Тема: «Про кошек и собак».
Цели:
- дать детям представление о животных живого уголка;
- познакомить с некоторыми породами кошек и собак;
- воспитать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним.
Оборудование: карточки с заданиями, мультимедийное оборудование, презентация, учебники, тетради с печатной основой, магнитофон, фигурки котят из соленого теста.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Вот книжки на столе,
А вот тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный.
II. Повторение пройденного
Класс делится на две группы.
1. Задание для первой группы:
Закончите предложение:
Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жилье, выводят потомство, называются …..
Задание для второй группы:
Закончите предложение:
Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются….
2. Задание для первой группы.
Из перечисленных названий животных выберите диких:
Попугай, белка, канарейка, черепаха, корова, курица, медведь, овца, заяц, лягушка.
Задание для второй группы.
Из перечисленных названий животных выберите домашних:
Попугай, белка, канарейка, черепаха, корова, курица, медведь, овца, заяц, лягушка.
3. Задание для первой группы:
Соедините стрелками название домашних животных и то, что от них получает человек:
КОРОВА ЯЙЦА
КУРЫ МОЛОКО, СЫР, МАСЛО
ОВЦЫ МЕД
ПЧЕЛЫ ШЕРСТЬ
Задание для второй группы:
Соедините стрелками название домашних животных и название его жилище:
КОРОВА БЕРЛОГА
МЕДВЕДЬ ХЛЕВ
КУРЫ КОНЮШНЯ
ЛИСА КУРЯТНИК
ЛОШАДЬ НОРА
III. Сообщение темы и цели урока
Разгадайте кроссворд «Домашние животные»
1. Среди двора
стоит копна:
Спереди вилы, сзади метла.
2. Четыре ноги,
Пятый хвост,
Шестая грива.
3. С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доится, а не корова,
Лыко дерет, а лаптей не плетет.
4. Ноги тонкие, бока звонки,
А хвост – закорючкой.
– Какие слова в выделенных строчках? (Кошка, собака)
– Сегодня мы с вами будем говорить о животных, которые живут с нами рядом: о кошках и собаках. Познакомимся с породами этих животных, поговорим об ответственности за них, о бережном отношении к тем, кого приручили.
Презентация «Про кошек и собак» (Приложение)
VI. Знакомство с собаками – лекция учителя
– Очень часто в семьях заводят собаку.
На первый взгляд, кажется, что все просто
замечательно: например пришел домой, а там тебя
ждет твой друг – собака, ты с ней попрыгал,
поиграл и все. А оказывается, что рано-рано надо
встать, с ней погулять, еду для нее приготовить,
лапы после прогулки помыть, шерсть расчесывать,
лечить и т.д.
Захочется ли вам взять на себя такую
ответственность?
Вот поэтому, прежде чем завести собаку, надо все о
ней узнать.
Собака – наш самый верный и самый первый друг,
прирученный человеком еще в каменном веке.
Родоначальником большинства пород собак был
волк.
Сейчас насчитывается более 400 разных пород собак.
И у каждой породы свои особенности. Каких только
собак не бывает – служебные, охотничьи,
декоративные и вовсе беспородные.
(1-й слайд)
Немецкая овчарка – очень
распространенная порода из группы служебных. Что
вы знаете об овчарке? (ответы детей).
Колли – служебная собака.
Покладиста, умна, любит детей.
Доберман – служебная собака.
Считается одной из самых лучших сторожевых
пород.
Ризеншнауцер – служебная
собака.
Эрдельтерьер – служебная собака, с
жесткой словно проволока, шерстью, очень хороший
сторож.
Ньюфаундленд – служебная собака,
которую часто называют «водолаз».
– Что можете сказать об этой собаке? (вытаскивает
из воды людей и плавающие предметы, используется
для спасения утопающих).
Боксер –служебная собака.
Атлетическое сложение не мешает боксеру быть
ласковым и веселым.
Ирландский сеттер – крупная
охотничья собака. Очень энергична,
сообразительна.
(2-й слайд)
Дог – служебная собака.
Русская борзая – охотничья собака.
Разводится в России уже несколько веков.
Сенбернар – служебная собака.
– Кто знаком с этой породой? Особенно знаменит
сенбернар по кличке Барри, живший в начале XIX
века. Он спас в горах Швейцарии 40 человек.
Мастифф и ротвейлер – служебные
собаки.
– Следующая группа – декоративные собаки.
Афганская борзая, чау-чау (черный язык не имеет собачьего запаха), и любимец всех детей – пудель.
Рассказы детей о пуделе.
– Какие еще породы собак знаете?
2. Не только породистые собаки, но и обычные дворняжки – преданные человеку существа.
Чтение стихотворения «Мой щенок».
V. Работа в группах
– Можно ли собаке поставить памятник? Почему? Приведите доказательства.
Выслушиваем ответы детей.
(Слайды 4–11)
VI. О собаках можно говорить
бесконечно. Но есть еще один прелестный зверек
который живет в наших домах.
– У кого есть дома кошка?
– Вот видите, многие ребята держат дома милых
пушистых зверюшек.
– Итак, наш разговор о них начинается.
– Кошка живет рядом с человеком не одну тысячу
лет. Но до сих пор она остается существом во
многом таинственным. В разные времена относились
к ней по разному.
– В Древнем Египте кошку боготворили.
Смертная казнь карала того, кто убьет кошку. Если
же кошка умирала своей смертью, ее оплакивали,
осыпали дарами.
– В Европе в средние века наоборот кошку
преследовали, так как считали, что в ней
поселился дьявол. Особенно не везло черным
кошкам, полагали что они приносят в дом
несчастье. А вот в Японии кошку любят. Во всех
чайных в Японии держали кошек.
– В Древней Руси хозяйственные качества кошки
впервые оценили церковнослужители. Они-то и
поставили ее под защиту церковного закона.
– Вот видите, относились к кошкам по-разному.
Кто-то их любил, а кто-то боялся. Все это, конечно,
выдумки. Кошка не богиня, но и не ведьма, а
обыкновенный зверь, но с необыкновенными
качествами. Какими именно?
– Назовите качества кошки.
– У кошки очень тонкий слух.
– Кошка часто умывается.
– У кошки очень острое зрение.
– Ходит бесшумно, лазает ловко.
– Мы узнали лишь о некоторых особенностях этих
таинственных существ.
– А что вы можете рассказать о кошках?
1-й ученик:
Кошка первой входит в дом
И живет подолгу в нем,
То мяучит, то играет,
То куда-то исчезает.
Исчезает далеко.
А когда придет обратно,
То из блюдца аккуратно
Пьет сырое молоко.
2-й ученик:
И погладить разрешает,
И работать не мешает,
Половицей не скрипит,
А ложится на подушку,
Что-то нежное на ушко
С кажет шепотом и спит.
3-й ученик:
Видеть кошку на окошке
Я всегда, ребята, рад.
Для мурлыканья у кошки
Есть особый аппарат!
Он работает прекрасно –
Это всем на свете ясно –
Но, к несчастью детворы,
Разбирать его опасно:
Когти Кошкины остры.
Выдвигаются мгновенно –
Только ноги уноси!
А на морде, как антенны,
Установлены усы.
4-й ученик:
Ищет кошка дух мышиный,
В сумрак, ввинчивая взгляд,
Точно фары у машины,
У нее глаза горят:
Уступаю ей дорогу,
Повстречавши у ворот –
Если хочет – пусть пройдет!
Вдруг возьмет, да на подмогу
Братца – тигра позовет?
5-й ученик:
Кошка бегает с азартом
За катушкою полдня.
А сама в родстве с гепардом,
Льву могучему родня!
6-й ученик:
Тем, кто с кошкой добр и мягок,
Может кошка другом стать.
Но обидчику, однако,
Может кошка сдачи дать!
– На свете около 60 разных пород кошек. Любые кошки нуждаются в заботе и добром отношении человека.
– Помните! Если вы взяли в дом маленького питомца, то должны быть за него в ответе.
Читаю стихи.
Все мяукает котенок
Во дворе под кустом
Все хотелось котенку
Чтоб позвал кто-то в дом.
Вдруг с куста одинокий
Прошуршал желтый лист –
Показалось котенку,
Что позвали: «кис-кис».
Замирая от счастья,
Он помчался на зов.
Только дверь оказалась
Заперта на засов.
– Грустное стихотворение, правда? Чтобы этого не случилось, что нужно делать? Не забывай кормить, поить своего маленького друга, заботиться о нем. Пусть никогда не случится так, чтобы ваш друг потерял кров над головой. Я все-таки верю, что все вы хорошо относитесь к своим маленьким друзьям.
VII. Расскажите о своих питомцах по плану:
- Порода.
- Кличка.
- Внешний вид.
- Особенности характера.
- Твое отношение к животному.
Заслушиваются рассказы детей.
VIII.Итог урока
– Можно бесконечно рассказывать об этих удивительных животных кошках и собаках. Но наш урок подходит к концу. И я хочу, чтобы вы всегда помнили «Человек в ответе за тех, кого приручил.
Звучит песня «Не дразните собак».
(Слайд 12)
– В память о нашем уроке подарите гостям забавных котят.