ЦЕЛИ:
- в игровой формеконкретизировать и углубить знания о кислороде: нахождение в природе, аллотропные модификации, строение молекулы, физические и химические свойства, значение в природе для живых организмов; применение кислорода.
- прививать интерес к предмету химии через химический эксперимент;
- продолжить формировать навыки самостоятельной работы с учебной литературой;
- развивать чувство товарищества в работе группы.
I. Разминка.
- Назовите газ, которым мы дышим.
- Назовите формулу этого газа.
- Какие аллотропные видоизменения химического элемента кислорода вам известны?
- Чему равен заряд ядра атома кислорода?
- В результате какого процесса образуется кислород, которым мы дышим? (фотосинтез)
- Когда в природе образуется озон? (при грозе, окислении смолы хвойных деревьев).
- Как в лаборатории можно получить озон? (в приборе озонаторе)
- Какой их аллотропные видоизменений химического элемента кислорода – О2 или О3 – является более химически активным?
- Назовите постоянные составные части воздуха (кислород, азот, благородные газы)
- Каково биологическое значение озона для планеты Земля?
- Что такое «озоновая дыра»?
- Назовите переменные составные части воздуха. (углекислый газ, водяные пары, озон)
- Что относят к случайным составным частям воздуха? (пыль, микроорганизмы, пыльца растений, некоторые газы)
- На каком свойстве озона основано его такое применение, как отбеливание тканей, удаление запахов у масел и жиров, дезинфекция воздуха в помещениях? (сильная окислительная способность).
- Чему равна молярная масса воздуха?
- Сколько по объему кислорода в воздухе? (21%)
II. Изучение нового: самостоятельная работа с учебником – § 20 (учебник под ред. О.С.Габриэляна «Химия. 9 класс») прочитать текст, составить 6 вопросов по химическим свойствам кислорода и задать их команде соперников.
III. Кто быстрее: закончить уравнения химических реакций (химические свойства кислорода). (задания в приложении)
IV. Химический эксперимент – получение кислорода разложением перманганата калия или другим способом (учитель демонстрирует, но получает очко та команда, которая правильнее расскажет о получении кислорода, вспомнив материал 8 класса).
V. Решить задачу: сколько литров кислорода мы собрали, если взяли 3,5 г «марганцовки» KMnO4? (балл зарабатывает та команда, которая быстрее и правильнее решила задачу)
VI. Старая рукопись – заполнить опорный конспект по теме.
VII. Подведение итогов урока.
VIII. Домашнее задание: § 20, упр. на карточках.
П Р И Л О Ж Е Н И Е
Закончить уравнения реакций.
Al + O2 ----
K + O2 ----
Ca + O2 ----
C2H4 + O2 ----
CuS + O2 ----
Закончить уравнения реакций
Fe + O2 ----
Na + O2 ----
Ba + O2 ----
C2H6 + O2 ----
MgS + O2 ----
Старая рукопись
Аллотропные видоизменения химического элемента кислорода
? ?
В атмосфере O2 – … (по объему)
– … (по массе)
На каждые 100 атомов химических элементов земной коры – … атомов кислорода.
Ф. С. O2. – …
Х. С. O2. – …
Источник энергии в нашем организме – …
Осуществляет транспорт O2 в крови человека и животных …
В природе O2 образуется в процессе …
В лаборатории O2 можно получить …
1) …
2) …
Хранение O2 : …
Открыл O2 : …
Название дал …
В А Р И А Н Т 1
- Составьте и запишите уравнения реакций взаимодействия кислорода с калием, магнием, алюминием, углеродом, фосфором и серой (IV). Расставьте коэффициенты и назовите образующиеся вещества. В двух уравнениях укажите окислитель и восстановитель, покажите переход электронов. (4 балла)
- Напишите уравнения реакций горения сложных веществ ацетилена С2Н2 и ZnS, если известно, что при этом образуются оксиды элементов, из которых они построены. (5 баллов)
- В лаборатории для получения кислорода используют реакцию разложения пероксида водорода Н2О2 в присутствии катализатора. Найдите объем кислорода, который можно получить при разложении 17, 3 г Н2О2. (4 балла)
- При разложении воды под действием постоянного электрического тока получают газообразные водород и кислород. Вычислите объемы этих газов, которые можно получить при разложении 100 г воды. (4 балла)
- Сколько литров кислорода можно получить при разложении 3 г перманганата калия KMnO4 (марганцовки), содержащей 2,1 % примесей, если известно, что при этом также образуются манганат калия K2MnO4 и оксид марганца (IV). (5 баллов)
- При разложении хлората калия КСlО3 получают хлорид калия и кислород. Какой объем кислорода можно получить в этой реакции из 36 г хлората калия, содержащего 5 % примесей, если объемная доля выхода кислорода составляет 79%. (5 баллов)
В А Р И А Н Т 2
- Составьте и запишите уравнения реакций взаимодействия кислорода с натрием, кальцием, железом, кремнием, азотом и селеном (IV). Расставьте коэффициенты и назовите образующиеся вещества. В двух уравнениях укажите окислитель и восстановитель, покажите переход электронов. (4 балла)
- Напишите уравнения реакций горения сложных веществ этана С2Н6 и CuS, если известно, что при этом образуются оксиды элементов, из которых они построены. (5 баллов)
- Вычислите объем водорода, который можно получить при разложении в присутствии катализатора пероксида водорода Н2О2 массой 25 г, содержащего 3,2 % примесей. (4 балла)
- Найдите объемы кислорода и водорода, которые можно получить при разложении воды массой 38 г под действием электрического тока. (4 балла)
- В лаборатории газообразный кислород можно получить при разложении при нагревании оксида ртути. Сколько литров кислорода можно получить при разложении 50 г оксида ртути, если объемная доля выхода кислорода составляет 78 %? (5 баллов)
- Марганцовка (перманганат калия KMnO4) массой 2,9 г содердит 1,5 % примесей. Определите объем кислорода, который можно получить при разлжении марганцовки, если объемная доля выхода кислорода составляет 60 %. Известно также, что при разложении перманганата калия образуется также манганат калия K2MnO4 и оксид марганца (IV). (5 баллов)