Циклограмма занятий
(1 цикл занятий состоит из 5 занятий по развитию речи)
№ | Название модуля | Занятие № 1 | Занятие № 2 | Занятие № 3 | Занятие № 4 | Занятие № 5 |
1. | Восприятие | |||||
2. | Внимание | |||||
3. | Память | |||||
4. | Мышление | |||||
5. | Воображение | |||||
6. | Творческие способности |
– пропедевтический материал;
– повторение;
– новый материал
1. Занятие «Путешествие в сказку» (занятия построены на русской народной сказке «Алёнушка и лиса»)
Цель занятия: развитие восприятия речи, внимания
Задачи:
- Развитие произвольного внимания через слушание сказки.
- Использование артикуляционной гимнастики для развития речевой активности.
- Развитие памяти через перекодирование словесной информации в наглядно-образную.
- Развитие восприятия с помощью мнемотаблицы по сказке.
Новый материал (основной модуль – восприятие, речь);
Пропедевтика: (модуль – внимание – прием мнемотехники);
Дидактический материал:
- Коллаж к сказке
- Мнемодорожка по времени года «Осень»
- Пластилин
- Мнемотаблица к сказке
№ |
Ход занятия |
I. Мобилизирующее начало Педагог: Буратино: Педагог: |
(Раздается стук в дверь и в группе
появляется сказочный герой Буратино) – Здравствуй, Буратино, а почему ты грустный, и что у тебя в руках? – Здравствуйте, ребята! Грустный я потому, что хотел прочитать вот эту сказку (показывает книжку), но не могу, т.к. эта сказка не простая, а волшебная и прочитать ее может тот, кто выполнит все задания, что приготовила нам сказка и спрятала на своих страницах. – Ребята, давайте поможем Буратино прочитать сказку и выполнить задания, которые приготовила вам сказка. А я ребята, хочу пригласить вас в гости в деревню Сказкино, где живут сказочные герои. Познакомимся там с удивительными животными. А отправимся мы с вами в путешествие вот на этом сказочном паровозике. Ну что, усаживаемся поудобнее, заводим моторы –р-р-р. Поехали пых-пых-пых. (Дети активно двигают руками и топают ногами). Вагончики – 2р. |
II. Основной блок – путешествие сказка Педагог: Буратино: Педагог: |
– И вот мы попали, ребята с вами в сказку
«Аленушка и лиса» (показ книги). Слушайте
внимательно, начинаем читать сказку: «Жила
была…» (Чтение сказки). – Ну вот, я же говорил вам. Знаете, что надо сделать, чтобы дальше прочитать сказку. Надо выполнить задания, которые приготовила нам сказка. – Ребята, ну что выполним? (Ответы детей). Задание 1. «Работа по коллажу» Детям предлагается рассмотреть рисунки, изображенные на коллаже. При этом задаются вопросы наводящие: «Кого вы видите на коллаже?», «Какие сказочные персонажи появились», «Как называется наша сказка?», «Что случилось с Аленушкой?». По заданным вопросам составляется коллаж к сказке. С помощью коллажа дети пересказывают прочитанную часть сказки. |
II. Речевая разминка
Педагог: |
Задание № 2 «Артикуляционная гимнастика на звук «А». Цель: научить четко произносить гласный звук «А», развить речевое дыхание, тренируя детей в произношении звука длительного и на одном выдохе. – Сейчас, я вам ребята, расскажу одну историю о веселом языке. «Жил был на свете веселый язычок. Он жил в своем домике. А домик этот – ротик. Покажите где у вас ротик (дети показывают). Домик открывался и закрывался, вот так (имитационные движения). Язычок то выбегает из домика, то прячется. Опять выбегает и опять прячется (педагог показывает, дети повторяют). Язычок всему хотел научиться: увидел, как котенок лакает молочко и тоже стал лакать. Вот так! Покажите, как он делает. А еще язычок любит петь разные песенки. Очень понравилась ему песенка маленькой девочки Аленушки. Чтобы петь песенку Аленушка открывает рот широко вот так и начинает тихо, а потом громче и еще громче. А давайте попробуем эту песенку спеть (дети поют). |
IV. Двигательная разминка | – Ребята, а чтобы нам дальше
путешествовать по сказке, надо бодрым и сильным
быть и за мною все движенья повторить. Поднимайте
плечики,
Зашагаем все на месте |
V. Комплексный блок Педагог: |
– Ребята, а что случилось с Аленушкой в сказке? (Она заблудилась).
– Ребята, посмотрите, а какая буква сегодня пришла к нам в гости? Это буква «А».
Задание № 3 «Повтори за мной» – Детям предлагаются картинки, начинающиеся с буквы «А». Педагог показывает картинку, называет слова, где четко слышен звук «А». Задание № 4 «Мнемодорожка» (прием наложения). – Ребята, а в какое время года Аленушка
заблудилась (осенью). Задание № 5 «Лепка из пластилина «Грибы Аленушке» – Ребята, мы узнали, что случилось с Аленушкой осенью: она пошла в лес и заблудилась. А кто знает, какие растут в лесу грибы? (Ответы детей). А давайте для Аленушки сделаем грибы, чтобы она с полной корзиной вернулась домой. Мы в лесок пойдем, (Берем кусочек пластилина, разделим его на 2 равные части – для ножки и шляпки гриба. Ножку лепим путем раскатывания кусочка пластилина между ладонями, шляпку – из второго кусочка, придавая шляпку гриба!) – Буратино, посмотри какие грибы, слепили наши дети. Аленушке они очень понравятся. (Буратино складывает грибы в корзину и говорит, что он обязательно унесет их Аленушке). |
VI. Итог 1 вариант 2 вариант |
– Ну, что ребята, а нам пора возвращаться домой. Закроем все глазки: «Раз, два, три – снова в группе мы». Усаживаемся на наш паровозик. Заводим моторы и поехали? «Вагончики /2 раза |
2 . Занятие по развитию речи «Путешествие в сказку»
Цель: развитие речи, памяти, внимания.
Задачи:
- Развитие памяти через перекодирование словесной информации в наглядно-образную.
- Развитие устойчивости внимания в процессе запоминания «дорожки».
- Работа по коллажу, поиск нестандартных решений при составлении сказки.
Повторение материала: основной модуль – развитие внимания с применением мнемотехники и коллажа.
Пропедевтика: развитие речи, восприятия – использование коллажа для составления сказки (истории, рассказа).
Новый материал: основной модуль – память.
Дидактический материал и оборудование:
1. Коллаж к сказке.
- Пластилин.
- Мнемотаблица времени года «Осень».
№ |
Ход занятия |
I. Мобилирующее начало
Буратино: Педагог: |
– Ребята, сегодня мы с вами продолжим
путешествие в деревню Сказкино, где живут
сказочные персонажи. Ребята, а кто помнит, в какой
сказке мы с вами на прошлом занятии побывали?
(ответы детей). Раздается стук в дверь, появляется Буратино со словами: – Ой, ребята, здравствуйте, а вы, что про меня забыли? Я к вам так спешил, так спешил, т.к. хочу вместе с вами отправиться дальше в путешествие. – Здравствуй, Буратино! Мы тебя ждали, и совсем даже не забыли. Ну, что ребята, отправляемся в путешествие. Сели и поехали! (Дети выполняют движения: руками – круговые движения, а ногами – топают). Повторяя при этом звуки «ф-ф-ф», «чух-чух,чух».
– Ну, вот мы с вами и прибыли. Наша остановка «Сказочная». Ребята, а вспомните, пожалуйста, какие сказочные персонажи были у нас в гостях? (Дети отвечают на вопросы и составляют сказку 1 часть по коллажу). |
II. Повторение материала Педагог: |
– Ребята, а что случилось с Аленушкой
в лесу? (Она заблудилась). А за грибами в лес, когда
ходят? (Осенью). Ребята, а какие вы грибы знаете?
(Ответы детей). А кто мне скажет, какие у осени
приметы. (Дети отвечают и составляют
мнемотаблицу «Осень»). |
III. Новый материал Педагог: Буратино: Педагог: |
– А сейчас мы с вами узнаем, что же
произошло дальше с Аленушкой. (Чтение сказки – 2
часть). – Поможете, ребята, выполнить задания Буратино?
(Ответы детей). |
IV. Физминутка |
(Движение выполняются в соответствии с текстом). Задание № 2 |
V. Комплексный блок
Педагог: |
Игра «Дикое – домашнее». Детям бросается мячик и называется животное. Если это дикое животное мы ловим, а если домашнее – мяч отбивается. Задание № 3 «Найди спрятанную букву». – Ребята, а сейчас в две руки возьмите по
карандашу и на листе бумаги нарисуйте 2 горы (> и
<). Стали мы взбираться по этим горам. Ребята, а
вы знаете, кто ходит по горам и покоряет вершины?
Этих людей называют альпинистами. А с какой буквы
начинается это слово? Правильно, с буквы «А». Но
вдруг ребята, от нашего слова альпинист
отскочила буква «А» и укатилась. Надо помочь
найти эту букву. Иначе наш альпинист не сможет
продолжать путешествие. |
VI. Итог | «Раз, два, три – снова в группе мы». (Дети открывают глаза). – Ребята, а где вы сегодня путешествовали? А каким новым словом познакомились? (Слово альпинист). А что случилось с нашим альпинистом? (Задаются вопросы по теме занятия). |
3. Занятие по развитию речи «Путешествие в сказку»
Цель: развитие памяти, мышления, речи и восприятия.
Задачи:
- Развитие памяти через перекодирование словесной информации в наглядно-образную.
- Развитие произвольности внимания в специально организованной игре на слуховое внимание.
- Развитие связной речи через составление рассказа.
- Развитие способностей к фонематическому различению.
Повторение (модуль – речь, восприятие).
Новый материал (основной модуль – развитие памяти) – знакомство с дикими животными.
Пропедевтический материал (модуль – мышление).
№ |
Ход занятия |
I. Мобилизирующее начало Педагог:
Буратино: Педагог: |
– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся дальше, в наше путешествие по сказке. Наш волшебный паровозик уже ждет нас. (Раздается стук в дверь и появляется Буратино). – А вот и я, здравствуйте, ребята! – Буратино, ты сегодня опоздал. Мы чуть было не уехали без тебя. Садись Буратино на свое место, мы отправляемся в путь. (Проходит игра – путешествие на сказочном паровозике. Дети имитируют все движения и звуки). – А вот и новая остановка, слушаем продолжение нашей сказки. (Чтение 3 части сказки). Ребята, а давайте вспомним, что же произошло в сказке с Аленушкой и кого она встретила в лесу? |
II. Повторение
Стр. 33 «150 тестов игр, упражнений» |
Задание № 1 «Вспомни сказку по
коллажу» Вопросы к коллажу: – Что случилось с Аленушкой? Задание № 2 «Определи звуки» Цель: развитие способностей к фонетическому различию. Ребенку предлагают картинки с изображением различных предметов. Проверим, знает ли ребенок эти предметы. Затем произносится какое-либо слово, и попросить ребенка показать тот предмет, название которого начинается с того же звука. Например: слово «ананас», и ребенок показывает на рисунок апельсин, т.к. и ананас и апельсин начинаются со звука «А». Задание № 3 «Догадайся, о чем я говорю?» – Ребята, а представьте себе, что встретились наши сказочные персонажи, медведь и волк. (Показ картинок). Придумайте и расскажите, о чем могут говорить медведь и волк. |
III. Физминутка |
|
IV. Новый материал
Педагог: |
– Ребята, а кто мне сможет сказать волк
и медведь – это домашнее или дикое животное?
(Ответы детей с помощью педагога). Задание № 4. Мнемотаблица «Дикие животные» Педагог знакомит детей с мнемотаблицей и дает детям понятие «дикие животные». Это животное живет в лесу, оно дикое. У него 4 ноги, тело покрыто шерстью, есть пасть. Он хищник, своих детенышей они выкармливают молоком. Потомство приносят ранней весной. (Работа с мнемотаблицей. Объяснение символов). – Ребята, а кто знает, еще в лесу живут какие дикие животные? А какие животные в нашей сказке дикие? |
V. Комплексный блок Педагог: |
А сейчас мы с вами поиграем в игру
«Бывает – не бывает». Называем какую-либо ситуацию и бросаем ребенку мяч. Ребенок должен поймать его в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не надо. Ситуации:
|
VI. Итог Педагог: |
– Ну, вот ребята, сегодня мы с вами
побывали в гостях у диких животных,
познакомились с другими сказочными персонажами,
которые предложили свою помощь Аленушке. (Загадывает загадки).
– Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо потрудились на занятие и многое узнали. А мне пора прощаться. До свидания. |