Цели урока:
- Организовать деятельность учащихся по систематизации представлений о самостоятельных и служебных частях речи; по формированию умения правильно определять части речи в тексте.
- Создать условия для развития у школьников умений анализировать, сравнивать, выделять главное, классифицировать, наблюдать и делать выводы; для развития речевой деятельности: для обогащения словарного запаса учащихся.
- Создать условия, способствующие развитию нравственных и этических качеств личности; чувства товарищества, взаимоуважения, желание достичь наивысших успехов в умственном развитии.
Оборудование урока: магнитная доска или ватман, заготовленные заранее три вырезанных из цветной бумаги «стола» разного цвета: большой прямоугольный, средний треугольный и маленький круглый, таблички с названиями частей речи и их морфологическими признаками.
Ход урока
I. Оргмомент. Формулировка задач урока.
II. Беседа с учащимися.
Ребята! Давайте представим, что волею случая мы с вами оказались в совершенно необычном месте: небольшом кафе с неожиданным для подобного заведения названием: «Части речи». Да и обстановка внутри кафе несколько странная…несколько стульев и всего три стола разной величины и формы.
Первый стол – большой и прямоугольный. На нём красивая белая скатерть, украшенная цветами, и табличка: «Самостоятельные части речи».
Второй стол выглядит гораздо проще: он треугольный, скатерть беленькая, а украшает стол табличка «Служебные части речи».
Третий стол – круглый. Он пока пуст и загадочен.
И вот начинают приходить гости. Как вы думаете, кто появился первым?
– Имя существительное, потому что это самая уважаемая часть речи.
И за каким столом оно разместится?
– Конечно, за столом «Самостоятельные части речи».
А какие морфологические признаки имени существительного вы знаете?
– Оно обозначает предмет, отвечает на вопросы: Кто? Что? Склоняется, изменяется по родам и числам и в предложении чаще всего бывает подлежащим или дополнением.
(На доске крепится табличка с изложенной информацией рядом с прямоугольным «столом»).
Молодцы! А кто пришёл в кафе вторым?
– Глагол.
Почему вы так думаете?
– Он обозначает действие предмета.
А ещё какие признаки он имеет?
(Далее следуют ответы учащихся, и на доске крепится табличка с изложенной информацией рядом с прямоугольным «столом» строго напротив таблички с существительным).
Но глагол пришёл не один, с собой он привёл двух очень симпатичных малышей. Как вы думаете, кого?
– Причастие и деепричастие.
А почему их привёл именно глагол?
– Они его особые формы.
А что вы знаете про причастие и деепричастие?
(Далее следуют ответы учащихся, и на доске крепятся таблички с морфологическими признаками деепричастия и причастия рядом с глаголом).
Ну вот, главные гости пришли. А вон посмотрите, видите, идут и остальные. Пока они в гардеробной, давайте подумаем, как же нам их рассадить? И что нам при этом необходимо помнить?
– Необходимо помнить, что самостоятельные части речи делятся на именные и глагольные.
Следовательно, наш большой стол нам следует поделить на две части. Кого мы посадим рядом с именем существительным?
(Далее следует работа с именными и глагольными самостоятельными частями речи, импровизированное кафе на доске заполняется посредством ответов учеников).
Гости за большим столом уже собрались, а кто же будет помогать им за ужином? Без кого самостоятельные части речи не смогут соединиться в предложения?
– Без служебных частей речи: предлога, союза и частицы.
Правильно. Этих гостей мы расположим за небольшим треугольным столом. А как вы думаете, почему они называются служебными?
– Они служат для связи слов в предложении и для связи предложений в тексте.
(Далее следует работа со служебными частями речи, их морфологическими признаками).
Вот наше кафе почти и заполнено. И тут в зал вбежало междометие: « Ах! Опоздало я!» Ему и достался маленький круглый столик у окна. Как вы думаете, почему мы не можем посадить его ни за большой прямоугольный, ни за треугольный столы?
– Оно обладает признаками и самостоятельных и служебных частей речи.
3. Практикум.
Задание 1.
Теперь давайте оставим наше уютное кафе и вернёмся в класс. Умение различать части речи, знание их морфологических признаков часто помогают выбрать правильное написание орфограммы в слове.
Учащиеся записывают словосочетания, графически объясняют орфограммы и доказывают, что выбор орфограмм зависит от правильности определения части речи.
Дождь, не прекращавшийся в течение часа, отдохнуть в продолжение недели, в продолжении книги, попал в течение реки, работать по-новому, сделать по новому методу, завернув в плотную бумагу, подойти вплотную, одеться по-зимнему, идти по зимнему лесу, мощёная улица, мощённая булыжником улица, крашеный забор, крашенный краской пол.
Задание 2.
В ряде случаев знание частей речи помогает правильно выбрать знаки препинания в предложении. Например, умение распознать, чем выражены главные члены предложения, поможет поставить тире в простом предложении. Спишите с доски предложения, правильно расставив тире, докажите справедливость его постановки.
Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным значением. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов. Неологизмы – новые слова, возникшие в языке.
4. Самостоятельная работа.
Перед вами на доске текст. Я прошу выписать из него в три столбика, указывая часть речи, слова, которые
Склоняются |
Спрягаются |
Не изменяются |
Было тихо. Впервые оказавшись здесь, девочка, покачивая ручонками, настороженно вошла в воду. Не заходя в глубь, нагнувшись над отшлифованными морским прибоем камнями, в течение нескольких минут в никем не нарушаемой тишине она наблюдала, как проносились мимо стайки рыбёшек.
5. Подведение итогов урока. Запись домашнего задания.