Окружающий мир "Вода на земле"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Вода  на земле»

Задачи:

  • Дать представление о Мировом океане, море.
  • Установить основные свойства воды.  
  • Развивать познавательные возможности учащихся, опираясь на уже имеющиеся у них знания о воде.
  • Формировать экологическое сознание школьников на примере экологических проблем морей и океанов и их причин.
  • Воспитывать чувство любви к родной природе.
  • Прививать стремление к экономному расходованию питьевой воды

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, флэшка,

Этапы

Ход  урока

На доске
Оргчасть

Проверка домашнего задания

Повторение изученного

 

 

Вступительная беседа о значении воды

ПРОБЛЕМА!!!  

 

Решение  проблемы

 

Подготовка к новому материалу

 

 

 

 

Работа  над новым материалом

 

 

 

 

 

Работа по группам

 

 

 

Три состояния воды

 
– Назовите, какие вы знаете формы земной поверхности.
– О чём мы с вами говорили на прошлом уроке?  (Какими бывают горы)
– Дома вам было предложено сделать бумажные модели гор разной высоты и постараться найти дополнительный материал по данной теме.
– Кто готов?
+ Индивидуальная работа  по карточкам

Медленно движется караван верблюдов по пустыне. Всюду сухой, рас­каленный солнцем песок. Ни деревьев, ни травинки кругом. Уже вторую неделю караван в пути. Вчера кончился запас воды. Колодцы на пути вы­сохли. Вдруг поднимается сильный ветер. Он несет целые тучи песка. Он залепляет рот, глаза, уши. Людей и верблюдов мучит жажда. Буря усилива­ется. Верблюды ложатся на горячий песок и склоняют головы. Люди, тес­но прижимаясь к верблюдам, окутывают голову одеждой. Буря затихла, и караван снова движется в путь. Но воды все нет и нет. Один за другим па­дают верблюды и люди. Наконец остается один тощий верблюд с седоком. Вот и все, что уцелело от каравана. Где нет воды, там нет и жизни.
Почему в местности, по которой шел караван, нет травы и деревьев?
Отчего погибли люди и верблюды в пустыне?

– ПРОБЛЕМА!!!  Решение  проблемы.
– Итак,  какой  будет  тема  нашего урока?

– Что вам известно о воде? Запишите свои сведения в таблицу в колонку “Я знаю”.

Я знаю Хочу знать Я узнал
     

Поработайте в парах, обменяйтесь информацией друг с другом, дополните свои сведения в первой колонке.
Учащиеся обмениваются информацией в классе, учитель фиксирует все известные сведения на доске в такой же таблице. Записываются и правильные и неправильные высказывания. Сведений получается не так много. И задается вопрос: Много ли мы знаем о воде?
Постановка целей урока учащимися.

– Какие вопросы по данной теме вы хотели бы задать?
– Что бы вы хотели бы    узнать о воде?
– Запишите свои вопросы во 2 столбик.

– Зачем пьют воду? Кажется, вопрос простой. Почему нам хочется пить? Потому, что без воды нельзя жить. А жить нельзя потому, что мы воду постоянно расходу­ем, и нам надо пополнять ее запас. За сутки человек теряет 12 стаканов воды. Столько же ему надо ее выпить или съесть. А разве воду едят? Да, в мясе, овощах, хлебе есть вода.
Многим кажется, что они хорошо знают воду. Ведь все ежедневно умы­ваются, пьют воду, часто наблюдают, как идет дождь, как течет река. Но оказывается, не так все просто в природе. В ней еще много тайн. Ученые стараются разгадать их. А пока мы начнем с простого.

Загадка:

Много её беда!
Мало её – беда!
Нужна нам всегда
Больше, чем еда. (Вода)

– Когда плохо, если воды  много? (При затяжных дождях, при наводнениях, если далеко плыть до берега, если дома   прорвало водопроводную трубу и т.п.)
– Когда плохо, если воды мало? (В походе, если не запасся водой, в пустыне, во время  засухи на полях и на огородах, когда судно садится  на мель и др.)  
– Сколько человек может прожить без воды? (Без воды могут прожить: человек – 3 дня,   верблюд – 8. Человек должен потреблять в сутки не меньше 3 литров воды)

Вода о себе говорит так:

Я и туча и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.

– Как это понять?

 

Бумажные модели  гор

Индивидуально  по карточкам обозначить части горы

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 столбик

 

 

 

 

 

Таблица 2 столбик

Физминутка

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре!
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кролль.
Все как один плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

 
  – Как  вы  думаете, откуда к нам пришла вода?

– На этот вопрос можно ответить стихами.

Спросил на днях малыш сосед
У струйки, льющейся из крана:
Откуда ты?
Вода в ответ:
Издалека, из океана.
Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна
Откуда ты? – спросил росу.
Поверь, и я из океана!
На поле лег туман седой
Малыш спросил и у тумана:
Откуда ты?
Ты кто такой?
И я, дружок, из океана!
– Ты газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана Донесся шепот:
– Знай, малыш,
И я пришла из океана.
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в снежинке,
И в дождинке,
И в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.

 
 

Работа по учебнику с.40

Посмотрите на глобус: более двух третей поверхности Земли занимают моря и океаны. Они соединены проливами и вместе образуют Мировой океан.

Географы разделили Мировой океан на четыре океана. Самый большой – Тихий (или Великий) океан. Тихим его назвал Магеллан, который первым из европейцев его переплыл. Но им просто повезло во время плаванья. Очень часто здесь бывают страшные ураганы. Этот океан огромен – он занимает почти половину поверхности Мирового океана. Тихий океан самый глубокий. В нем ученые измерили самую большую во всем Мировом океане глубину – 11 022 м. Это Марианская впадина. Давление воды на дне этой впадины почти как в стволе пушки при выстреле. Поэтому раньше считалось, что на такой глубине никакой жизни нет. Но ученые нашли там живые существа!

Атлантический океан поменьше, и глубина его не так велика. Этот океан сильно влияет на климат и погоду Европы.

Индийский океан еще меньше. А Северный Ледовитый океан самый маленький и самый мелкий. Средняя его глубина – 1 205м.

Три океана – Тихий, Атлантический и Индийский – с юга соединины антарктическим водным кольцом, которое иногда называют Антарктическим или Южным океаном.

Карта или глобус
Работа по учебнику с.41 —Прибрежные, или окраинные, части океанов обычно называют морями. Некоторые из них глубоко вдаются в сушу, Например Черное и Азовское. с.41   № 1,
– Отчего зависит цвет моря?

Море – является источником вдохновения писателей, композиторов,  художников.

Стихотворение “Шторм”
Ванесса Мей “Шторм”
Айвазовский  “9 вал”
Айвазовский (Гайвазовский) Иван Константинович (1817–1900) – русский художник-маринист.. Айвазовский учился в Петербургской академии художеств (1833–1839 гг.). Автор грандиозных полотен, в которых романтически воспевает силу и величие морской стихии ("Девятый вал", 1850 г.; "Среди волн", 1898 г. и другие), а также картин, посвящённых героическим делам русского флота ("Чесменский бой", "Наваринский бой", обе 1848 г., Феодосийская картинная галерея). Наивысшее достижение художника – "Чёрное море" (1881 г.). Им написано около 6 тысяч картин.
Картины Айвазовского:
Девятый вал. 1850 г.
с.41   № 2,  + *   + *
– Подчеркните названия морей.

Моря – огромные водоемы с соленой водой. Берега России омывают 13 морей: Балтийское, Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно­сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское. Многие моря яв­ляются частью океана.

 

 

 

 

 

Показ картин

  С. 42 № 3
Вывод: Моря богаты растительным и животным миром. Моря дают человеку Продукты питания, лекарства, украшения, служат водными дорогами, их берега – прекрасное место отдыха.
 
Дополнительно С. 43 № 4  
  – Людям каких профессий   могут понадобиться данные предметы.
– Какой природный объект объединяет  людей этих профессий?
 
Домашнее задание – На  все ли вопросы мы нашли ответы? Нет. Значит, это и будет вашим домашним заданием.
+ Сделать аппликацию с.43 № 5 
 
Итог урока – О чём мы сегодня беседовали на уроке?
– В каких трёх состояниях бывает вода?
– Откуда пришла вода?
– Как мы можем беречь и охранять природу?
– Если мы не будем беречь реки, ручейки, водоёмы, то погибнут и насекомые, и птицы, и рыбы, и растения, и мы с вами. В природе всё взаимосвязано, и вся наша земля превратиться  в ужасное мрачное зрелище. Давайте беречь и охранять родную природу.
– Что  нового  узнали на  уроке?
– Запишите в 3 столбик, что нового вы узнали.
 

 

 

Таблица 3 столбик

Приложение