Общеучебные умения – это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины.
3 группы общеучебных умений:
- Учебно-управленческие умения;
- Учебно-информационные умения;
- Учебно-логические умения.
Учебно-управленческие умения
Данные умения целесообразно рассматривать сквозь призму управленческого цикла, под которым принято понимать целостную совокупность ориентированных на достижение определенной цели взаимодействующих управленческий функций, выполняемых одновременно или в некоторой последовательности.
В состав управленческого цикла входят:
- Планирование – определение целей и средств их достижения;
- Организация – создание и совершенствование взаимодействия между управляемой и управляющей системами для выполнения планов;
- Контроль - сбор информации о процессе выполнения намеченных планов;
- Регулирование – корректировка планов и процессов их реализации;
- Анализ – изучение и оценка процесса и результатов выполнения планов.
Учебно-управленческие умения в начальной школе
- Понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности;
- Понимать последовательность действий, предъявляемую по индивидуальному и коллективному выполнению учебной задачи;
- Соблюдать последовательность действий по индивидуальному выполнению учебной задачи в отведенное время;
- Соблюдать последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи в отведенное время;
- Соблюдать последовательность выполнения домашней учебной работы в определенных временных границах;
- Выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для учебных занятий в школе и дома;
- Пользоваться учебными принадлежностями в соответствии с принятыми нормами;
- Следить за правильной осанкой на рабочем месте;
- Выполнять советы учителя по соблюдению основных правил гигиены учебного труда;
- Сравнивать полученные результаты с учебной задачей, с планом ее реализации;
- Владеть основными средствами различных форм контроля (самоконтроль, взаимоконтроль);
- Оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму;
- Вносить необходимые изменения в последовательность и время выполнения учебной задачи.
Учебно-информационные умения
- общеучебные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач
3 группы учебно-информационных умений:
- Умение работать с письменными текстами
- Умения работать с устными текстами
- Умение работать с реальными объектами как источниками информации
Умения работать с письменными текстами
- Бегло, сознательно, правильно читать с соблюдением основных норм литературного произношения, логических ударений и пауз, тона, соответствующих содержанию читаемого текста. Темп чтения вслух соответствует утвержденным нормам.
- Пользоваться различными видами чтения: СПЛОШНЫМ, ВЫБОРОЧНЫМ, КОММЕНТИРОВАННЫМ, ПО РОЛЯМ, ПРО СЕБЯ, ВСЛУХ.
- Переходить от одного вида чтения на другой.
- Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению проанализированного на учебном занятии художественного, публицистического, научно-популярного текста.
- Работать с основными компонентами учебника: оглавлением, вопросами и заданиями к учебному тексту, словарем, приложениями и образцами, иллюстрациями, схемами, таблицами и сносками.
- Находить в тесте подзаголовок, абзац, красную строку.
- Определять примерное содержание незнакомой книги по ее компонентам: титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, иллюстрации, аннотации;
- Находить необходимую книгу или статью, пользуясь рекомендательными библиографическими списками, картотеками, каталогами, указателями, открытым доступом к книжным полкам;
- Пользоваться библиографической карточкой;
- Осуществлять библиографическое описание книги одного-двух авторов;
- Различать научные, официально-деловые, публицистические и художественные письменные тексты;
- Подбирать и группировать материал по определенной теме из научных, официально-деловых, публицистических и художественных текстов;
- Составлять простой план письменного текста;
- Грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты в соответствии с утвержденными нормами;
- Оформлять тетради и письменные работы с принятыми нормами;
- Создавать письменные тесты различных типов (повествование, описание, рассуждение);
- Владеть различными видами изложения текста.
Умения работать с устными текстами
- Понимать сказанное однократно в нормальном темпе;
- Задавать восполняющие (открытые) и уточняющие (закрытые) вопросы в случае непонимания устного текста;
- Различать научные, официально-деловые, публицистические и художественные устные тексты;
- Составлять простой план устного плана текста;
- Создавать устные тексты различных типов;
- Выразительно говорить;
- Владеть различными видами пересказа текста.
Умения работать с реальными объектами как источниками информации
- Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем;
- Использовать по рекомендации учителя различные виды наблюдения;
- Осуществлять качественное и количественное описание наблюдаемого объекта;
- Формировать под руководством учителя простейшие модели.
Учебно-логические умения
- Анализ и синтез
- Сравнение
- Обобщение и классификация
- Определение понятий
- Доказательство и опровержение
- Определение и решение проблем