Цель: показать смысл и значение демократических выборов, особенности предвыборной кампании, процедуры голосования в демократическом обществе.
Методические рекомендации:
- Урок состоит из шести этапов, связанных между собою логической связью
- На первом этапе урока применяется прием работы с системным оператором (ТРИЗ-технология), с помощью которого создаются условия для формирования системного представления о праве выбора, как части прав гражданина демократического общества и особенностях исторического развития этого права
- Также на этом этапе при заполнении Подсистемы (что включает в себя право выбора, его элементы и характеристики) используются интерактивные формы работы
- На втором этапе урока предполагается самостоятельная работа обучающихся с документами и выполнение теста
- Третий этап – это организация ролевой мини-игры «мы – будущие избиратели»
- Четвертый этап – организация дискуссии о значимости и необходимости выборов в демократическом обществе. На данном этапе необходимо подвести ребят к мысли об ответственности граждан за активное и сознательное участие в реализации своего права выбора
- На пятом этапе урока в качестве рефлексии предлагается написать либо синквейн, либо афоризм. Какой вид работы выполнять – право выбора каждого.
- Заключительный, шестой этап урока – это выводы, подведение итогов и напоминание о домашнем задании.
Ход урока:
1. Заполняя экраны СО (системного оператора) обучающиеся кратко повторяют изученный ранее материал.
Прошлое НС |
НС (надсистема) |
будущее НС |
Система – ПРАВО ВЫБОРА
НС – права граждан
ПС – выборы всеобщие, равные, прямые, при тайном голосовании;
активное и пассивное избирательное право граждан;
мажоритарная и пропорциональная избирательные системы
прошлое С – право выбора в России в начале ХХ века
прошлое НС – права граждан
прошлое ПС – наличие ценза (имущественного и др.), многоступенчатость,
сословный характер
будущее С – право выбора в конце ХХI века
будущее НС – права граждан
будущее ПС - ????? ( задание – используя приемы фантазирования и социального моделирования, предложить свой вариант)
2. Работа с документом.
Для работы предлагаются выдержки из Конституции РФ (ст. 32) и из ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ( Хрестоматия по курсу Основы правовых знаний. Москва. 2004)
3. Ролевая игра «Мы – будущие избиратели»
Цель- показать смысл и значение демократических выборов, особенности предвыборной кампании, процедуры голосования в демократическом обществе.
Этапы игры: - выдвижение кандидата
- предвыборная агитация
- голосование и подсчет голосов
- подведение итогов
(Из книги Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. 2006)
4. Обсуждение проблемных вопросов с элементами дискуссии.
- Одним из важнейших признаков демократии являются свободные и честные выборы. А могут ли выборы быть несвободными и нечестными?
- Гитлер, Чингисхан, Юлий Цезарь, Наполеон пришли к власти через процедуру выборов. Свидетельствует ли это о том, что институт и процедура выборов антидемократичны?
Цель данного этапа – подвести к выводу о необходимости и значимости процедуры выборов в современном обществе, а также о большой ответственности каждого гражданина при реализации своего права выбора.
5. В качестве рефлексии и итога урока обучающимся предлагается написать по пройденной теме либо синквейн, либо придумать афоризм (краткое выразительное изречение). Какое задание выполнять – их ПРАВО ВЫБОРА.