Цели:
1. углубить знания о языке как многоуровневой системе;
2.способствовать повышению лингвостилистической культуры учащихся, сознательному отношению к явлениям русского языка;
3.совершенствовать умения анализировать текст; способствовать развитию, обогащению и совершенствованию речи и мышлению учащихся.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1) Сообщение темы и целей урока.
2) Слово учителя.
-Вы, конечно, уже знакомы с такими понятиями, как текст, стили и типы речи. Наша задача сегодня: закрепить эти знания. Но для того, чтобы закрепить, их нужно вспомнить. С чего мы и начнём.
3) Представление эпиграфа: «Какая точность во всяком слове! Какая значительность всякого выражения!» (Н.В. Гоголь)
- Чуть позже мы вернёмся к нему. А вы подумаете над этими слова и
скажите, как вы их понимаете.
II. Повторение сведений о тексте, стилях и типах речи.
1) Беседа с учащимися.
-Что такое текст?
-Чем он отличается от предложений?
-С помощью каких языковых средств связываются предложения в тексте?
2) Работа с текстом.
-Сейчас я прочту несколько строк, а вы скажите текст ли это.
Роза распустилась в хорошее майское утро. Когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг неё было всё так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, пронизывавшего её тонкие лепестки розовым светом. В цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла, в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить. Она могла только, склонив свою голову, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был её словами, слезами и молитвой (По В.М. Гаршину).
(Текст раздаётся на парты учащимся, так как в дальнейшем идёт работа непосредственно по тексту).
(Это текст, так как все предложения связаны по смыслу и грамматически; в данном тексте для связи предложений используются местоимения (она, вокруг неё, её) и союзы (но, и, когда); цельность тексту придаёт смысловое единство, т.к. каждый текст заключает в себе определённое содержание, то есть имеет свою тему)
- А что такое тема текста? Какова тема данного текста? ( Тема текста – это то, о чём идёт речь в тексте. Тема данного текста – роза).
-Предложения в тексте определяются только темой? (Нет не только темой, но и основной мыслью, идеей)
- Дайте определение основной мысли текста, определите основную мысль данного текста. (Основная мысль текста – это то главное, что хочет сказать автор своим произведением, то, ради чего он его пишет. В тексте о розе основная мысль – описание радости, счастья, которые испытывает роза, оттого что она живёт.)
- В каких предложениях эта мысль заключается? (Эта мысль заключается в таких предложениях как: «Но вокруг неё всё было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро…; …Если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить»).
- А теперь скажите, в каком стиле написан этот текст? Обоснуйте свой ответ.
- Давайте вспомним, какие ещё стили речи вы знаете (работа у доски) (Приложение 1).
-Приведите по одному примеру каждого стиля (3-4 учащихся).
-А какая наука изучает стили и стилистические средства языка? (Стилистика).
- А какие вы знаете типы организации речи? (работа у доски) (Приложение 2).
-Приведите несколько примеров по каждому типу речи (3-4 уч.).
ФИЗМИНУТКА.
III. Практическая часть. Закрепление.
1) Самостоятельная работа в группах (выполнение на время -10 мин):
первая группа - (Приложение 3);
вторая группа – (Приложение 4). (У данной группы на партах лежат схемы-помощники: «Особенности различных типов речи», «Стили речи»).
2) Индивидуальная работа (3-4 учащихся) (Приложение 5).
3) Игра «Восстанови текст».
Игра проводится в группах. Каждой группе раздаётся разрезанный текст. Задача учащихся: восстановить текст и выполнить к нему задания. Кто быстрее это сделает, тот и выигрывает (тексты группам раздаются одинаковые).
Текст.
Дуб черешчатый – наиболее известный представитель рода, широко распространённый в европейской части России и Западной Европы. Долговечное, мощное дерево до 10 м. высотой, сомкнутых насаждениях со стройным стволом, высоко очищенным от сучьев, при одиноких посадка на открытых местах – с коротким стволом и широкой раскидистой кроной. (Из учебника ботаники для вузов).
Задания.
1.Текст ли это? Докажите.
2. К какому стилю речи относится? Аргументируйте свой ответ.
3. Какова основная мысль данного текста? Обосновать, привести примеры из текста.
( Это текст, т.к. предложения связаны по смыслу и грамматически. Относится к научному стилю речи, потому что в научном описании нет авторской оценки описываемого предмета, язык точен. Употреблены такие термины ботаники: дуб черешчатый, со стволом, высоко очищенным от сучьев; слова употреблены в прямом значении. Первое предложение представляет собой логическое определение. Чтобы создать точное представление о предмете речи (дубе черешчатом), в тексте используются цифры – до 10 м высотой, географические названия. Задача речи (цель высказывания) – сообщить научную информацию (сведения теоретического характера), объяснить причины свойств и явлений, в данном случае – речь идёт о дубе).
4) Работа с эпиграфом.
IV. Подведение итогов.
- У меня на доске две записи. Ваша задача: определить, какая из записей текст. Доказать свой выбор.
Текст 1.
В кустах расцвёл красный цветок. Издали он похож на язычок пламени. Тонкие длинные лепестки его были раскрыты, а на дне поблёскивала капля воды. Цветок покачивался, словно о чём-то думал.
Текст 2.
Осень пришла и завладела землёй. Она одевает стены, крыши, огороды дремотным влажным шелестом. Утренний дождь всегда бывает неожиданным. Жестокие редкие молнии бьют сокрушительно, и долго после каждой из них ходит по оврагам гул.
V. Домашнее задание (дифференцированно).
Вторая группа (слабые учащиеся):
- По данному началу (по своему выбору) написать продолжение, определив для себя тип речевого высказывания и продумав характерные для него детали речи. Учтите, что возможно включение элементов другого типа, если оно уместно.
1) Букет был небольшой, но очень красивый….
2) Каждое растение защищается по-своему. Например, у бузины неприятный запах, он-то и отпугивает всех. А вот…
3) Тигр – одно из самых красивых, мощных и грациозных животных на земле…
Первая группа (сильные учащиеся):
Написать лингвистическую сказку.
1) «Знакомство Стилей и Типов речи».
2) «Текст».
3) « Спор Темы текста и Идеи».