Урок обучения грамоте. Тема: "Звуки [ф], [ф'], буква Ф"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить со звуками [ф], [ф,] и согласной строчной буквой ф, формировать основные компоненты учебной деятельности (восприятие задания, выбор средств для его выполнения в соответствии с поставленной целью), развитие психофизиологических функций (слухового, зрительного анализаторов), вызвать при помощи игр положительное отношение к учебной деятельности.

Оборудование: карточки с частями пословиц, схема – человечек, таблица с парными согласными, ребус, картинки цветов, демонстрационный горшок с фиалкой, разрезная азбука, магнитофон, музыкальная запись песенки «Весёлая азбука» Г.Сапгира, картинки с полушариями, карточки со словами.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Все легонечко вздохнём,
Урок обучения грамоте начнём.

2. Актуализация знаний. Постановка проблемного вопроса.

Учитель: Все вы любите игры. Урок начнём с игры «Найди пару». У вас на столе карточки, где записаны части предложений в два столбика. К началу каждого предложения подберите его вторую часть и соедините их. Подумайте и обсудите, что это за предложения. Работаем в группах. (Заранее класс поделен на группы).

Книгу читаешь

 

 

к знаниям ведёт.

Кто много читает

 

 

как на крыльях летаешь.

Книга

 

 

тот много знает.

Учитель: Проверяем, как вы составили эти предложения (мальчик из группы читает начало предложения, девочка – конец). Что это за предложения?

Дети: Это пословицы.

Учитель: Что такое пословица?

Дети: Это короткое предложение, которое чему-то учит.

Учитель: Какая пословица нам больше всего подойдёт к уроку и почему?

Дети: Книга к знаниям ведёт.

Учитель: Какая же книга помогает нам на уроках обучения грамоте пополнять наши знания?

Дети: Это Моя любимая Азбука.

Учитель: Прочитаем хором ещё раз эту пословицу. На какие группы можно разделить все буквы в ней?

Дети: Гласные и согласные.

Учитель: Назовите буквы, которые обозначают гласные звуки. Докажите, что они гласные. Подтвердите строчками из стихотворения.

Дети: и, а, я, е, ё. Они поются, воздух при их произношении не встречают преграду, гласные образуют слог.

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.

Учитель: Назовите из этой пословицы буквы, которые обозначают согласные звуки.

Дети: к, н, г, з, м, в, д, т.

Учитель: На какие группы их можно разделить?

Дети: Звонкие и глухие.

Учитель: Назовите из них только звонкие звуки.

Дети: н, г, з, м, в, д.

Учитель: А я выписала следующие буквы, что вы можете сказать о них?

Г, З, Д, В.

Дети: Это буквы, обозначающие парные звуки.

Учитель: Назовите их пары. (На доске появляется схема).

Д:

(Выслушиваются все мнения детей на последнюю пару букв).

Учитель: Сколько в классе мнений ? Почему? Чего мы ещё не знаем?

Дети: Мы не знаем, какая буква соответствует парной букве В.

Учитель: На этот вопрос мы постараемся ответить на сегодняшнем уроке.

3. Открытие нового знания. Определение темы урока.

Учитель: Посмотрите внимательно на ребус. Что здесь зашифровано? (рисунок 1).

Рисунок 1

Дети: Это флоксы.

Учитель: У кого в саду растут эти цветы? А как называется этот цветок? (показать комнатную фиалку).

Дети: Фиалка.

Учитель: Выполним фонетический анализ этих слов. Вспомним алгоритм или стихотворение.

Дети:

Фонетический разбор
И не сложен он, и скор.
Надо нам сперва толково
Разделить на слоги слово,
А потом на том же листике
Звукам дать характеристику.

(На доске составляются схемы – анализ слов флоксы и фиалка, вместо первой буквы стоит точка).

Учитель: Какие первые звуки вы встретили в этих словах? Какие они?

Дети: Звуки [ф],[ф,]. Они согласные, глухие, первый звук – твёрдый, а второй – мягкий.

Физминутка.

Учитель: Сейчас мы с вами отдохнём. Закрыли глаза, представили, что мы в лесу. 1-й вариант запоминает слова, где есть наш новый звук мягкий, а второй – где новый звук – твёрдый.

(Звучит песенка из «Весёлой азбуки» Г.Сапгира).

Учитель: Назовите свои слова, которые вы встретили в песенке (по вариантам).

Дети:

1-й вариант – филин, филинёнок,

2-й вариант – фары, флажок, фонарик.

Учитель: Чем интересны слова 1-го варианта?

Дети: Они однокоренные.

Учитель: Какое значение придаёт слову суффикс -ёнок?

Дети: Уменьшительно-ласкательное значение.

Учитель: А есть ли наш новый звук в именах и фамилиях наших ребят?

Дети: Фёдоров, Фёдорова, Мустафина, Фарит, Фаина.

Учитель: Кто знает, какой буквой обозначаются наши новые звуки? Найдите её в нашей разрезной азбуке.

Дети: Буквой Ф. (Дети находят букву Ф в азбуке и подставляют её в слова-схемы).

Учитель: На что похожа буква Ф? (Дети высказывают различные мнения).

Прочитайте стихотворение, написанное на доске:

Всем известно без подсказки
Буква Ф – как ключ от сказки,
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас. (В. Степанов).

На что похожа буква Ф в стихотворении В. Степанова?

Встаньте из-за парт и изобразите сами букву Ф.

Учитель: Скажите, так какая же тема нашего урока?

Дети: Звуки [ф],[ф,], буква Ф.

4. Первичное закрепление.

Работа в Азбуке.

Учитель: Откройте Азбуку на с. 142. Раскрасим схему-человечка. (Дети с комментированием характеристики новых звуков заполняют схему, параллельно работая у доски).

Далее строится работа со страницей Азбуки:

  1. чтение слогов про себя, друг другу в паре;
  2. проверка самостоятельного чтения 1 строчки слогов по рядам – 1-й ряд – чтение с удивлением, 2-й ряд – с радостью, 3-й ряд – ласково; 2 строчки – индивидуальное чтение со сменой громкости голоса.

Учитель: Попробуйте составить чистоговорки с этими слогами.

Дети:

Фа-фа-фа – по степи бежит дрофа.
Аф-аф-аф – гордо шествует жираф.
Фы-фы-фы – мы купили всем шарфы.
Фы-фы-фы – мы поставили шкафы.

Работа в прописи.

Учитель: Откройте пропись на с. 28. Вспомним правила посадки.

Дети:

Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я от вас, друзья, не скрою, очень правильно сижу,
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
Далее строится работа по странице прописи:

  1. обсуждаются и прописываются элементы буквы ф;
  2. письмо буквы учениками на ладони, в воздухе, мокрой тряпкой на доске после показа учителя;
  3. прописывание строчки буквы ф в прописи, лучшую букву подчёркивают зелёной пастой;
  4. прописать на следующей строке столько букв ф, сколько звуков в слове «молодец»;
  5. прописывание буквосочетаний с устным введением их в слово.

Учитель: Мы составили с вами много слов. Где же в слове может находиться буква Ф?

Дети: В начале слова, в середине и в конце.

Физминутка.

Учитель: А сейчас поиграем. Я называю слова, а вы выполняете движение: если звуки [ф], [ф,] стоят в начале слова, то вы поднимаете руки вверх, если в середине – хлопаете в ладоши, если в конце – приседаете, а если наших звуков нет в слове – стоите без движений.

Фонарик, телефон, корова, телеграф, кафе, кофе, фыркает, Уфа, ворон.

Работа в прописи.

Учитель: Найдите на с. 28 картинку.

  1. Запись с комментированием слов, начинающихся на букву ф, изображённых на картинке (фонтан, фуражка, флажки, форма).
  2. Раскрашивание тех предметов, в названии которых буква ф стоит в середине. (офицер).
  3. Придумайте предложение с этим словом.

Учитель: Прочитайте предложение, написанное на доске:

У фонтана на травке стоял человек в военной форме.

Учитель: Найдите в этом предложении слова с новыми звуками. Какое из них мы ещё не писали? Чем оно интересно?

Дети: Мы не писали слово травка, в нём звук [ф] обозначен буквой в.

Учитель: С каким же звуком дружит звук [ф]? Как мы их называем?

Дети: Звук [ф] и [в] парные.

Учитель: Вернёмся к нашей схеме. Какую букву нужно вписать в пару букве В? (Вставляют букву ф в опорную схему).

В русском языке очень часто в словах встречается звук [ф], обозначенный буквой в, поэтому при письме нужно быть очень внимательным.

Учитель: А теперь прочитайте про себя слова на доске:

филин

фламинго

фиалка

фигура

фикус

фазан

флоксы

Какие слова вам не понятны? (Под руководством учителя объясняется значение всех названных детьми слов). Что общего для всех этих слов?

Дети: Они все начинаются на букву Ф, буква ф стоит в начале слова.

Учитель: Какое слово лишнее и почему?

Дети: Лишнее слово фигура, потому что все остальные слова относятся к природе.

Учитель: На какие группы можно разделить оставшиеся слова?

Дети: На двусложные и трёхсложные; слова с ударением на первом слоге и на втором; слова, обозначающие растения и животных.

Учитель: Посмотрите на доску (рисунок 2). По какому признаку я расположила эти слова на полушариях?

Рисунок 2

Дети: На первом полушарии слова, обозначающие растения, на втором – слова, обозначающие животных.

Учитель: Назовите одним словом каждую группу. В этом вам помогут буквы, расположенные на этих полушариях. Подумайте и обсудите в группах.

Дети: Флора и фауна.

Учитель: Проверьте свои предположения, пользуясь текстом учебника на с. 142. (Дети читают по учебнику о лексическом значении слов флора и фауна).

Так что же обозначают эти слова? (Дети повторяют ещё раз значение слов флора и фауна).

Учитель: Недавно к уроку окружающего мира мы готовили выставку «Мои любимые питомцы». Что мы использовали при её составлении?

Дети: Фотографии.

Учитель: Как можно по-другому назвать нашу выставку?

Дети: Фотовыставка.

Учитель: Что это за слова? А какие ещё однокоренные слова вы можете назвать? (Дети называют). Авторы Азбуки тоже подобрали группу родственных слов. Найдите их и прочитайте только те, которые вы не назвали. (Выборочное чтение). Какие из них вам непонятны?

Работа в Азбуке.

Учитель: Эти слова будут являться ключевыми к нашему тексту. Найдите его на с. 143 Азбуки.

Прочитайте название текста, рассмотрите иллюстрацию к нему. О чём пойдёт речь в этом тексте? (Дети высказывают свои мнения).

Самостоятельное чтение текста.

Учитель: Чьи предположения подтвердились?

Повторное чтение и обучение ведению диалога с автором.

1) Чтение вслух 1-го абзаца по предложениям.

После 1-го предложения: Почему журнал назван «Азия и Африка»?

После 2-го предложения: Как вы думаете, чем может быть интересна работа фотокорреспондента в этом журнале?

2) А как отвечает на этот вопрос автор? Прочитаем 2-й абзац.

3) После чтения 1-го предложения 3-го абзаца: Почему его работы были представлены на международной фотовыставке в Москве? (делают предположения).

4) После 2-го предложения 3-го абзаца: Какие чувства вызвала фотовыставка у Саши? Какое желание могло у него возникнуть?

5) После чтения 4-го абзаца. Подтвердились ли наши предположения? Как Саша готовится к будущей профессии?

Учитель: О какой профессии мечтаете вы и как вы к ней готовитесь? (выслушиваются мнения детей).

А на следующий урок принесите фотографии своих родителей и расскажите, чем интересна их профессия.

5. Итог урока. Самооценка.

Учитель: А теперь игра «Самый внимательный». Назовите слова с буквой ф, которые встретились в тексте. Что вы можете сказать о новых звуках в слове Ефимов?

Дети: В слове Ефимов звук [ф,] стоит в середине слова, он согласный, глухой парный, мягкий, обозначен буквой ф; звук [ф] стоит в конце слова, он согласный, глухой парный, твёрдый, обозначен буквой в.

Учитель: Вспомните пословицу, которую мы составили в начале урока. Какие новые знания вам помогла приобрести Азбука?

Откройте дневники и с помощью условных значков (кружки зелёного, жёлтого и красного цветов) оцени свои успехи на сегодняшнем уроке обучения грамоте. Оказались ли в ваших дневниках кружки красного цвета?