Тип урока: Постановка учебной задачи.
Цель педагогическая: организовать учебную деятельность детей по нахождению способа проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова и сравнению его со способом проверки безударных гласных.
I этап. (Актуализация знаний учащихся, создание ситуации успеха)
-Чем занимались на прошлом уроке? (тренировались в написании безударной гласной в корне слова)
- О чем нам говорит эта модель? (Это модель способа проверки безударных гласных в корне слова)
Какие это способы?(1.Подбор однокоренных слов. 2.Изменение формы слова. 3.Способ проверки непроверяемой гласной с помощью словаря)
-Умеем ли мы пользоваться этими способами проверки. (Дети оценивают свои умения при помощи знаков: - ? + под каждой стрелкой, обозначающей способ)
-Проверим?
-На доске слова:
[л' э с]
[в о д н ы й']
[б'и с'э д а ]
II этап Постановка учебной задачи
-К данным словам подберите однокоренные слова.
Индивидуальная работа в тетрадях.
- Я буду записывать ваши варианты слов на доске.
[л' э с ]– (лесник, лесной, лесок…)
[в о д н ы й' ]– (водичка, вода, подводный…)
[б'и с'э д а ]– (беседовать, побеседую, беседка)
-При написании, какого слова встретили трудность? (беседка)
-Как написали это слово? (бесетка, беседка)
-Почему трудно? (слабая позиция парных согласных)
-Что будем искать? (способы проверки парных звонких и глухих согласных)
-Составьте звуковую запись (транскрипцию) слова «беседка».
(Один ученик записывает на доске, а остальные в тетради)
Появляется запись [б’и с’э т к а]
-Сравните звуковые записи слов: «беседа», «беседка»
-Составьте модели к этим словам
[б’и с’э т к а]
- Озвучьте модель? (согласный звук стоит в слабой позиции)
[б’и с’э д а]
(согласный звук стоит в сильной позиции)
-Так как же быть?
(Пользуясь законам письма, пишем «д»)
-Что вы заметили в первом слове? (В слове «беседка» - в звуковой записи пишется «т», а в буквенной «д»
-Почему? (В слове «Беседа» звук «д» в сильной позиции)
-Можем ли применить способ проверки написания безударной гласной в корне слова к слову «беседка»? (нет, т.к. мы знаем способ проверки безударной гласной, а не согласной)
III этап Выполнение действий детьми
-Поработайте в группах, наблюдая за парами слов на карточке. Подумайте, какой здесь способ проверки?
-В группе составьте модель способа проверки парных звонких и глухих согласных.
(У каждой группы лежат одинаковые карточки)
рука(в) - | рукава |
гла(з) | глазной, глаза |
сне(г ) | снега |
ло(ж)ка | ложечка |
у(з)кий | узок |
-Прошу озвучить модель другой группы
(В ходе обсуждения моделей получили обобщенную модель способа проверки парных звонких и глухих согласных)
Дети сравнивают модель способа проверки безударных гласных в корне слова с полученной моделью и делают вывод : способ проверки одинаковый, чтобы правильно написать парные звонкие и глухие согласные в корне слова, нужно поставить согласный в сильную позицию путем подбора однокоренных слов или изменением слова.
IVэтап Применение способа действия
-Давайте, применим этот способ к слову «беседка». (Дети делают вывод: способ работает)
-Обратимся к учебнику русского языка стр. 60 и прочитаем, что же нам предлагает автор учебника.
(Один из учеников зачитывает правило)
V этап Рефлексия.
-Какой можно сделать вывод? (Способ действия один и тот же)
-Чем будем заниматься? (Тренироваться, упражнение 321)
Домашнее задание: Придумать и записать 5 слов с парными согласными в слабой позиции и записать к ним возможные способы проверки.
-Чем будем заниматься на следующем уроке?
-Спасибо всем за активное участие в преодолении трудностей.