Урок "Право выбора"

Разделы: История и обществознание


Цель: показать смысл и значение демократических выборов, особенности предвыборной кампании, процедуры голосования в демократическом обществе.

Методические рекомендации:

  • Урок состоит из шести этапов, связанных между собою логической связью
  • На первом этапе урока применяется прием работы с системным оператором (ТРИЗ-технология), с помощью которого создаются условия для формирования системного представления о праве выбора, как части прав гражданина демократического общества и особенностях исторического развития этого права
  • Также на этом этапе при заполнении Подсистемы (что включает в себя право выбора, его элементы и характеристики) используются интерактивные формы работы
  • На втором этапе урока предполагается самостоятельная работа обучающихся с документами и выполнение теста
  • Третий этап – это организация ролевой мини-игры «мы – будущие избиратели»
  • Четвертый этап – организация дискуссии о значимости и необходимости выборов в демократическом обществе. На данном этапе необходимо подвести ребят к мысли об  ответственности граждан за активное и сознательное участие в реализации своего права выбора
  • На пятом этапе урока в качестве рефлексии предлагается написать либо синквейн, либо афоризм. Какой вид работы выполнять – право выбора каждого.
  • Заключительный, шестой этап урока – это выводы, подведение итогов и напоминание о домашнем задании.

Ход урока:

1. Заполняя экраны СО (системного оператора) обучающиеся кратко повторяют изученный ранее материал.

Прошлое НС 
Прошлое С 
Прошлое ПС 

НС (надсистема) 
С (надсистема) 
ПС (подсистема) 

будущее НС
будущее С
будущее ПС

Система – ПРАВО ВЫБОРА
НС – права граждан
ПС – выборы всеобщие, равные, прямые, при тайном голосовании;
          активное  и пассивное избирательное право граждан;
          мажоритарная и пропорциональная избирательные системы

прошлое С – право выбора в России в начале ХХ века
прошлое НС – права граждан
прошлое ПС – наличие ценза (имущественного и др.), многоступенчатость,
сословный характер

будущее С – право выбора в конце ХХI века
будущее НС – права граждан
будущее ПС - ????? ( задание – используя приемы фантазирования и социального моделирования, предложить свой вариант)

2. Работа с документом.
Для работы предлагаются выдержки из Конституции РФ (ст. 32) и из ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ( Хрестоматия по курсу Основы правовых знаний. Москва. 2004)
3. Ролевая игра «Мы – будущие избиратели»
Цель- показать смысл и значение демократических выборов, особенности предвыборной кампании, процедуры голосования в демократическом обществе.
Этапы игры: - выдвижение кандидата
- предвыборная агитация
- голосование и подсчет голосов
- подведение итогов
(Из книги Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. 2006)
4. Обсуждение проблемных вопросов с элементами дискуссии.
- Одним из важнейших признаков демократии являются свободные и честные выборы. А могут ли выборы быть несвободными и нечестными?
- Гитлер, Чингисхан, Юлий Цезарь, Наполеон пришли к власти через процедуру выборов. Свидетельствует ли это о том, что институт и процедура выборов антидемократичны?
Цель данного этапа – подвести к выводу о необходимости и значимости процедуры выборов в современном обществе, а также о большой ответственности каждого гражданина при реализации своего права выбора.

5. В качестве рефлексии и итога урока обучающимся предлагается написать по пройденной теме  либо  синквейн, либо придумать афоризм (краткое выразительное изречение). Какое задание выполнять – их ПРАВО ВЫБОРА.