Система повышения квалификации педагогов ДОУ: программно–модульный подход

Разделы: Работа с дошкольниками


Методическая работа в детском саду строится во взаимосвязи с общей системой непрерывного образования, что предполагает построение системы повышения квалификации педагогов через все ее формы, творческое осмысление нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики.
Именно такое содержание заложено нами в программу по формированию личностно-профессиональной позиции педагога – "Педагогическая гармония".

Наша Программа «Педагогическая гармония» структурно представлена тремя модулями: ценностно-мотивационным и содержательным модулями, направленным на развитие внутренней стороны ЛПП; и деятельностным – формирующим внешнюю сторону ЛПП. Модули могут реализовываться самостоятельно и в различной последовательности в зависимости от потребностей и задач педагогического коллектива детского сада. Практика подтвердила, что модульный подход эффективен в системе непрерывного образования педагогических кадров. Он дает возможность сочетать модули, заменять один другим, а также вводить новые.

Каждый модуль включает в себя три направления работы: 1) теоретические занятия; 2) практические занятия и 3) разнообразные формы самостоятельной работы педагогов.
Поскольку система методической работы выстраивается как по отношению к каждому конкретному педагогу, так и по отношению к педагогическому коллективу всего ДС, в нашей Программе предусмотрены как индивидуальные, так и общие (групповые и коллективные) формы сопровождения педагогов.
Особенно хочется подчеркнуть разноуровневый и дифференцированный характер сопровождения педагогов в нашем ДС. Так, для педагогов с высоким уровнем сформированности ЛПП – предусматривается больше самостоятельности в процессе индивидуального и общего сопровождения (самостоятельная подготовка и проведение мероприятий, самоконтроль и самооценка деятельности, расширение функционала, привлечение к соуправлению, делегирование полномочий, подготовка публикаций к печати и др.). В работе с педагогами, имеющими низкий уровень сформированности ЛПП, акцент делается на формирование рефлексии своей педагогической деятельности в различных стратегиях сопровождения.
С учетом поставленных целей методической службой подобраны такие формы работы, которые через "проблематизацию" сознания педагога подводят к "гармонизации" целей, содержания, методов его деятельности. Поэтому все предлагаемые Программой формы работы предполагают интерактивный, рефлексивный, продуктивный характер деятельности педагогов: лекция-беседа, лекция-диалог, круглый стол, дискуссия, семинар-практикум,
Включение в эти формы техник и технологий мотивационного программно-целевого управления и самоуправления является необходимым для формирования ЛПП. Поэтому все формы работы с педагогами в рамках реализации каждого модуля программы предусматривают овладение такими конкретными рефлексивными практиками, техниками и технологиями.
Практико-ориентированный характер нашей программы – ее отличительная черта. Теоретические и практические занятия, представленные в программе, отличаются: по содержанию – научностью и новизной; по форме подачи – интерактивностью и проблемностью; по характеру - ориентацией на диалоговое профессиональное общение.
Так в чем же особенности методической работы в реализации каждого модуля?
Программа I - ценностно-мотивационного модуля называется «Педагогическая позиция как составляющая педагогической культуры воспитателя» .
Ее основные задачи:

  1. Формирование ценностно-ориентированной мотивации педагогической деятельности на основе личной рефлексии.
  2. Создание программы самообразования как личностно – важного смысла и побудительной силы для каждого педагога.

Содержание этого модуля ориентирует педагога на присвоение гуманистической системы ценностей и направлено на формирование потребностно-мотивационной сферы.
Главным механизмом здесь выступает личная рефлексия.
Рефлексия педагогической деятельности – один из методов выявления позитивной динамики профессионального роста педагогов ДС и корректировки деятельности методической службы по управлению этим процессом.
Формированию рефлексивной позиции способствуют самоанализ, овладение технологией осознанного действия, структурирование и решение проблемных ситуаций, ситуаций критической самооценки, делегирования инициативы, установки и др. С этой целью в нашем детском саду используются различные формы организации рефлексии профессионального опыта педагогов. Прежде всего это рефлексивные анкеты - нетрадиционные анкеты самоанализа и рефлексии педагогов различных аспектов своей педагогической деятельности. Обязательно организуем «честную обратную связь» в деловых играх, тренингах; видеопросморты занятий с анализом деятельности педагога; творческие отчеты по достигнутым результатам, а также написание сочинения "Я – педагог". Это не просто биография, осмысление, осознание своего педагогического опыта, своей миссии, причин, побудивших стать педагогом, перспектив дальнейшего развития и др.
Все формы работы с педагогами основаны на принципах диалогового управления, которое обеспечивает активность и включенность педагогов в процесс осознания и присвоения целей и ценностей педагогической деятельности, их соотнесения со своей личностно-профессиональной позицией. Например: на лекции-беседе «Актуальные проблемы современного образования» моделировались ситуации, в которых были востребованы оценки и отношения, позволяющие педагогу скорректировать ценностно-смысловые составляющие его профессионального сознания. При этом весь предлагаемый теоретический материал был наглядно структурирован и обобщен в виде таблиц, схем, алгоритмов. На семинарах-практикумах по темам: «Ценностные ориентиры деятельности педагога в личностном развитии ребенка», «Педагогическая позиция как составляющая педагогической культуры воспитателя» шло освоение ситуации критической самооценки, т.е. предлагались ситуации, в которых педагог способен взглянуть на себя со стороны и увидеть свои достоинства и недостатки. Для удобства педагогам предлагались индивидуальные рабочие тетради. Их использование помогло индивидуализировать процесс обучения педагогов, повысить самостоятельность и осознанность восприятия теоретического материала.
В рамках индивидуального сопровождения для осмысления и осознания вышеназванных тем, воспитатели создают ценные, прежде всего для своей педагогической деятельности, "продукты", такие как:
-собственное "Дерево целей";
- альбом по позиционированию "Презентация группы";
-"Лист достижений";
-"коллаж Ценностей";
-программу самообразования.
При создании педагогом собственной программы самообразования методической службой осуществляется поддержка в ее построении с учетом этапов и компонентов профессионального саморазвития педагога. Программы самообразования составляются на основе рефлексии (результатов самодиагностики, самонаблюдения, самоанализа), а также с учетом приоритетных задач детского сада, конкретной группы, которую ведет педагог.
В помощь воспитателям методической службой предлагается алгоритм создания Программы самообразования педагога, на основе которого педагоги нашего ДС поэтапно-пошагово разрабатывают Программу самообразования. Содержание работы каждого этапа перед вами.
На I этапе – "Сбор и анализ информационных и диагностических данных". Это формулирование цели, темы своей программы самообразования, сбор и анализ информации. Итог I этапа формирование у педагога совокупности теоретических знаний.
II этап –"Внедрение в практику". Это внедрение в практику полученных знаний, овладение практическими умениями и навыками, технологиями, рефлексия и самоанализ степени решения проблемы.
III этап – "Представление опыта работы" по теме через различные формы: творческий отчет на педагогическом совете ДС; выступление на родительском собрании; опубликование статей; сборник конспектов занятий; выставка дидактических пособий; и т.д. Весь материал в конце года помещается в портфолио педагога - папку личных достижений.
Главное для педагога в создании своей программы - четкое определение целей и прогнозирование результатов, которые, по сути, являются «деревом цели» для каждого.
Роль методической службы здесь - индивидуальное сопровождение и поддержка в процессе работы педагога по программе самообразования. Они выражены в таких формах как:
- индивидуальное консультирование на всех этапах работы по программе,
-методическая помощь в подборе различных источников, в оформлении, в подготовке презентационных материалов,
-отслеживание и оценка результатов работы педагога по реализации своей программы (при проведении открытых занятий, в изучении продуктов деятельности…).
Хочется отметить, что при проведении аттестации программы самообразования педагогов были включены в дополнительные материалы Портфолио педагога.
Важным моментом реализации Программы самообразования является обеспечение обратной связи, которая характеризует сформированность рефлексивной позиции педагога, через заполнение "Листа достижений". В нем фиксируются и осмысливаются конкретные результаты-достижения, анализируются причины и определяются дальнейшие перспективы деятельности педагога.
Деятельность методической службы по реализации Программы II модуля – содержательного - «Технологии обучения в детском саду» направлена на решение следующих задач:

  • актуализацию и обогащение субъектного опыта педагога;
  • овладение критериями, нормами, правилами педагогической деятельности.

Актуализация и обогащение педагогического опыта воспитателей осуществляется в процессе активного внедрения в практику работы педагогов развивающих технологий. Поэтому при составлении годового плана методической службой предусмотрено участие каждого педагога в реализации задач годового плана с учетом опыта, квалификации, компетентности педагога по основным направлениям (физкультурно-оздоровительному, интеллектуальному, социально-эмоциональному и художественно-эстетическому). Необходимо подчеркнуть, что содержание мероприятий варьируется каждый год с учетом приоритетной задачи данного направления.
С целью преодоления пробелов в знании актуальных современных образовательных технологий организовано сотрудничество с преподавателями ВУЗов и педагогами-практиками.
Теоретические семинары - регулярная форма работы с кадрами. При их проведении акцент делается на изучение, освоение и внедрение современных образовательных развивающих технологий в работу с детьми в условиях реального педагогического процесса, тесно стыкуясь с задачами годового плана. Данные семинары обогащают субъектный опыт наших педагогов, так как по итогам анкетирования: 93% участников семинаров сочли их содержание лично полезным, значимым.
Для повышения активности, заинтересованности педагогов меняем формы проведения педсоветов и используем различные рефлексивные практики коллективной и групповой работы, такие как защита проектов, аукцион решений, самопрезентации и т.д. Например, педсовет по формированию партнерских отношений между детьми проходил в форме «Педагогического калейдоскопа» (из выступлений педагогов по теме была "сложена" мозаика, которая помогла увидеть общую картину того, как обстоят дела в ДС в работе по данной теме). Педсовет по ознакомлению с изоискусством был проведен в форме «Педагогического вернисажа», где с педагогами была проведена своеобразная экскурсия по выставке "картин педагогического опыта". В педсовет по развитию образной речи – включена деловая игра "Там на неведомых дорожках", а в педсовет по формированию двигательных умений и навыков - деловая игра «Педагогический пробег». Для обеспечения включенности каждого педагога в работу педсоветов активно используются презентации проектов; творческие отчеты по теме самообразования; мини-интервью; мини-экскурсии; эстафеты идей и др. Каждый педсовет проводится с видео-презентацией. Значимо и то, что по итогам педсовета воспитателям дается задание путем обсуждения проекта решения в группах сформулировать и внести дополнения в решения педсовета.
С помощью активных методов обучения и создания рефлексивной среды (оцени работу своей команды, оцени свое участие в …) педагоги не просто воспринимают готовый материал, а активно участвуют в выработке собственного мнения, совершают открытия, присваивают знания, т.е. укрепляют основание собственной педагогической позиции.
Овладение критериями, нормами, правилами педагогической деятельности - это знание своих должностных обязанностей, различных инструкций, а также основной и парциальных программ, по которым работает педагог в детском саду.
Известно, что освоение нормативно-правовых документов - это очень важный, но малопривлекательный для педагогов процесс.
Здесь мы используем такую форму как «Контрольные для педагогов». С помощью создания ситуации установки, путем нежесткого предъявления нормы-образца формируем определенные устремления, мотивы и отношения. Так были проведены контрольные по темам «Должностная инструкция воспитателя» и «Инструкция по ОЖиЗД», задания в которых составлены в виде тестов. Здесь же каждой команде воспитателей предлагалось задание - составить кроссворд по инструкции, а потом, обменявшись своими кроссвордами – их решить. Эффективным приемом является разбор предлагаемых ситуаций "Что может случится, если …(будет нарушен такой-то пункт инструкции)?", "Как соблюсти такой-то пункт, если…(возникает какой-либо барьер, препятствие)"
Приемом изучения программ, используемых в нашем ДС является их системный анализ. Эта работа адресована прежде всего молодым педагогам и осуществляется методической службой с привлечением специалистов ДС в рамках Школы молодого воспитателя. Для определения уровня программных знаний педагогов по различным разделам регулярно проводится педагогическое тестирование педагогов.
Высокий уровень ЛПП предполагает умение организовать свое рабочее место. С этой целью методической службой предложено педагогам проанализировать свои рабочие места с точки зрения: соответствия требованиям программы; оснащенности необходимой литературой и пособиями для эффективной организации образовательного процесса; грамотного структурирования; качества оформления и удобства в использовании. По результатам этого анализа была организованна целенаправленная работа по обновлению своих рабочих мест, т.е. был снова запущен алгоритм технологии осознанного действия.
Все обеспечение Программы (диагностическое, содержательное и др.) имеется в методкабинете, структурировано в картотеке. В виде памяток, рабочих тетрадей, рекомендаций оно присутствует в "Справочниках педагога" у воспитателей и специалистов. "Справочник педагога", "Портфолио педагога", "Социальный паспорт группы", позиционирование через "Презентацию группы" – являются для наших воспитателей "Педагогической мастерской ценностных ориентаций".
Третий модуль Программы - деятельностный - называется «Комплексное сопровождение в системе работы детского сада». Его содержание направлено на развитие действенно – практической сферы, включающей совокупность умений, необходимых для эффективного осознанного выполнения основных функций.
Основные задачи этого модуля:

  • овладение технологией комплексного сопровождения ребенка
  • интеграция деятельности специалистов через систему модульного взаимодействия

Семинары, практикумы, тренинги данного модуля своей тематикой, целями и содержанием подчеркивают, что сознание педагога влияет на его поведение (внутренне – на внешнее). Они направлены на развитие умения воспитателей в процессе педагогической деятельности правильно самоопределяться в каждой ситуации, реагировать на ее изменения, гибко менять направление собственной активности, но с сохранением самого себя, своего базового личностного потенциала, основанного на системе ценностей.
Система модульного взаимодействия специалистов представлена в пособии «Экология детства» и внедрена в работу ДС с 2005 года. Роль методической службы заключается с одной стороны - в координации деятельности данных модулей, а, с другой - в том, чтобы технология осознанного действия и другие технологии мотивационного программно-целевого управления применялись педагогами в своей работе.
Особенность нашего подхода проявляется в том, что обучение молодых воспитателей системе комплексного сопровождения ребенка осуществляют, наряду с педагогом-психологом и заместителем заведующего, опытные воспитатели и специалисты (в рамках школы молодого воспитателя – ШМВ).
В рамках данного модуля:
-созданы и реализуются: авторские программы и методические рекомендации ("Непоседы", "Подари улыбку", "Учимся сотрудничать", "Умные гномы"), самые разнообразные проекты (с 2005 года их уже 17, из них 8 – только в этом учебном году, см. выставку в музее)
-освоены и внедрены в работу с детьми такие формы работы как "Утренний сбор", "День желаний", "Образовательная ситуация"
-разработано и портфолио педагога и портфолио дошкольника.
Эффективной формой методической работы с педагогами является наставничество. При составлении пары: наставник - молодой педагог мы обязательно обращаем внимание на их психологическую совместимость, принятие жизненных ценностей друг друга. Организация наставничества позволяет методической службе делегировать часть своих полномочий по работе с молодыми педагогами опытным мастерам. И здесь мы делаем акцент на "обратной связи" через организацию в конце учебного года такой формы рефлексии как "Благодарственное слово" наставнику, а со стороны мастеров "Напутствие молодому воспитателю".
«Неделя специалиста» как форма работы со специалистами способствует росту личностно-профессиональной позиции педагогов прежде всего потому, что погружает их на короткое время в самостоятельный, активный деятельностный режим по всем направлениям педагогической деятельности: в работе с детьми, родителями, педагогами. Обязательным для наших специалистов является самоорганизация на основе технологии осознанного действия. Все планируемые мероприятия (анкетирование, открытые показы, мастер-классы, выставки, конкурсы и развлечения, фото отчет о проведенной Неделе) должны являться необходимыми и достаточными для раскрытия заявленной темы.
В результате работы по Программе мы с педагогами осознанно вышли на новую форму планирования воспитательно-образовательной работы с детьми на основе проблемного анализа, которое предусматривает гармонию целей (ради чего?), содержания (что?), выбор методов (как?).
Таким образом, программа "Педагогическая гармония" позволяет погрузить педагогов в организационно-деятельностный режим с гармонизацией профессионального сознания, целостность процесса сопровождения сопровождающих в рамках непрерывного образования. Программа "Педагогическая гармония" помогает формировать ценностное отношение к целям и результатам педагогической деятельности через осознанное выполнение своих функций.
Возросший уровень рефлексии и мотивации к своей профессиональной деятельности позволил 66% (22 чел.) воспитателей и специалистов успешно аттестоваться только в этом учебном году; из них 35% (17 чел.) воспитателей были аттестованы впервые. Несомненно и то, что личностный рост педагогов отразился на личностном росте воспитанников: стабильно в течение последних трех лет повышается качество педагогического процесса, уровень готовности выпускников ДС к школьному обучению.