Оптимизация детско–родительских отношений. Школа для родителей будущих первоклассников

Разделы: Работа с родителями


Цель: Оптимизация детско-родительских отношений при подготовке ребенка к школе и адаптации к условиям школьного обучения.
Цикл занятий: Один раз в квартал.
Участники: Родители детей подготовительной группы, воспитатели, психолог.

План работы

Тема, цель, задачи Содержание занятий
1 Тема: Психологическая готовность к школьному обучению.
Цель: Информирование родителей
о психологической готовности детей
к школе.
1.Познакомить родителей с содержанием психологической готовности.
2.Повысить компетентность родителей в использовании игр и игровых упражнений по развитию познавательных способностей ребенка.
3.Способствовать оптимизации общения с детьми.
1.Рубрика «Познакомимся».
2.Приветствие «Мое настроение похоже на ….»
3.Упражнение «Закончи фразу».
4. Мини - лекция «Психологическая готовность
к школе».
5. Практические советы: «Как развивать будущих
первоклассников».
6. Диспут: «Какие изменения произошли с
моим ребенком за прошлый год».
7.Рефлексия.
8. Прощание: «Я желаю тебе»…
2 Тема: Признаки психологической незрелости.
Цель: Ознакомление родителей с признаками психологической незрелости и способами ее преодоления.
1.Познакомить родителей с причиной неготовности к школе.
2.Выявить причины беспокойства родителей по поводу поступления ребенка в школу.
3.Способствовать формированию
взаимопонимания с будущим первоклассником.
1. Приветствие «Мои воспоминания о школе».
2. Диспут: «Почему так важно определить психологическую готовность к школе?»
3. Мини - лекция: «Психологическая незрелость».
Трудности, возникающие при овладении чтением, нарушение внимания, способы развития внимания.
4. Игровые упражнения:
«Мой ребенок похож…».
5. Проигрывание проблемных ситуаций
6. Открытый микрофон:
«Жизнь вашей семьи на пороге школы».
7. Упражнение: «Закончи фразу».
8.Игровое упражнение с мячом.
9. Рефлексия: Что интересного я узнал (а) из встречи.
3 Тема: Причины школьной дезодаптации и кризис 7 лет.
Цель: Ознакомление родителей с причиной школьной дезодаптации.
1.Познакомить родителей с причиной школьной дезодаптации ребенка.
2.Содействовать освоению приемов по развитию психических процессов у детей.
3.Способствовать оптимизации общения с детьми.
1.Приветствие «Мое настроение похоже…»
2.Итоги психологической готовности детей.
3.Мини - лекция: «Кризис 7 лет».
4.Мини - лекция: «Причины школьной дезодаптации».
5.Памятка: «Общение с первоклассником».
6.Блиц- турнир: «Вредные советы».
7. Рекомендации родителям по развитию познавательной сферы у детей.
8. Прощание: «Я желаю тебе»…

Тема: Психологическая готовность к школьному обучению.

Цель: Информирование родителей о психологической готовности детей к школе.
Задачи:

  1. Познакомить родителей с содержанием психологической готовности.
  2. Повысить компетентность родителей в использовании игр и  игровых упражнений по развитию познавательных способностей ребенка.
  3. Способствовать оптимизации общения с детьми.

Ход:

1. Рубрика «Познакомимся».
Психолог: Уважаемые родители предлагаю вам представить себя.
2.Приветствие: Мое настроение похоже на …
Психолог: Скажите, на что похоже Ваше настроение?
3. Продолжи предложение.
Психолог: Продолжите предложение:

  • Я радуюсь когда….
  • Я люблю чтобы….
  • Мне важно……..
  • Меня огорчает…
  • Мне важно…..
  • Я вижу что…
  • Меня волнует….

4.Мини – Лекция. «Психологическая готовность ребенка к школе».
Психолог:
Уважаемые родители! Недалеко то время, когда ваш любимый ребенок пойдет в школу! Что же он должен знать и уметь, как подготовлен к новому этапу его жизни?
На этот вопрос мы постараемся сегодня ответить.
Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка, что само по себе тоже важно. Но это понятие шире и многообразнее. Самое главное при переходе на качественно новую ступень - психологическая готовность к учебной деятельности.
Существует пять видов готовности к школе.
1. Прежде всего - это сформированность желания учится - это мотивационная готовность, которая включает в себя стремление идти в школу, его интерес к школе, желание познавать новое… Можно задать ребенку вопросы:
«Хочешь ли ты идти в школу?
- Что в школе самое важное?
- Что самое интересное?
- Если бы ты не ходил в детский сад, чем бы ты занимался?»
Ответы на эти вопросы помогут понять характер представлений о школе, наличие интереса к ней и желание познавать новое. И если не достаточно у ребенка представлений о школе, то их нужно развивать. Но и это еще не все. Существует огромная пропасть между
« хочу в школу» и « надо» учиться, работать. Без осознания этого «надо» ребенок не сможет успешно учиться, даже если перед школой он умеет читать, считать и писать.

2. Поэтому очень важно иметь волевую готовность. У ребенка должен быть сформирован комплекс волевых качеств, без которых он не сможет выполнить задания учителя, не отвлекаться на уроке. Волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий, принимать усилия для его реализации, преодолевать препятствия. Обратите внимание умеет ли ваш ребенок сосредоточенно заниматься каким либо делом? (рисовать, лепить, мастерить и т.д.). Для развития у детей волевых качеств и совершенствования всех действий произвольной саморегуляции наиболее эффективно конструирование
( например, ребенок должен поставить цель, строить дом в соответствии с образцом, соблюдать порядок сборки, сверять свою постройку с эталоном).

3. Социально - психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми. Необходимы умения: войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, защищаться. Он должен ясно себе представлять, что придется обходиться какое то время без мамы, и в этот период самостоятельно решать все возникающие проблемы. А если самому справится не удается, нужно попросить о помощи других детей или совершенно другого человека учительницу (поэтому обратите внимание на то, как ваш ребенок умеет общаться, легко ли вступает в контакт со взрослыми и детьми).

4.Очень важна для успешного обучения в школе умственная готовность. Она предполагает:
- дифференцированное восприятие;
- аналитическое мышление: способность постижения основных признаков и связей
между явлениями, способность воспроизвести образец;
- рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
- логическое запоминание;
- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и
применению символов;
- развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.
Сформированности представления о пространстве и времени, о животном растительном мире, об общественных явлениях.
Побеседуйте с ребенком, знает ли он, что такое «слева», «справа», «внизу», «вверху». Разбирается ли он в отличии «вчера» от «сегодня» и «завтра». Дайте ему предмет, имеющий сложное строение, понаблюдайте, умеет ли он выделять главные части, делать выводы и умозаключения. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
Кроме этого ребенку поступающими в школу необходимо знать:

- Свое имя, отчество, фамилию.
- Свой возраст (желательно дату рождения).
- Свой домашний адрес.
- Город, где живет, достопримечательности, страну.
- Фамилию, отчество родителей, их профессию.
- Времена года и последовательность месяцев.

Психолог: Стимулировать умственную деятельность позволяют упражнения, которые вы можете выполнять вместе с детьми.

 Гимнастика мозга:
«Уши». Цель энергетизация мозга. Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноименной рукой в направлении вверх – наружу от внешней части к мочке уха (5 раз). Помассировать ушную раковину.

«Колечко» - поочередно перебираем пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем.
От указательного пальца к мизинцу и обратно, сначала 1 рукой, затем другой.
«Кулак, ребро, ладонь» - сначала правой, затем левой, затем вместе 2 руками.
«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши и поменять положение.
«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинить лучше с одного предмета, круглого, яблока). Можно и на бумаге. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга
«Лягушка» - Одна рука сжата в кулак, другая лежит на столе ладошкой. Одновременно менять положение рук.
«Лезгинка» - Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прикасается к мизинцу левой. После этого меняет положение рук.

5.Умение учится – пятый компонент психологической готовности к школьному обучению. Он включает в себя умение слушать и слышать взрослого, подчиняться его указаниям, планировать, контролировать и оценивать свою деятельность, если в любой ситуации, ответит на вопросы: «Что ты будешь делать? Как ты будешь делать? Какие предметы тебе понадобятся? Как ты сделал хорошо или плохо?
Итак, мы видим, готовность к обучению не может оцениваться лишь по тому умеет ли ребенок читать и писать. Подготавливая ребенка к школе необходимо его учить слушать, наблюдать, запоминать, перерабатывать информацию. Кроме этого необходимо в ребенке развивать самостоятельность и ответственность. В детском саду огромное внимание уделяется подготовке детей к школе, но ваша помощь в развитии своего ребенка просто неоценима. Так как ребенок в любом возрасте нуждается еще и в общении с близким человеком, внимании, любви.

5.Практические советы: «Как развивать будущих первоклассников».
Определенные знания и умения будущему школьнику, конечно нужны. Но еще важнее развить то, что поможет ему, учится: мышление, речь, внимание, восприятие, память, познавательный интерес. Это – фундамент, который можно и нужно закладывать с рождения.
 С фантазией
Как же развивать эти самые познавательные функции? Ничего сложного тут нет! Играйте с малышом, разговаривайте, рассказывайте сказки, обсуждайте все, что видите вокруг себя. К сожалению, у работающих мам времени на это немного. И дети часами остаются наедине с любимыми мультяшками, которые разговаривают междометиями. При поступлении в школу таких «теледеток» сразу отличишь по недоразвитой речи. В дальнейшем они испытывают трудности на уроках чтения, русского языка, плохо понимают условия задач. Но не огорчайтесь, очень занятые мамы и папы, выход есть! Вот несколько полезных игр, которые можно использовать на прогулке или по дороге в магазин.
Удивительное - рядом.
Попробуйте найти вокруг себя что – нибудь необычное: дерево с кривым стволом, голубя с белыми пятнами, странное пятно на асфальте или облако в виде жирафа…Кто больше интересного заметит – вы или ребенок? Игра развивает наблюдательность и восприятие, стимулирует творческое мышление.
Найди отличие. Поищите вместе с малышом разницу между двумя предметами. Сравните, например, две машины или двух собак. Кто обнаружит больше отличий? Задание посложнее – отыскать наоборот, сходство. Что общего у вороны и у кошки? Ответы: оба они хищники, у каждого два глаза, когти, хвост. Здорово, если удастся придумать что – то смешное. Например, они разговаривают, похоже: кошка – «мур»!, а ворона – «карр!». Вы удивитесь, но такая незамысловатая игра развивает наблюдательность и мышление, расширяет представление об окружающем мире.
Смотри в оба.
Считаем ворон. Предложите малышу по дороге сосчитать что – либо: скамейки, собак, велосипедистов и т.п. Кроме счетных навыков будут развиваться наблюдательность, внимание, память (надо все время держать в уме предыдущую цифру). Дошколятам можно усложнить задачу – вести учет сразу несколько предметов, например березок и елок или собак и ворон. Это замечательный способ тренировки объема памяти, измеряйте шагами расстояние, например, между подъездом и скамейкой, качелями и песочницей. Потренируйтесь в обратном счете: идете от клумбы к елочке – считаете «один - два – три – четыре –пять», обратно – «пять – четыре – три –два –один»
Цвет и форма.
По очереди называйте предметы определенного цвета или формы, те, что видите вокруг. Например, зеленая елка, зеленая машина, зеленое платье у девочки. Или треугольные крыша, качели, горка. Можно также отыскивать предметы, похожие на буквы. Горка – как Л, качели – П, карусель - О…Закрепляются необходимые знания, тренируются внимание и наблюдательность.
Вилами на воде.
Мелкую моторику для письма развивают, рисуя мелом на асфальте, палочкой на песке и даже на воде, а так же прямо в воздухе. В двух последних случаях может родиться интересная игра. Малыш нарисует в воздухе букву или один предмет, а вы отгадайте, что это. Потом поменяйтесь ролями. Так между делом, ребенок тренирует зрительное восприятие.
Где были и что делали?
Вернувшись, попросите малыша рассказать домашним о том, что интересного видели, кого встретили…
6.Диспут: «Какие положительные изменения произошли с ребенком с прошлого года?»(интеллектуальные, эмоциональные и личностные).
7.Рефлексия: Предлагаю вам выразить свое отношение к занятию и пожелание на следующее занятие…
8.Прощание: «Я желаю тебе…»
Психолог: Уважаемые родители! Я предлагаю вам попрощаться и высказать пожелания друг другу.