Задачи:
- Обобщить и проверить знания детей по изученному разделу и родному краю
- Развивать познавательную активность, логику, творческие способности.
- Воспитывать любовь к родному краю
Оборудование:
- Раздаточный материал для команд на каждой станции, (тесты, кроссворды)
- Картинки – названия станций,
Ход урока
Класс делится на пять команд. Каждая команда получает маршрутный лист. Организуется пять станций. На каждой станции есть ответственный, который руководит работой и проверяет задания. Для проверки подготовлены листы учёта, в которые вносится количество правильных ответов каждого ученика.
При подведении итогов игры учитывается личное и командное участие. В процессе игры на каждой станции находится одна команда, по истечении времени команда переходит на следующую станцию по кругу.
1 Станция “ПОВЕРХНОСТЬ ЗЕМЛИ И ЕЁ НЕДРА”
Разгадайте кроссворд Рисунок 1
По горизонтали:
1. Возвышенность высотой 300 метров. 2. Верхний плодородный слой земли. 3. Горы, созданные человеком. 4. Углубление в земной поверхности, заполненное водой, естественный водоём. 5. Полезное ископаемое, используется в строительстве и при изготовлении стекла. 6. Горючее полезное ископаемое наших болот. 7. Горная порода, добываемая в Кузбассе.
По вертикали:
8. Углубление на земной поверхности с крутыми осыпающимися склонами. 9.Начало реки 10. “Чёрное золото”. 11 Из неё получают чугун и сталь.
Ответы: по горизонтали: 1. Холм. 2. Почва. 3. Терриконы. 4 Озеро. 5. Песок. 6. Торф. 7. Уголь. По вертикали: 8. Овраг. 9. Исток. 10 Нефть. 11. Руда
2. Станция “ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА”
Составьте пищевые цепи:
Ель Микроорганизмы Клевер Зёрна растений Мотыль Водоросли Комар |
Полёвка Короед Мухомор Цветочная муха Карась Лягушка Головастик |
Трясогузка Лось Пустельга Дятел Утка Щука Цапля |
Ответы:
Ель – короед – дятел
Микроорганизмы – мухомор – лось
Клевер – цветочная муха – трясогузка
Зёрна растений – полёвка – пустельга
Мотыль – карась – щука
Водоросли – головастик – утка
Комар – лягушка – цапля
3. Станция “ОТРАСЛИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА”
Тест “Отрасли сельского хозяйства”
- Растениеводство делится на отрасли:
- Растения, из зёрен которых получают муку и пекут хлебобулочные изделия, это …
- К овощным культурам относятся …
- Выберите верную цепь питания:
- В животноводстве есть такие профессии…
- Крупный рогатый скот – это …
а) пчеловодство, цветоводство, плодоводство, птицеводство;
б) полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство;
в) полеводство, коневодство, свиноводство, плодоводство.
а) овёс
в) просо
б) рожь
г) пшеница
а) огурец, морковь, чеснок;
б) картофель, подсолнечник, лён;
в) овёс, слива, астра.
а) зёрна – полёвка – скворец
б) листья картофеля – колорадский жук – жужелица
в) яблоки – тли – златоглазки
а) овощевод
в) зоотехник
б)ветеринар
г) пчеловод
а) коровы
в) быки
б) козы
г) свиньи
4. Станция“ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ”
Придумайте и нарисуйте условные знаки.
- Нельзя распахивать склоны вдоль.
- Умеренно использовать удобрения и ядохимикаты.
- Нельзя ловить бабочек и стрекоз.
- Нельзя мыть в водоёмах транспортные средства.
- Нельзя ловить раков, прудовиков, двустворчатых моллюсков.
- Станция “Мой город”
- Мой город расположен на …
- Наши соседи …
- На территории моего города текут реки …
- Добывают полезные ископаемые ….
- Развиты отрасли растениеводства …
- Отрасли животноводства….
- Мой город даёт стране …
- Здесь Томь – река, отроги, плато,
- Самый длинный проспект города Кемерово.
- Река протекающая в Центральном районе города Кемерово
- Как раньше назывался город Кемерово.
- Мегаполис с численностью населения более 10 тысяч человек.
- Главная водная артерия Кузбасса
- Первооткрыватель угля.
- Золото Кузбасса, горящий камень
Дополните предложения.
Разгадайте кроссворд и прочитайте ключевое слово:
Здесь край железа и угля.
Да и тайгой была богата
До срока эта вот земля.
Куда не глянешь – терриконы.
На юге Шория у нас.
Ну как приметы вам знакомы?
Ведь это наш родной …
Ответы: 1. Кузбасс. 2. Ленина. 3. Искитимка. 4. Щегловск. 5. Город. 6. Томь. 7. Волков. 8 Уголь.
(ключевое слово Кемерово)
Викторина
(Проводится во время подсчёта набранных баллов)
- “Живые фильтры” водоёма. (двустворчатые моллюски)
- Детёныши лягушки. (головастики)
- Санитары водоёма (Раки, беззубки)
- Враги колорадского жука. (Жужелицы)
- Овраги заросшие травой. (Балки)
- Из чего сделана Александровская колонна? (Из гранита)
- Свойство глины (Пластичность)
- Самые плодородные почвы. (Чернозёмы)
- Перечислите ярусы леса. (Деревья, кустарники, травы, мхи)
- Основные обитатели луга (Насекомые)
- Растение плавающее на поверхности воды (Ряска)
- Водяной строитель (Бобр)
- Целебная ягода болота (Клюква)
- Из какого растения ткут полотно? (Лён)
- Где разводят крошечных лошадей? (В Аргентине)
Подведение итогов
Награждение победителей.
Выставление оценок.