Цель: познакомить со звуками [ф], [ф,] и согласной строчной буквой ф, формировать основные компоненты учебной деятельности (восприятие задания, выбор средств для его выполнения в соответствии с поставленной целью), развитие психофизиологических функций (слухового, зрительного анализаторов), вызвать при помощи игр положительное отношение к учебной деятельности.
Оборудование: карточки с частями пословиц, схема – человечек, таблица с парными согласными, ребус, картинки цветов, демонстрационный горшок с фиалкой, разрезная азбука, магнитофон, музыкальная запись песенки «Весёлая азбука» Г.Сапгира, картинки с полушариями, карточки со словами.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Все легонечко вздохнём,
Урок обучения грамоте начнём.
2. Актуализация знаний. Постановка проблемного вопроса.
Учитель: Все вы любите игры. Урок начнём с игры «Найди пару». У вас на столе карточки, где записаны части предложений в два столбика. К началу каждого предложения подберите его вторую часть и соедините их. Подумайте и обсудите, что это за предложения. Работаем в группах. (Заранее класс поделен на группы).
Книгу читаешь |
|
|
к знаниям ведёт. |
Кто много читает |
|
|
как на крыльях летаешь. |
Книга |
|
|
тот много знает. |
Учитель: Проверяем, как вы составили эти предложения (мальчик из группы читает начало предложения, девочка – конец). Что это за предложения?
Дети: Это пословицы.
Учитель: Что такое пословица?
Дети: Это короткое предложение, которое чему-то учит.
Учитель: Какая пословица нам больше всего подойдёт к уроку и почему?
Дети: Книга к знаниям ведёт.
Учитель: Какая же книга помогает нам на уроках обучения грамоте пополнять наши знания?
Дети: Это Моя любимая Азбука.
Учитель: Прочитаем хором ещё раз эту пословицу. На какие группы можно разделить все буквы в ней?
Дети: Гласные и согласные.
Учитель: Назовите буквы, которые обозначают гласные звуки. Докажите, что они гласные. Подтвердите строчками из стихотворения.
Дети: и, а, я, е, ё. Они поются, воздух при их произношении не встречают преграду, гласные образуют слог.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
Учитель: Назовите из этой пословицы буквы, которые обозначают согласные звуки.
Дети: к, н, г, з, м, в, д, т.
Учитель: На какие группы их можно разделить?
Дети: Звонкие и глухие.
Учитель: Назовите из них только звонкие звуки.
Дети: н, г, з, м, в, д.
Учитель: А я выписала следующие буквы, что вы можете сказать о них?
Г, З, Д, В.
Дети: Это буквы, обозначающие парные звуки.
Учитель: Назовите их пары. (На доске появляется схема).
Д:
(Выслушиваются все мнения детей на последнюю пару букв).
Учитель: Сколько в классе мнений ? Почему? Чего мы ещё не знаем?
Дети: Мы не знаем, какая буква соответствует парной букве В.
Учитель: На этот вопрос мы постараемся ответить на сегодняшнем уроке.
3. Открытие нового знания. Определение темы урока.
Учитель: Посмотрите внимательно на ребус. Что здесь зашифровано? (рисунок 1).
Рисунок 1
Дети: Это флоксы.
Учитель: У кого в саду растут эти цветы? А как называется этот цветок? (показать комнатную фиалку).
Дети: Фиалка.
Учитель: Выполним фонетический анализ этих слов. Вспомним алгоритм или стихотворение.
Дети:
Фонетический разбор
И не сложен он, и скор.
Надо нам сперва толково
Разделить на слоги слово,
А потом на том же листике
Звукам дать характеристику.
(На доске составляются схемы – анализ слов флоксы и фиалка, вместо первой буквы стоит точка).
Учитель: Какие первые звуки вы встретили в этих словах? Какие они?
Дети: Звуки [ф],[ф,]. Они согласные, глухие, первый звук – твёрдый, а второй – мягкий.
Физминутка.
Учитель: Сейчас мы с вами отдохнём. Закрыли глаза, представили, что мы в лесу. 1-й вариант запоминает слова, где есть наш новый звук мягкий, а второй – где новый звук – твёрдый.
(Звучит песенка из «Весёлой азбуки» Г.Сапгира).
Учитель: Назовите свои слова, которые вы встретили в песенке (по вариантам).
Дети:
1-й вариант – филин, филинёнок,
2-й вариант – фары, флажок, фонарик.
Учитель: Чем интересны слова 1-го варианта?
Дети: Они однокоренные.
Учитель: Какое значение придаёт слову суффикс -ёнок?
Дети: Уменьшительно-ласкательное значение.
Учитель: А есть ли наш новый звук в именах и фамилиях наших ребят?
Дети: Фёдоров, Фёдорова, Мустафина, Фарит, Фаина.
Учитель: Кто знает, какой буквой обозначаются наши новые звуки? Найдите её в нашей разрезной азбуке.
Дети: Буквой Ф. (Дети находят букву Ф в азбуке и подставляют её в слова-схемы).
Учитель: На что похожа буква Ф? (Дети высказывают различные мнения).
Прочитайте стихотворение, написанное на доске:
Всем известно без подсказки
Буква Ф – как ключ от сказки,
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас. (В. Степанов).
На что похожа буква Ф в стихотворении В. Степанова?
Встаньте из-за парт и изобразите сами букву Ф.
Учитель: Скажите, так какая же тема нашего урока?
Дети: Звуки [ф],[ф,], буква Ф.
4. Первичное закрепление.
Работа в Азбуке.
Учитель: Откройте Азбуку на с. 142. Раскрасим схему-человечка. (Дети с комментированием характеристики новых звуков заполняют схему, параллельно работая у доски).
Далее строится работа со страницей Азбуки:
- чтение слогов про себя, друг другу в паре;
- проверка самостоятельного чтения 1 строчки слогов по рядам – 1-й ряд – чтение с удивлением, 2-й ряд – с радостью, 3-й ряд – ласково; 2 строчки – индивидуальное чтение со сменой громкости голоса.
Учитель: Попробуйте составить чистоговорки с этими слогами.
Дети:
Фа-фа-фа – по степи бежит дрофа.
Аф-аф-аф – гордо шествует жираф.
Фы-фы-фы – мы купили всем шарфы.
Фы-фы-фы – мы поставили шкафы.
Работа в прописи.
Учитель: Откройте пропись на с. 28. Вспомним правила посадки.
Дети:
Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я от вас, друзья, не скрою, очень правильно сижу,
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
Далее строится работа по странице прописи:
- обсуждаются и прописываются элементы буквы ф;
- письмо буквы учениками на ладони, в воздухе, мокрой тряпкой на доске после показа учителя;
- прописывание строчки буквы ф в прописи, лучшую букву подчёркивают зелёной пастой;
- прописать на следующей строке столько букв ф, сколько звуков в слове «молодец»;
- прописывание буквосочетаний с устным введением их в слово.
Учитель: Мы составили с вами много слов. Где же в слове может находиться буква Ф?
Дети: В начале слова, в середине и в конце.
Физминутка.
Учитель: А сейчас поиграем. Я называю слова, а вы выполняете движение: если звуки [ф], [ф,] стоят в начале слова, то вы поднимаете руки вверх, если в середине – хлопаете в ладоши, если в конце – приседаете, а если наших звуков нет в слове – стоите без движений.
Фонарик, телефон, корова, телеграф, кафе, кофе, фыркает, Уфа, ворон.
Работа в прописи.
Учитель: Найдите на с. 28 картинку.
- Запись с комментированием слов, начинающихся на букву ф, изображённых на картинке (фонтан, фуражка, флажки, форма).
- Раскрашивание тех предметов, в названии которых буква ф стоит в середине. (офицер).
- Придумайте предложение с этим словом.
Учитель: Прочитайте предложение, написанное на доске:
У фонтана на травке стоял человек в военной форме.
Учитель: Найдите в этом предложении слова с новыми звуками. Какое из них мы ещё не писали? Чем оно интересно?
Дети: Мы не писали слово травка, в нём звук [ф] обозначен буквой в.
Учитель: С каким же звуком дружит звук [ф]? Как мы их называем?
Дети: Звук [ф] и [в] парные.
Учитель: Вернёмся к нашей схеме. Какую букву нужно вписать в пару букве В? (Вставляют букву ф в опорную схему).
В русском языке очень часто в словах встречается звук [ф], обозначенный буквой в, поэтому при письме нужно быть очень внимательным.
Учитель: А теперь прочитайте про себя слова на доске:
филин |
фламинго |
фиалка |
фигура |
фикус |
фазан |
флоксы |
Какие слова вам не понятны? (Под руководством учителя объясняется значение всех названных детьми слов). Что общего для всех этих слов?
Дети: Они все начинаются на букву Ф, буква ф стоит в начале слова.
Учитель: Какое слово лишнее и почему?
Дети: Лишнее слово фигура, потому что все остальные слова относятся к природе.
Учитель: На какие группы можно разделить оставшиеся слова?
Дети: На двусложные и трёхсложные; слова с ударением на первом слоге и на втором; слова, обозначающие растения и животных.
Учитель: Посмотрите на доску (рисунок 2). По какому признаку я расположила эти слова на полушариях?
Рисунок 2
Дети: На первом полушарии слова, обозначающие растения, на втором – слова, обозначающие животных.
Учитель: Назовите одним словом каждую группу. В этом вам помогут буквы, расположенные на этих полушариях. Подумайте и обсудите в группах.
Дети: Флора и фауна.
Учитель: Проверьте свои предположения, пользуясь текстом учебника на с. 142. (Дети читают по учебнику о лексическом значении слов флора и фауна).
Так что же обозначают эти слова? (Дети повторяют ещё раз значение слов флора и фауна).
Учитель: Недавно к уроку окружающего мира мы готовили выставку «Мои любимые питомцы». Что мы использовали при её составлении?
Дети: Фотографии.
Учитель: Как можно по-другому назвать нашу выставку?
Дети: Фотовыставка.
Учитель: Что это за слова? А какие ещё однокоренные слова вы можете назвать? (Дети называют). Авторы Азбуки тоже подобрали группу родственных слов. Найдите их и прочитайте только те, которые вы не назвали. (Выборочное чтение). Какие из них вам непонятны?
Работа в Азбуке.
Учитель: Эти слова будут являться ключевыми к нашему тексту. Найдите его на с. 143 Азбуки.
Прочитайте название текста, рассмотрите иллюстрацию к нему. О чём пойдёт речь в этом тексте? (Дети высказывают свои мнения).
Самостоятельное чтение текста.
Учитель: Чьи предположения подтвердились?
Повторное чтение и обучение ведению диалога с автором.
1) Чтение вслух 1-го абзаца по предложениям.
После 1-го предложения: Почему журнал назван «Азия и Африка»?
После 2-го предложения: Как вы думаете, чем может быть интересна работа фотокорреспондента в этом журнале?
2) А как отвечает на этот вопрос автор? Прочитаем 2-й абзац.
3) После чтения 1-го предложения 3-го абзаца: Почему его работы были представлены на международной фотовыставке в Москве? (делают предположения).
4) После 2-го предложения 3-го абзаца: Какие чувства вызвала фотовыставка у Саши? Какое желание могло у него возникнуть?
5) После чтения 4-го абзаца. Подтвердились ли наши предположения? Как Саша готовится к будущей профессии?
Учитель: О какой профессии мечтаете вы и как вы к ней готовитесь? (выслушиваются мнения детей).
А на следующий урок принесите фотографии своих родителей и расскажите, чем интересна их профессия.
5. Итог урока. Самооценка.
Учитель: А теперь игра «Самый внимательный». Назовите слова с буквой ф, которые встретились в тексте. Что вы можете сказать о новых звуках в слове Ефимов?
Дети: В слове Ефимов звук [ф,] стоит в середине слова, он согласный, глухой парный, мягкий, обозначен буквой ф; звук [ф] стоит в конце слова, он согласный, глухой парный, твёрдый, обозначен буквой в.
Учитель: Вспомните пословицу, которую мы составили в начале урока. Какие новые знания вам помогла приобрести Азбука?
Откройте дневники и с помощью условных значков (кружки зелёного, жёлтого и красного цветов) оцени свои успехи на сегодняшнем уроке обучения грамоте. Оказались ли в ваших дневниках кружки красного цвета?