Игра – это жизненная лаборатория
детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой
жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна
для человечества.
В игре, этой специальной обработке жизненного
материала, есть самое здоровое ядро разумной
школы жизни.
С.Т. Шацкий
Тип проекта: практико-ориентированный.
По составу: межгрупповой.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели групп, изоруководитель, инструктор по физическому воспитанию, воспитатели.
По продолжительности: постоянно-действующий.
Проблема:
Игровая культура Российской глубинки, в
частности Сибири, когда то была из самых богатых
в мире. От нас – взрослых, родителей и педагогов
– во многом зависит её состояние. Чтобы не
появилась ещё одна «черная дыра» в жизни людей,
надо сохранить игровые традиции, накопленные
народом.
Подвижные игры детей и взрослых – важнейшая
часть человеческой культуры, мост, связывающий
поколения. До наших дней дошло множество
сибирских игр: передаваемые из поколения в
поколения, они вобрали в себя лучшие
национальные традиции. По играм мы можем судить о
культуре и быте, о нормах поведения,
существовавших сибиряков. Вот она, региональная
направленность физкультурно-оздоровительной
работы в ДОУ.
Но почему в игры народов Севера не играют наши дети?
Косвенная цель: изготовление книги» Волшебная Хранительница» с содержанием подвижных игр народов Севера.
Прямая цель: научить старших дошкольников активно и самостоятельно играть в игры народов севера
Задачи:
- Главная задача: дополнение программы по физическому воспитанию дошкольников играми народов Севера.в процессе интеграции физкультурной работы в познавательный процесс.
- Познакомить детей с этнокультурными особенностями коренного населения Сибири, его традициями, историей, обычаями. Прививать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, взаимовыручку, сочувствие, доброту. Воспитание толерантного отношения к другим нациям.
- Формирование чувства сопричастности и духовно – нравственного отношения к культурному наследию своего народа.
- Способствовать установлению демократических отношений между
- родителями и детьми.
- Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их
- речевую культуру.
Актуальность
Подвижная игра – естественный спутник жизни
ребёнка, источник радостных эмоций, обладающей
великой воспитательной силой. А сибирские
подвижные игры, к которым генетически
расположены маленькие сибиряки, усиливают
педагогическое значение сибирских подвижных
игр.
Самостоятельная игровая деятельность…
Какая она должна быть, чтобы доставлять радость и
детям и взрослым, вносить доверительность и
теплоту во взаимоотношения? Какие формы общения
с ребёнком помогут лучше узнать его и наиболее
естественно ввести в сложный мир взрослых?
В дошкольном возрасте, безусловно, это игровое
общение.
До наших дней дошло множество игр народов севера:
передаваемых из поколения в поколение, они
вобрали в себя лучшие национальные традиции. По
играм мы можем судить о культуре и быте, о нормах
поведения, существовавших у коренных сибиряков.
Практика доказывает, что современные дети с
удовольствием играют в народные игры. Они
привлекают ребят и познавательным содержанием, и
разнообразием игровых действий, и эмоциональной
окрашенностью.
Испокон веков функция игры заключается в
воспитании. Она способствует развитию у детей
мышления, воображения, воспитывает активность,
сноровку, сообразительность, инициативу, умение
постоять за себя. Дети учатся преодолевать
неудачи, переживать неуспех. Посредствам
сибирских народных игр мудрость наших предков,
копившаяся веками, передаётся из поколения в
поколение.
Вот почему нам, как педагогам-дошкольникам, важно, с раннего детства приобщить детей к народной сибирской игре. Чтобы наши дети выросли настоящими СИБИРИКАМИ, с богатым багажом нравственных ценностей, и пропитанными гордостью за свою малую Родину.
Модель реализации проекта.
Направления работы | Содержание деятельности | Срок исполнения |
Создание развивающего пространства | 1. Изготовление каркаса книги
«Волшебная хранительница» 2. Отбор подвижных народов Севера, составление картотеки 3. Оформление страниц книги 4. Изготовление атрибутов для сибирских подвижных игр |
Сентябрь Сентябрь В течении всего проекта В течении всего проекта |
Сотрудничество с педагогами | 1. Разработка интегрированных
познавательно – физкультурных занятий по
ознакомлению с традициями и бытом сибиряков. 2. Разработка и проведение совместных праздников и развлечений с региональной направленностью. 3. Практические занятия по разучиванию и апробации игр 4. Подборка методического материала для воспитателей по теме: «Разгадки северных загадок» |
Сентябрь По сезонно 1 раз в месяц Постоянное пополнение |
Сотрудничество с родителями | 1. Проведение совместных экскурсий в
«Ангарскую деревню», в выставочный зал, музей на
Парковой. 2. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов и участию в праздниках и развлечениях. 3. Ввести традицию в воспитательно-образовательный процесс ДОУ – проведение спортивного праздника «Ура! – Мы сибирская семья» |
В течении года В течении года Январь |
Работа с детьми | 1. Чтение литературы разных жанров, в
которых рассказывается о быте и национальных
особенностях сибирского народа. 2. Разучивание подвижных игр народов Севера по страницам книги «Волшебной Хранительницы» 3. Проведение интегрированных познавательно-физкультурных занятий 4. Проведение праздников и развлечений по разученным и полюбившимся детьми сибирским играм. |
Еженедельно 2 игры в месяц 1 раз в 2 месяца Поквартально |
Автор и руководитель проекта: заведующий МДОУ «ДСОВ №40» Попова Елена Николаевна г. Братск