Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. “Программа” дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, формирование взаимоотношений с людьми, первичных навыков планирования своей деятельности и будущей жизни.
Детей в дошкольном возрасте привлекают орудия и предметы труда взрослых, их деятельность. Ребенок с удовольствием возится с большой лопатой, которой дворник сгребает снег на участке детского сада; он просит у плотника настоящий инструмент, чтобы только подержать его в руках. А какое огромное удовольствие доставляет ему возможность дотронуться до руля автомобиля и покрутить его! Это желание ребенка делать то, что делают взрослые, и действовать теми же орудиями труда, которыми работают взрослые, и есть свидетельство стремление ребенка жить общей со взрослыми жизнью, участвовать в их работе.
В чем же может осуществить это свое стремление малыш? В ролевой игре. Именно в ролевой игре ребенок в особых, создаваемых им самим игровых условиях, самостоятельно воспроизводит общественные и трудовые функции взрослых. Ролевая игра дошкольника – своеобразная форма участия их в жизни взрослых.
Очень важно, какие именно стороны жизни воспроизводят дети в своих играх. Подражая трудовой деятельности и взаимоотношениям взрослых людей, ребенок проникается их чувствами, содержанием их труда, усваивает законы общества, в котором он живет.
Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны. Они зависят от эпохи, в которой живут дети, быта семьи, географических и производственных условий, их окружающих. Старая добрая игра в дочки – матери в наши дни трансформировалась в игру с куклой Барби, в которой с обезоруживающей непосредственностью представлена вся шкала ценностей, присутствующих во взрослом мире в более закамуфлированном виде. Игре в войну не одна сотня лет, и она вполне может быть причислена к “игровым универсалиям”. Конкретное содержание этой игры – кто с кем воюет, каким оружием и как организуются игровые действия – всецело определяется историческим моментом. Сегодня наши дети играют не в “красных” и “белых”, а в “спецназ” и “террористов”. Игра – старая, образ войны – новый. Самостоятельно дети выбирают для игры те повседневные сюжеты или те занятия взрослых, которые воспринимаются ими как неотъемлемая часть окружающего мира, которые наиболее интересны и насыщены с точки зрения человеческих отношений. Воспитанники детского сада, чьи родители работают на ЕлАЗе, с увлечением играют с машинками, возводят из конструкторов цеха завода, маркеты по продаже автомобилей. Дети, воспитывающиеся в семьях железнодорожников, свободно владеют терминами «магистраль», «путеец», умеют играть с поездами и включают их в сюжеты ролевых игр.
Но в нашей педагогической деятельности важно не только, во что дети играют, но и как играют. Поясню это на примере. Ребенок едет верхом на лошадке. Сам он преобразился в наездника, а лошадку изображает обычная гимнастическая палка. Он весело играет, скачет на палочке, погоняя ее прутиком. Но вот ребенку надоело скакать, он бросает палку и бежит к другому увлекшему его предмету. И другой ребенок, играющий в ту же игру, подъезжает к углу комнаты, ставит свою “лошадку”, идет в другой угол, берет там ведерко, подходит к “лошадке” и, подставляя ведерко к ее “голове”, говорит: “На, пей, поработала, теперь попей”. После того, как палочка лошадка “попила”, мальчик кладет перед ней кубик, изображающей сено, поглаживает “лошадку” и уходит от нее со словами: “Ты отдохни, а я пойду на работу”. В этой игре, сходной по сюжету с предыдущей, существенно важно то, что ребенок выразил заботу о лошади, накормил и напоил ее, не бросил, а поставил ее на место, т.е. позаботился. Оба мальчика, взяв на себя роль наездника, отобразили в игре отношение его к лошади: в первом случае – безразличное, во втором – заботливое.
Многолетний опыт работы в дошкольных
учреждениях позволяет нам сделать вывод: игра по
– разному влияет на воспитание ребенка
зависимости от того, что именно, какие черты
поведения людей отображаются в ней. Важно, чтобы
ребенок отображал в игре то, что мы хотим увидеть
впоследствии и в его собственном поведении.
Доброжелательное отношение к людям, взаимная
помощь, правдивость, честность, уважение к
старшим, любовь к труду – все это должно быть
воспитано у ребенка в правильно организованной
игре.
В младшем дошкольном возрасте ребенок
воспроизводит действия взрослых с предметами,
затем отношения между людьми. Наконец, ребенок
старшего дошкольного возраста в игре
“схватывает” общественную сущность
деятельности взрослых. В этом выражается все
более глубокое знакомство с жизнью окружающих
его взрослых людей. Игра через свое содержание
выводит ребенка за пределы узко семейного круга.
Подражая взрослым, ребенок практически воспроизводит те отношения, которые он наблюдает. Вместе с этим, он сам проникается соответствующим отношением к другим людям. Если ребенок в игре жестоко обращается со своей куклой, грубо разговаривает с “пассажирами”, которых он “перевозит”, не согласует своих действий с другими играющими, не уступает другим детям игрушку, небрежно относится к своим игрушкам, то у ребенка образуются сначала плохие привычки, а затем появляются отрицательные черты характера: эгоизм, неряшливость, упрямство.
Наоборот, если в игре ребенок ласков со своей куклой, всегда убирает игрушки, выполняет взятые на себя в игре обязанности и подчиняется игровым правилам, то у такого ребенка в игре развивается бережное отношение к вещам, трудолюбие, дисциплинированность, общительность и другие ценные качества. Вот почему далеко не безразлично, во что и как играют дети. Взрослым важно помнить и о том, что вмешательство в детскую игру требует большого такта. Это следует делать только в тех случаях, когда игра представляется нежелательной, вредной в воспитательном отношении, или в тех случаях, когда ребенок исчерпал свои возможности, много раз повторяет одни и те же действия, и игра начинает надоедать ему.
Ролевая игра – очень мощное средство социализации личности дошкольника. Но то, насколько она будет богатой и разнообразной, и как много сложных жизненных коллизий преодолеют наши воспитанники, играя, – в значительной степени зависит от нас, педагогов дошкольного учреждения. Недаром же лучшие менеджеры мира прибегают к аналогам сюжетно – ролевой игры, по-взрослому именуемой ими “деловой”.
Игра 1. Сюжетно-ролевая игра «Поездка»
Цель: обучение детей реализации игрового замысла.
Оборудование: строительный материал, куклы, игрушки-животные, предметы-заместители.
Подготовка к игре: наблюдение на прогулке за железнодорожным транспортом, экскурсия на вокзал. Чтение стихотворений о железнодорожном транспорте.
Игровые роли: машинист, пассажир.
ХОД ИГРЫ
Воспитатель может использовать разные варианты игры в зависимости от того, на что направлены игровые действия.
1-й вариант. Игровые действия воспитателя направлены на детей
Воспитатель начинает игру. Сейчас буду
строить что-то очень интересное. Кто хочет мне
помогать? Принесите, пожалуйста, мне большие кубы
(модули), вот эти большие круги. Молодцы, спасибо!
А теперь принесите мне, пожалуйста, много
стульчиков, они тоже пригодятся. Кажется, все
готово, можно начинать строить. Знаете, что я хочу
вам построить? Поезд. Такой большой… c колесами, с
кабиной. Построю поезд и буду катать моих ребят.
Хотите, чтобы я вас покатала на поезде?»
Воспитатель строит поезд и комментирует свои
действия. «Сначала построю кабину машиниста
(берет стулья). Кабина готова. Теперь сделаю руль,
буду рулить. Поезд поедет, повезет Сашу, Марину,
Вадика… Буду делать вагончики. Поставлю
стульчики вот так, чтобы детям было удобно
сидеть, вагончиков сделаю много, чтобы все дети
уместились. Осталось только приставить колеса.
Все, поезд готов. Ну-ка, садитесь мои хорошие, в
машину, сейчас поедем. Это место для Кати. А это
для Пети… Все сели удобно? Можно заводить машину?
Чик-чик, мотор включила. А знаете, куда я вас
сейчас повезу? В магазин за игрушками. Поехали.
Чшш-ш-ш! Остановка. Приехали в магазин. Сейчас я
открою дверь. Выходите. Вот магазин (воспитатель
показывает на шкаф с игрушками, которые заранее
необычно расставлены и одеты: у кого-то привязан
бант, у кого воротничок, юбочка новая и т.п.) Много
в магазине игрушек. Они вам нравятся? Давайте
будем покупать игрушки. Зайчика куплю Ванюше. А
тебе, Оленька, какую игрушку купить? Ну, вот,
кажется, всем купили игрушки. Хорошие игрушки я
вам купила? Всем нравятся? Тогда садитесь в
машину, поедем назад, в группу. Поехали…»
По дороге педагог делает остановку, покупает в
магазине «Бутылку» лимонада, угощает детей,
стаканчик предлагает сделать из кулачка.
Показывает, как можно пить из такого стаканчика.
«У кого есть такие же стаканчики? Подставляйте.
Буду наливать вам лимонад. Кто еще хочет
лимонада? (Тем, кто отказывается пить из
стаканчика, дает игрушечную чашку). Все попили?
Теперь давайте угостим лимонадом игрушки. Кто
попил, может садиться в поезд. Все сели? Поехали.
Чш-ш-ш. Приехали в группу. Можно идти играть.
Покажите своим игрушкам, где им можно спать,
варить обед, а я буду машину чинить. Захотите
снова покататься на машине, приходите ко мне. Я
вас еще куда-нибудь повезу».
Если у детей после предложения воспитателя
появится желание снова сесть в поезд, игра
продолжается.
При последующем проведении игры воспитатель
выясняет вместе с детьми, куда еще можно возить
детей и зачем. Выясняется, что детей можно возить:
на море или речку, чтобы купаться, играть в воде,
походить по мостику; в зоопарк, познакомиться с
рыбками, китом, поискать что-нибудь интересное; в
лес, чтобы собирать грибы, ягоды, цветы,
познакомиться с обитателями леса, покормить их,
сходить в гости к ежику. Посмотреть, как живут
зверушки, построить им домики, приготовить им
еду, покормить их, погулять с ними; в цирк, чтобы
научить зверей разным цирковым трюкам: прыгать
через палочку, через яму, с кубика на кубик,
пролезать в обруч, ходить по доске, петь, скулить,
гавкать, наряжать зверей, выступать; в магазин,
чтобы купить новые игрушки; в гости к разным
лесным зверушкам, к куклам, к Светлане
Анатольевне (младшему воспитателю) и т.д. Также
педагог может выяснить вместе с детьми, на каком
транспорте можно ехать: на самолете, на пароходе,
на поезде, на лодке, на электричке, на машине, на
автобусе, на такси.
2-й вариант: Игровые действия направлены на воспитателя
Педагог включает детей в игру. «У меня
есть фуражка, которую носят машинисты. Кто хочет
поехать на поезде и быть машинистом, получите
фуражку. Вот тебе фуражка, Саша. Куда ты поедешь? А
что мне привезешь? Катюша, а ты куда хочешь ехать?
Тоже в Москву? А что ты там будешь делать? Пойдешь
в детский театр и будешь там смотреть спектакль?
А ты, Ваня, куда пойдешь в Москве? На рынок, где
продают животных (объяснить, что он называется
птичьим)? Там мы можем купить домой маленького
щеночки или котенка». После этого воспитатель
показывает детям, как из стульчиков сделать
паровозик.
Когда дети привезут педагогу то, что они хотели
купить в Москве, он обязательно должен
поблагодарить детей за доставку.
«А теперь давайте все вместе поедем на машинах в
цирк, посмотрим, как выступает мишка».
Воспитатель показывает детям выступление
игрушечного мишки. Затем дети на машинах
«возвращаются» в группу.
3-й вариант. Игровые действия детей направлены на игрушки
Воспитатель включает детей в игру и
ставит перед ними игровую цель: «Сейчас я буду
строить кукольный театр. Мне нужны помощники. Кто
будет привозить мне игрушки?» Далее воспитатель
побуждает детей к самостоятельному поиску
предмета- заместителя и способов реализации
игровой цели. «Найдите себе грузовые поезда и
возите мне игрушки. Я буду говорить вам, какие
игрушки мне нужны для кукольного театра. Вовочка,
привези мне, пожалуйста, зайку. А ты, Лариса, –
куклу Дашу. А Виталик привезет детский столик…»
Педагог называет те игрушки, строительный
материал и прочее, что понадобится для
устройства театра. Показывает место, куда можно
класть игрушки. Дети возят игрушки, а воспитатель
устраивает сцену кукольного театра, показывает
место, куда можно класть игрушки. Дети возят
игрушки, а воспитатель устраивает сцену
кукольного театра. Показывая детям кукольное
представление, педагог старается в спектакле и
при устройстве сцены обязательно использовать
то, что привезли дети.
На спектакль воспитатель может предложить детям
привезти своих друзей: кукол, медвежат и др.
После спектакля дети развозят все на место.
Педагог их непременно благодарит за помощь.
Предлагает поиграть с друзьями, которых они
пригласили на спектакль. Напоминает, что их гости
тоже любят кататься на машине.
Затем дети переходят к самостоятельной игре.
4-й вариант игры: Этот вариант можно использовать для приобщения детей к порядку
Воспитатель приглашает детей в
увлекательное путешествие на поезде. Он ставит
друг за другом 3-4 стульчика-вагончика или делает
их из мягких кубиков и предлагает занять места в
поезде. Дети берут дополнительные стульчики,
пристраивают их к уже поставленным, и вот –
длинный поезд готов к путешествию. В это время
воспитатель подбирает с пола различные игрушки и
произносит: «Мишка, что ты грустишь? Ты хочешь на
поезде прокатиться. И ты, зайчик, и матрешка, и
кукла Даша.» Дети готовы помочь своим маленьким
друзьям-игрушкам. Они быстро разбирают их и
бережно усаживают на свои колени. «Ребята, –
продолжает воспитатель, – в пути мы увидим много
интересного и забавного. Посмотрите внимательно,
хорошо ли будет видно вашим маленьким друзьям:
белочке, зайчику, кукле Маше. Поинтересуйтесь у
них. Если им ничего не видно, то посадите их
поудобнее. Ну, а теперь – в путь!»
В пути воспитатель описывает детям 2-3
воображаемые картинки за окном: «Смотрите,
смотрите! Вон два маленьких козленка дерутся.
Бодаются. А может быть играют. Забавно. А сейчас
мы переезжаем речку, едем по длинному мосту. А по
речке лодочка плывет. Вы видите? А теперь мы
въехали в густой лес. Что вы здесь видите? А я вижу
белочку. Она скачет по ветвям, хочет наш поезд
догнать, но куда ей. Мы быстро едем, до свидания,
белочка. (Дети и воспитатель машут воображаемому
персонажу рукой). Ну, а теперь мы возвращаемся
домой. Приехали. Воспитатель предлагает детям
выйти из вагончиков. «Вот мы и дома. Но что это? –
восклицает педагог. – Дети, пока мы с вами
путешествовали, у нас в группе кто-то побывал, все
разбросал, раскидал. Ну и беспорядок! Кто бы это
мог быть? Вы не знаете?» Дети осматриваются
кругом. Я догадалась, кто это, – продолжает
воспитатель, – это хитрые шалунишки. Если они
появятся где-то, то это просто беда. Никакого
житья от них не будет. Все всегда будет валяться,
теряться, пачкаться. Вместе с ними жить
невозможно! Надо скорее от них избавляться! Вы со
мной согласны? Что же нам тогда делать с ними, вы
не знаете?» Дети дают советы. Воспитатель
внимательно их выслушивает и вдруг радостно
восклицает: «Вспомнила! Когда я была маленькой,
моя бабушка рассказывала мне про хитрых
шалунишек и про то, как от них избавиться.
Шалунишки не любят порядок и чистоту. И если все
быстро убрать по местам, они мгновенно исчезнут.
Прогоним шалунишек? Конечно. Итак, начали!»
Дети разбегаются по групповой комнате и начинают
наводить порядок. Воспитатель им помогает.
Поддерживать интерес и темп уборки он может с
помощью:
– рифмовок («Мы игрушки убираем, шалунишек
прогоняем, шалунишки никогда не воротятся сюда»
и т.п.);
– обращений к детям («Внимательнее ищите следы
шалунишек. Где непорядок, значит, там поселились
шалунишки», «Мне кажется, один из шалунишек
прячется среди книг, так они все разбросаны» и
т.п.);
– поощрений («Ай-да Миша! Ай-да молодец! В таком
порядке кубики укладывает. Теперь я уверена, что
сюда ни один шалунишка и носа не покажет». Таня,
какая ты умница! Я бы никогда не догадалась под
кукольную кроватку заглянуть. А там оказались
тарелки, ложки и даже платье кукольное? Ну, а
теперь здесь полный порядок!»)
После уборки игрушек воспитатель и дети
удовлетворенно оглядывают свою группу.
Воспитатель подводит итог проделанной работы:
«Вот теперь – совсем другое дело! Если бы не вы,
то никогда нам от хитрых шалунишек не избавиться.
А теперь я уверена, что вы не пустите их к нам. Я
права?»
В последующем воспитатель может обращаться к
образу «шалунишек» (но уже как воспоминание о
них): «А вам не кажется, что на кухне у кукол
шалунишки резвились? Кто хочет их прогнать
оттуда? Кто уберет там?
Игра 2.Сюжетно-ролевая игра «Поезд»
Цель: обучение детей реализации игрового замысла.
Игровой материал: строительный материал, игрушечный поезд, картинка с изображением поезда, руль, чемоданчики, сумочки, куклы, игрушки-животные, матрешки, предметы-заместители.
Подготовка к игре: наблюдение на прогулке за транспортом, экскурсия на вокзал, чтение стихотворений и рассказов о поезде, изготовление из строительного материала поезда, изготовление совместно с воспитателем билетов, денег. Лепка пищи, которую ребята берут с собой в дорогу.
Игровые роли: машинист, пассажиры.
ХОД ИГРЫ
Подготовку к игре педагог начинает с показа
детям настоящего поезда.
Следующий этап подготовки к игре – обыгрывание с
детьми игрушечного поезда. Воспитателю вместе с
детьми надо построить рельсы (выложить их из
строительного материала), мост, платформу. На
платформе поезд будут ждать матрешки, которые
потом поедут на нем кататься или на дачу, и т.д. В
результате обыгрывания игрушки дети должны
понять, что и как можно с ее помощью изобразить.
Научиться играть с ней.
После этого педагог знакомит детей с
изображением поезда на картинке, открытке.
Необходимо внимательно рассмотреть с детьми
картинку, сравнить ее с игрушкой, обратить
внимание детей на самое существенное в этом
рисунке.
И, наконец, последний этап в этой подготовке –
обучение детей подвижной игре в «поезд». При этом
должна быть использована картинка, которую надо
соотнести с построением детей, изображающим
поезд, для того, чтобы дети поняли, что каждый из
них изображает вагон, стоящий впереди – паровоз.
Двигаясь, поезд должен гудеть, вращать колеса, то
ускорять, то замедлять свой ход и т.д. И лишь после
того, как эта подвижная игра будет усвоена
детьми, можно приступить к обучению их сюжетной
игре на эту тему.
Педагогу надо приготовить руль для машиниста,
поставить один за другим стульчики. Объяснив
детям, что это и есть поезд, надо рассадить ребят
по местам, раздать им кукол, мишек, чемоданчики,
сумочки. Машинисту вручить руль, предварительно
показав всем детям, как управлять поездом. Затем
воспитатель прощается с детьми, они, в свою
очередь, машут руками и поезд отправляется в
путь.
Дальнейшее руководство игрой должно быть
направлено на ее усложнение. После экскурсии на
станцию игра должна быть изменена: в ней
отражаются новые впечатления и знания,
полученные детьми во время экскурсии. Так,
пассажиры должны будут покупать билеты, у них
появляется цель поездки (они едут или на дачу или,
наоборот, с дачи в город), которая определяет
собой их поступки (в зависимости от цели поездки
они или собирают в лесу грибы, ягоды, рвут цветы,
или загорают или купаются в реке, или идут на
работу и т.д.). В игре появляются роли. Так, кассир
продает билеты, контролер их проверяет,
проводник рассаживает пассажиров по местам и
следит за порядком в вагоне. Дежурный по станции
отправляет поезд, помощник машиниста смазывает
поезд и следит за его исправностью и т.д. Можно
также привлечь детей к изготовлению игровых
атрибутов: делать билеты, деньги, лепить пищу,
которую берет с собой в дорогу, и т.д.
Воспитателю не следует объединять для
совместных игр более трех детей. Однако в том
случае, если у большого количества детей
появляется желание играть вместе, если игра от
этого обогащается, нельзя этому препятствовать.
Прежде всего педагогу надо помочь детям
договориться и совместно действовать.