Цели урока:
- Познакомить учащихся с историей возникновения письменности.
- Содействовать формированию исторического мышления через знакомство с историей возникновения книги, письменности.
Задачи урока:
- Продолжить развитие у учащихся исторического мышления, воображения.
- Способствовать развитию познавательного интереса к истории предков.
- Воспитывать уважение к культуре русского народа.
Оборудование урока:
- Доска, компьютер, мультимедийная техника, учебник, Библия, свиток, иллюстративный материал.
Вид урока: изучение нового материала
Ход урока
1. Актуализация знаний учащихся.
- На прошлых уроках мы с вами познакомились с историей нашей Родины, старинными предметами быта.
- Какие старинные предметы быта вам запомнились? Где их использовали?
- Какие виды старинной одежды и обуви дошли до нашего времени?
- Что из современной одежды и обуви вы поместили бы в музей?
2. Новый материал.
– Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие по залам исторического музея, познакомимся с историей возникновения книги, письменности. До появления книг и письменности все знания, умения людей хранились только в их памяти и передавались из уст в уста (устные предания). Только книги сделали доступными для всех читающих людей знания и умения, накопленные всем человечеством.
Работа с учебником.
Стр. 42 №6 – соберите и отгадайте загадку.
Не человек, а рассказывает.
а сшита. Не дерево,
Не рубашка, а с листочками.
- Какие книги у вас были первыми?
- Какие книги помогают вам учиться?
Стр. 42 №7 – собери и поясни пословицы (работа в группах).
Сперва аз да буки, без нее, как без рук.
Учение – свет, а там и науки.
Книга – твой друг, а неученье – тьма.
(Дети читают и поясняют смысл пословиц)
- Давайте рассмотрим, как устроена книга, где у нее обложка, переплет, титульный лист, как скрепляются страницы.
- Самая знаменитая книга – Библия, святыня христианства, она переведена более, чем на 2000 языков, о ней знают во всех странах мира.
(Показ Библии)
- А как же люди научились писать? Это произошло не сразу. Сначала люди рисовали.
Например: нужно было написать слово «олень», рисовали оленя; слово «охотник», рисовали охотника (показ слайдов).
- Но постепенно люди поняли, что достаточно обозначить предмет каким-нибудь знаком. Упрощенные знаки стали употреблять для обозначения отдельных слов.
Например: в китайском языке «дождь» обозначается так (показ рисунка - « небосвод и падающая капля дождя»).
Выступает заранее подготовленный ученик.
- Первые люди оставляли письмена на камнях, восковых и глиняных дощечках, табличках. А в Египетском царстве книги делали из папируса – речного тростника с толстым стволом. Сердцевину его разрезали на полосы, сушили и превращали в гладкие листы, на них и писали. Потом листы склеивали и получалась книга в виде длинного свитка (показ свитка). Постепенно количество слов увеличивалось и от письма рисунками и значками, люди перешли к буквам (показ слайдов).
Учитель.
- Кто же придумал русский алфавит? Алфавит, которым мы сейчас пользуемся, был создан братьями Кириллом и Мефодием в IX в. Часть букв была заимствована из греческого алфавита, а часть специально создана. В алфавите было 45 букв. Он назывался кириллицей (показ слайдов).
Выступает заранее подготовленный ученик.
- Самые первые книги люди переписывали пером и кистью. На изготовление одной рукописи уходило 5 -7 лет. Заглавные буквы новой строки выводили не черными, а красными чернилами. Отсюда пошло название «красная строка» Книги были очень дорогими. Вдобавок некоторые из них одевали в дорогую кожу, серебро, парчу (показ слайдов).
3. Закрепление полученных знаний.
Работа с учебником.
Стр. 40 - Как и чем писали в старину? (чтение детьми текста)
Стр. 41 №4 Соединить буквы старинной славянской азбуки и их прежнее название.
- Подумайте, почему первый учебник по чтению называется азбукой?
Первая типография.
- А теперь перенесемся в Россию XVI в. Первым выпустил печатную книгу Иван Федоров (показ фото). Долгое время он жил в Москве, был служителем церкви. Он много общался с иностранцами и от них узнал о том, как создать печатный станок. Когда царь Руси Иван Грозный решил открыть типографию, он поручил это дело Ивану Фодорову.
Работа с учебником.
Стр. 41 №5 Чтение стихотворения С. Я. Маршака.
- Почему плакали книги?
- Что не должен был делать Гришка?
4. Подведение итога урока.
- Вспомните, как назывался первый русский алфавит, и кто является его создателем?
- Кто был первым первопечатником на Руси?
- Какой русский царь открыл первую типографию на Руси?
5. Домашнее задание.
Стр. 40 – 42 Читать. Ответить на вопросы.