Актуальность. Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребёнка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьёй человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.
Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные жизненные позиции. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. Согласуя свои действия с семьёй детский сад старается дополнить или компенсировать домашние условия воспитания. Очень важно чтобы условия в семье и в дошкольном учреждении не слишком отличались друг от друга. Главное, чтобы ребёнок как в детском саду, так и дома не наталкивался на стену отчуждения, чувствовал себя комфортно и уютно. Всё это возможно сделать путём использования активных форм и методов работы с родителями. Важно отметить, что мы педагоги детского сада прекрасно осознаём разницу между тем или иным ребёнком, между их семьями, но при этом не делаем различным отношение к ним, между ними. Очень трудно научить детей общению, не обижать других, проявлять сочувствие, терпимость. Ещё труднее в наше время наладить контакт с родителями. Привлечь их к совместной деятельности не только с педагогом, но и друг с другом. Важно суметь донести до родителей цели и задачи своей работы и попытаться совместными усилиями решить их.
Участники проекта. Дети, родители и воспитатели группы «Теремок» МДОУ «ЦРР д/с «Дельфин».
Девиз: «Воспитатели и я, вместе с нами - вся семья»
Проблема:
Творческое взаимодействие родителей и воспитателей по принципу:
Родители + ребёнок + Педагоги д/с – единая образовательная среда
Цель проекта. Создание семейного клуба, который будет способствовать процессу сотрудничества детского сада и семьи, ориентированного на личностное развитие ребёнка.
Задачи.
- Изучить интересы, мнения родителей, их хобби и привлечь к организации творческого досуга детей;
- Организовать консультации специалистов и обмен опыта между родителями;
- Помочь родителям научиться играть со своим ребёнком;
- Обогащать детско-родительские взаимоотношения опытом ведения споров, дискуссий, совместной творческой деятельности.
- Заинтересовать родителей активнее участвовать в жизни детского сада.
План реализации проекта.
- Совместное с родителями планирование работы на текущий год. Определение наиболее актуальных тем для обсуждения на родительских собраниях и консультациях.
- Проведение анкетирования для родителей и детей (опросы, тесты).
- Проведение открытых мероприятий: занятий, утренников и развлечений.
- Расширение средств и методов работы с родителями, используя следующие нетрадиционные формы:
Средняя гр. | Старшая гр. | Подготовительная к школе гр. |
День открытых дверей. | Выставка работ из природного материала «Это нам подарило лето» | Фото выставка «Самая дружная семья» |
Экскурсия – развлечение «В осеннем лесу» | Вечер вопросов и ответов. | Выставка «Семейное хобби». |
Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку. | Конкурс «Письмо Деду Морозу | «Зимние старты» выезд на тур базу. |
Выставка совместного творчества. Рисование «Моя семья». |
Детско - родительская гостиная «Поговорим о ваших правах». | Семейный праздник «Неразлучные друзья – дедушка, бабушка, мама папа и я». |
Как разнообразить семейный досуг. Творческая лаборатория. | Конкурс «А, ну-ка Мама» | Конкурс красоты «Выпускница » |
Разговор при свечах. | Открытое познавательное занятие | Семейный клуб. |
- А так же, путём ежегодного семейного издания стенгазеты «Коллаж интересов», проследить за возрастным изменением интересов детей, привлекая к творчеству всю семью.
Название газеты | Время выпуска |
«Всё, что я люблю». | Вторая младшая группа |
«Как мы отдыхаем». | Средняя группа |
«Что я умею». | Старшая группа |
«Кем я буду». | Подготовительная к школе группа |
Размышляя над тем, как превратить семью в творческого союзника, мы столкнулись с парадоксом, сегодня родителям нужна, с одной стороны, современная, с другой в чем-то абсолютно традиционная подача информации.
Рождается идея – «Газета для родителей»
Цель: Создание нового информационного поля группы по схеме: педагог – родители, родители – родители.
Осознание родителями того, что успех ребенка зависит от их ответственности.
Задачи:
- Просвещать родителей в области педагогики и детской психологии.
- Привлечь родителей к активному участию в деятельности группы.
- Изучить и распространить семейный опыт в воспитании детей.
- Информировать родителей о жизни детей в группе.
Результат проекта:
Добиться высокого уровня при взаимодействии детского сада и семьи путём
активного участия родителей в педагогическом процессе - они первые главные свидетели роста и развития своих детей.
Срок реализации. Три года
Используемая литература:
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. /В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.,; Под. Ред. Т.И.Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М.Гурович: Изд. 3-е переработанное. Детство-Пресс, 2000.
- Взаимодействие ДОУ и семьи./ Сост. О.И. Бочкаёва.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
- Солодянкина О.В. Сотрудничество ДОУ с семьёй: Пособие для работников ДОУ. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2005.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Тавберидзе В.А., Калугина В.А. Организация и содержание работы с родителями. Из опыта родительского клуба «Светлячок». – М.: Школьная пресса, 2008.
- Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2007.
- Занятия по правилам дорожного движения. Под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина,- М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Евдокимова Е.С.Технология проектирования в ДОУ. М., 2006.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. М., 2005.
- Козлова А.В., Дешеулина Р.П Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд: тематическое планирование занятий / авт.- сост. В.Ю. Дьяченко и др.- Волгоград: Учитель, 2007.
- Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. Учреждений.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. ( Здоровье сберегающая педагогика).
- Мери – Энн Кол Дошкольное творчество /Пер. с англ. Е. А. Бакушева.- Мн.: ООО «Попурри», 2005.
- Воробьёва Д. И. Гармония развития: Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. 3-е изд., - СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003.
- Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству.- М.6 ТЦ «Сфера», 2000.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р. Г. Казаковой- М.: ТЦ Сфера, 2004
- Рубрика: Как помочь родителям трудных детей // Ребёнок в детском саду №5 2003.№1,2 2004.
- Консультационные дни для родителей «Сотрудничество» // Ребёнок в детском саду №6 2001.
- Рубрика: Вместе с семьёй. // Дошкольное воспитание № 4, 5 2007.