую действует эта сила.

3. Изображение знания в знаковой системе.

 а) конструирование формулы

б) единицы измерения: за единицу давления принимают давление, создаваемое силой 1 Н, действующей на поверхность площадью 1 м, перпендикулярно этой поверхности.

Учитель. Хотите на себе испытать давление в 1 Па? Положите себе на ладонь квадратик бумаги площадью 1 см2. 1 Па – очень маленькое давление.

Зачастую на практике измеряют давление в img8.gif (298 bytes)

Работа у доски и в тетрадях.

Учитель. Выразите значения силы в основных единицах СИ.

1 гПа = __ Па, 1 кПа = __ Па, 1мПа = __ Па

4.Фронтальный эксперимент.

Учитель: Как получить большое давление?

Из формулы видно, что для увеличения давления надо либо увеличить силу F, либо

уменьшить площадь поверхности S, на которую производится давление. Но я думаю, что спичечный коробок, наполненный солью, на самой большой грани окажет давление на стол большее, чем на самой малой.

Убедите меня в том, что я не права.

Что вы должны будете для этого сделать?

Ответ: Рассчитать давление спичечного коробка на опору в трех положениях и сравнить их.

Учитель: По какому плану будете выполнять работу?

Ответы:

  1. Измерим силу давления бруска на стол (вес бруска).
  2. Вычислим площадь грани, на которой стоит брусок, посчитав квадратные сантиметры или умножив длину на ширину грани.
  3. Рассчитаем давление, которое производит брусок на стол каждой гранью.
  4. Результаты занесем в таблицу.
  5. На основе полученных результатов сформулируем вывод.

Работа учащихся в парах, заполнение таблицы на доске.

IV. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Что в физике понимают под давлением?

Ответы: Давление – физическая величина, равная отношению модуля силы, действующей перпендикулярно поверхности к площади этой поверхности. (p, = Па)

Просмотр видеопрезентации “Давление”, CD “Кирилл и Мефодий”, кадры 1-5, 8.

Учитель: Какой этап урока вам показался наиболее интересным?

  1. Домашнее задание. § 33, 34, упр. 12 №1.

Литература

1 . Атаманская М.С. Возможности конструирования содержания образования учителями физики.- Ростов/н\Д.: Издательство Ростовского областного ИПК и ПРО, 2006.

2.ШахмаевН.М. и Дик Ю.И. Физика 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Мнемозина, 2003.

3. Иллюстрации Б.Рытмана из книги Егормышкиной –Алексеевой М.Н. “Физика - юным”.- М.: Просвещение, 1969.