Тема: «Вода на земле»
Задачи:
- Дать представление о Мировом океане, море.
- Установить основные свойства воды.
- Развивать познавательные возможности учащихся, опираясь на уже имеющиеся у них знания о воде.
- Формировать экологическое сознание школьников на примере экологических проблем морей и океанов и их причин.
- Воспитывать чувство любви к родной природе.
- Прививать стремление к экономному расходованию питьевой воды
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, флэшка,
Этапы | Ход урока |
На доске | ||||||
Оргчасть Проверка домашнего задания Повторение изученного
Вступительная беседа о значении воды ПРОБЛЕМА!!!
Решение проблемы
Подготовка к новому материалу
Работа над новым материалом
Работа по группам
Три состояния воды |
– Назовите, какие вы знаете формы земной поверхности. – О чём мы с вами говорили на прошлом уроке? (Какими бывают горы) – Дома вам было предложено сделать бумажные модели гор разной высоты и постараться найти дополнительный материал по данной теме. – Кто готов? + Индивидуальная работа по карточкам Медленно
движется караван верблюдов по пустыне. Всюду
сухой, раскаленный солнцем песок. Ни деревьев,
ни травинки кругом. Уже вторую неделю караван в
пути. Вчера кончился запас воды. Колодцы на пути
высохли. Вдруг поднимается сильный ветер. Он
несет целые тучи песка. Он залепляет рот, глаза,
уши. Людей и верблюдов мучит жажда. Буря
усиливается. Верблюды ложатся на горячий песок
и склоняют головы. Люди, тесно прижимаясь к
верблюдам, окутывают голову одеждой. Буря
затихла, и караван снова движется в путь. Но воды
все нет и нет. Один за другим падают верблюды и
люди. Наконец остается один тощий верблюд с
седоком. Вот и все, что уцелело от каравана. Где
нет воды, там нет и жизни. – ПРОБЛЕМА!!! Решение проблемы. – Что вам известно о воде? Запишите свои сведения в таблицу в колонку “Я знаю”.
Поработайте в парах, обменяйтесь
информацией друг с другом, дополните свои
сведения в первой колонке. – Какие вопросы по данной теме вы хотели бы
задать? – Зачем пьют воду? Кажется, вопрос простой.
Почему нам хочется пить? Потому, что без воды
нельзя жить. А жить нельзя потому, что мы воду
постоянно расходуем, и нам надо пополнять ее
запас. За сутки человек теряет 12 стаканов воды.
Столько же ему надо ее выпить или съесть. А разве
воду едят? Да, в мясе, овощах, хлебе есть вода. Загадка:
– Когда плохо, если воды много? (При
затяжных дождях, при наводнениях, если далеко
плыть до берега, если дома прорвало
водопроводную трубу и т.п.) Вода о себе говорит так:
– Как это понять? |
Бумажные модели гор Индивидуально по карточкам обозначить части горы
Таблица 1 столбик
Таблица 2 столбик |
||||||
Физминутка |
|
|||||||
– Как вы думаете, откуда к нам
пришла вода? – На этот вопрос можно ответить стихами.
|
||||||||
Работа по учебнику с.40 |
Посмотрите на глобус: более двух третей
поверхности Земли занимают моря и океаны. Они
соединены проливами и вместе образуют Мировой
океан. Географы разделили Мировой океан на четыре океана. Самый большой – Тихий (или Великий) океан. Тихим его назвал Магеллан, который первым из европейцев его переплыл. Но им просто повезло во время плаванья. Очень часто здесь бывают страшные ураганы. Этот океан огромен – он занимает почти половину поверхности Мирового океана. Тихий океан самый глубокий. В нем ученые измерили самую большую во всем Мировом океане глубину – 11 022 м. Это Марианская впадина. Давление воды на дне этой впадины почти как в стволе пушки при выстреле. Поэтому раньше считалось, что на такой глубине никакой жизни нет. Но ученые нашли там живые существа! Атлантический океан поменьше, и глубина его не так велика. Этот океан сильно влияет на климат и погоду Европы. Индийский океан еще меньше. А Северный Ледовитый океан самый маленький и самый мелкий. Средняя его глубина – 1 205м. Три океана – Тихий, Атлантический и Индийский – с юга соединины антарктическим водным кольцом, которое иногда называют Антарктическим или Южным океаном. |
Карта или глобус | ||||||
Работа по учебнику с.41 | —Прибрежные, или окраинные, части
океанов обычно называют морями.
Некоторые из них глубоко вдаются в сушу, Например
Черное и Азовское. с.41 № 1, – Отчего зависит цвет моря? Море – является источником вдохновения писателей, композиторов, художников. Стихотворение “Шторм” Моря – огромные водоемы с соленой водой. Берега России омывают 13 морей: Балтийское, Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточносибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское. Многие моря являются частью океана. |
Показ картин |
||||||
С. 42 № 3 Вывод: Моря богаты растительным и животным миром. Моря дают человеку Продукты питания, лекарства, украшения, служат водными дорогами, их берега – прекрасное место отдыха. |
||||||||
Дополнительно | С. 43 № 4 | |||||||
– Людям каких профессий могут
понадобиться данные предметы. – Какой природный объект объединяет людей этих профессий? |
||||||||
Домашнее задание | – На все ли вопросы мы нашли ответы?
Нет. Значит, это и будет вашим домашним заданием. + Сделать аппликацию с.43 № 5 |
|||||||
Итог урока | – О чём мы сегодня беседовали на уроке? – В каких трёх состояниях бывает вода? – Откуда пришла вода? – Как мы можем беречь и охранять природу? – Если мы не будем беречь реки, ручейки, водоёмы, то погибнут и насекомые, и птицы, и рыбы, и растения, и мы с вами. В природе всё взаимосвязано, и вся наша земля превратиться в ужасное мрачное зрелище. Давайте беречь и охранять родную природу. – Что нового узнали на уроке? – Запишите в 3 столбик, что нового вы узнали. |
Таблица 3 столбик |