Проект урока русского языка во 2-м классе (программа "Школа России"), учебник Рамзаевой Т.Г.

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Постановка учебной задачи.
Цель педагогическая: организовать учебную деятельность детей по нахождению способа проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова и сравнению его со способом проверки безударных гласных.

I этап. (Актуализация знаний учащихся, создание ситуации успеха)
-Чем занимались на прошлом уроке? (тренировались в написании безударной гласной в корне слова)

- О чем нам говорит эта модель? (Это модель способа проверки безударных гласных в корне слова)
Какие это способы?(1.Подбор однокоренных слов. 2.Изменение формы слова. 3.Способ проверки непроверяемой гласной с помощью словаря)
-Умеем ли мы пользоваться этими способами проверки. (Дети оценивают свои умения при помощи  знаков: - ?  +  под каждой стрелкой, обозначающей способ)
-Проверим?
-На доске  слова:
[л' э с]
[в о д н ы й']
[б'и с'э д а ]
II этап Постановка учебной задачи
-К данным словам подберите однокоренные слова.
Индивидуальная работа  в тетрадях.
- Я буду записывать ваши варианты  слов на доске.
[л' э с ]– (лесник, лесной, лесок…)
[в о д н ы й' ]– (водичка, вода, подводный…)
[б'и с'э д а ]– (беседовать, побеседую, беседка)
-При написании, какого слова встретили трудность? (беседка)
-Как написали это слово? (бесетка, беседка)
-Почему трудно? (слабая позиция парных согласных)
-Что будем искать? (способы проверки парных звонких и глухих согласных)
-Составьте звуковую запись (транскрипцию) слова «беседка».
(Один ученик записывает  на доске, а остальные в тетради)
Появляется запись [б’и с’э т к а]
-Сравните звуковые  записи  слов: «беседа», «беседка»
-Составьте модели к этим словам
[б’и с’э т к а]

- Озвучьте модель? (согласный звук стоит в слабой позиции)
[б’и с’э д а]

(согласный звук стоит в сильной позиции)

-Так как же быть?
(Пользуясь законам письма, пишем «д»)
-Что вы заметили в первом слове? (В слове «беседка» - в  звуковой записи пишется «т», а в буквенной «д»
-Почему? (В слове «Беседа» звук «д» в сильной позиции)
-Можем ли применить способ проверки написания безударной гласной в корне слова к слову «беседка»? (нет, т.к. мы знаем способ проверки безударной гласной, а не согласной)

III этап Выполнение действий детьми
-Поработайте в группах, наблюдая за парами слов на карточке. Подумайте, какой здесь способ проверки?
-В группе составьте модель способа проверки парных звонких и глухих согласных.
(У каждой группы  лежат одинаковые карточки)

рука(в) - рукава
гла(з) глазной, глаза
сне(г ) снега
ло(ж)ка ложечка
у(з)кий узок

-Прошу озвучить модель другой группы

(В ходе обсуждения моделей  получили обобщенную модель способа проверки парных звонких и глухих согласных)
Дети сравнивают  модель способа проверки безударных гласных в корне слова с полученной моделью  и делают вывод : способ проверки одинаковый, чтобы правильно написать парные звонкие и глухие согласные в корне слова, нужно поставить согласный  в сильную позицию путем подбора однокоренных слов или изменением слова.

IVэтап Применение способа  действия
-Давайте, применим этот способ к слову «беседка». (Дети делают вывод: способ работает)
-Обратимся к учебнику русского языка  стр. 60 и прочитаем, что же нам предлагает автор учебника.
(Один из учеников зачитывает правило)

V этап Рефлексия.
-Какой можно сделать вывод? (Способ действия один и тот же)
-Чем будем заниматься? (Тренироваться, упражнение 321)
Домашнее задание: Придумать и записать 5 слов с парными согласными в слабой позиции  и записать к ним возможные способы проверки.
-Чем будем заниматься на следующем уроке?
-Спасибо всем за активное участие в преодолении трудностей.