Задачи:
1. Образовательные:
- закреплять умение составлять описательный рассказ по предложенной схеме;
- закреплять умение употреблять предлоги в активной речи (в, из, по, от, до, через, к, около);
- продолжать учить детей употреблять в речи множественного числа существительных в родительном падеже (много тигров);
- продолжать учить детей употреблять слова сложной слоговой структуры (экскурсовод);
- закреплять умение образовывать новые формы существительного (Москва-москвичи);
- обобщать знания детей о Москве.
2. Развивающие:
- развивать умение объяснения смысла пословиц и переносного значения выражения (Москва – сердце России);
- развивать познавательную активность детей: выделять главное, строить предположения, сравнивать, строить умозаключения;
- вызывать у детей интерес к познанию богатства языка и речи, к экспериментированию со словом;
- развитие пространственных представлений и ориентации по схеме;
- расширение запаса общих сведений о родном городе;
3. Воспитательные: воспитывать у детей любовь, чувство гордости по отношению к своему городу.
Оборудование:
- иллюстрации достопримечательностей столицы;
- карточки достопримечательностей;
- карта-схема;
- маршрутные карты;
- музыкальное оформление- гимн Москвы;
- детские рисунки.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций о Москве, заучивание стихотворений о Москве, пословицы о Москве, чтение произведений художественной литературы о Москве, рассказывание об истории родного города, рисование «Моя Москва», рисование, аппликация, изготовление макета улицы.
Предварительная словарная работа: экскурсовод, экскурсия, маршрут, ветеринар, реставратор, картинная галерея, балет, опера, студент, арена цирка.
Ход занятия
Дети встают рядом с воспитателем. Звучит фонограмма (Гимн Москвы).
Воспитатель:
- Москва – сердце России. Ребята, что я сейчас назвала? (ответы детей).
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Что значит «сердце»? (объяснение детьми переносного смысла, воспитатель резюмирует).
- А кто может назвать пословицы о Москве? (Дети называют пословицы о Москве, раскрывая ее смысл).
- Ребята, а кто может сказать сколько пословиц мы сейчас назвали? (ответы детей).
Молодцы!
Воспитатель: Сегодня для наших гостей мы проводим экскурсию по нашему городу. Как вы думаете, кто ее проводит? Как называется профессия того, кто проводит экскурсию? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, экскурсовод. Каждый из вас сегодня будет экскурсоводом, вы будете знакомить наших гостей с достопримечательностями нашего города. Обратить внимание на наличие бейджиков. (ответы детей). Вы сидите в автобусе как? (Дети – парами, по двое) Вот и рассказывать о достопримечательностях вы будете парами.
– Скажите, а как экскурсовод ведет экскурсионную группу? (ответы детей). Правильно, в соответствии с маршрутной картой. Что такое маршрут? (ответы детей).
– Каждая пара получает маршрут. Внимание!! Вам надо договорится друг с другом кто пойдет по схеме, а кто расскажет про достопримечательность.
– Рассказывать о достопримечательности мы будем по плану:
- Называем что это?
- Потом мы скажем – памятник это или архитектурное здание?
- Если это памятник, то кому его поставили и за какие заслуги?
- Если это здание, чем оно славится, для чего оно нужно?
- Кто в нем работает?
Воспитатель: Итак, наша экскурсия начинается, ребята занимайте места в автобусе, отправляемся на экскурсию по городу.
Воспитатель:
– Мы начинаем нашу экскурсию, я тоже сегодня экскурсовод. Вот моя маршрутная карта. Я начинаю передвигаться по карте в соответствии с теми знаками, которые мне подсказывают дорогу. Продвижение в соответствии с употребляемыми предлогами.
– Посмотрите, куда мы пришли! Но я вижу только очертания достопримечательности, но не могу узнать. Помогите мне среди фотографий отыскать нужную достопримечательность.
(Рассказ воспитателя о Юрии Долгоруком)
– Ребята, а кто такой Юрий Долгорукий? Что вы о нем можете рассказать. Рассказ воспитателя об основании города.
Далее дети по двое у карты рассказывают о прохождении маршрута и достопримечательности.
После 3–4-х рассказов для всех детей физпауза.
Ребята, остановка.
Мы учили песенку,
А в песенке слова:
«Здравстуй, наша Родина,
Город наш … (Москва)».Что за площадь есть в Москве
Там где башня Спасская?
Эту площадь знают все,
Эта площадь … (Красная).
– Займите места, мы продолжаем путешествие. (Рассказ детей о достопримечательностях).
«Цирк» – употребление существительных во множественном числе в родительном падеже (много львов, тигров, птиц, моржей, клоунов, дрессировщиков).
Воспитатель: Мы провели экскурсию по нашему городу. Мы живем в Москве, мы жители нашего города. Как нас называют? (Ответы детей) Правильно, москвичи.
А если наши гости из Санкт Петербурга? (петербуржцы).
Из Киева? (киевляне).
Из Минска? (минчане).
Из Воронежа? (воронежцы).
Из Орла? (орловчане) Мы не справляемся, давайте попросим помощи у гостей.
– Ребята, подумайте, вспомните все рассказы, которые вы услышали. Рассказ каких экскурсоводов вам понравился больше всего? Почему? Узнали ли вы из рассказов что-то новое?
А мне запомнился рассказ … Из него я узнала много нового.
– Сколько достопримечательностей мы с вами посетили? (ответы детей). Назовите памятные места, которые мы посетили.
Дети читают стихотворение о Москве.
1-й ребенок:
Нет тебе на свете равных,
Стародавняя Москва, –
Блеском дней, вовеки славных,
Будешь ты всегда жива! (В.Брюсов).
2-й ребенок:
Мы с детства запомнили эти слова,
И нету прекрасней и проще
Для города имя – город Москва,
Для площади – Красная площадь. (И.Токмакова).
– Ребята, кто автор этих строк? (ответы детей).
Воспитатель: ребята, я благодарю вас за интересную экскурсию.
Елена Васильевна – библиотекарь сада передала для вас подарок. Это книга об истории Москвы. Она надеется, что эта книга расскажет вам еще очень много интересного об истории вашего города.
Фонограмма.