Цель урока и задачи:
- Закреплять знания детей о единицах времени и связи между ними; о временной последовательности событий;
- Совершенствовать навыки решения задач с единицами времени, умения определять время по часам; расширять представления детей о связи математики с окружающим миром, с жизнью; развивать логическое мышление, умение наблюдать, рассуждать.
- Воспитывать бережное отношение к минуте, к времени; прививать навыки использования и соблюдения режима дня учащихся.
Оборудование:
1. Видео: «Часы с кукушкой» (мультфильм).
2. Аудиозапись песни Ю.Энтина «Колокола».
3. Таблицы: «Меры времени».
4. Карточки у учителя: «век», «год», «месяц», «сутки», «час», «минута», «секунда».
5. Карточки у учащихся:
1) к задаче №537.
2) «Соедини равные величины».
3) «Оцени свою работу на уроке» (для рефлексии).
4) «век», «год», «месяц», «сутки», «час», «минута», «секунда».
6. Таблицы с условиями задач и иллюстрациями к ним.
7. Тетрадь «Тесты» (к учебнику математики Н.Б. Истоминой).
8. Модели часов у детей.
I. Организационный момент.
- Прежде чем работать сесть, посмотреть, все на парте есть? Урок математики.
II. Актуализация знаний.
- О чем сегодня пойдет речь на уроке, вы узнаете, посмотреть отрывок из мультфильма (О часах, о времени).
- Какие единицы времени вы знаете?
- Расположите ваши карточки с единицами времени в порядке убывания. (На доске работает ученик.)
- Проверим.
III. Закрепление изученного материала.
1) Арифметический диктант.
- Вспомним, как эти величины связаны друг с другом.
- Закончите мое предложение, показав нужную карточку:
(1) 24 часа содержит одни…сутки
(2) 60 минут составляют 1…час.
(3) 30(31), 28(29) суток – это… месяц.
(4) 60 секунд равны 1…минуте.
(5) 100 лет – это 1…век.
(6) 365(366) суток - продолжается …год.
(7) 1 час составляет 3600…секунд.
2) Решение задачи. (Приложение1)
- Сегодня мы будем решать задачи, используя ваши знания о связи мер времени и узнаем много интересного об окружающем мире.
- Откройте учебники на с.162, задача 537. Прочтите вслух.
- В своих конвертах найдите таблицу к этой задаче.
- Какие величины занесены в таблицу?
- В какую графу надо занести данные: 25 снимков? 2с? 10с? 10 мин.?
- Что известно в 1-ой строке?
- Как найти общее количество снимков?(25*2=50(сн.)).
- Что известно во 2-й строке?
- Как найти общее количество снимков? (25*3=75(сн.))
- Найдите количество снимков, которое сделает кинокамера за 10с. (250сн.)
- Как узнали?
- Можно ли сразу узнать, сколько снимков делает камера за 10 мин.?
(Надо перевести 10 мин. в секунды)
- Запишите в графе «Время». (10 мин. = 600с).
- Как теперь ответить на вопрос? (25*600=15000 (сн)).
3) Упражнение в установлении соответствия между величинами.
- А сейчас послушайте стихотворение.
«У ученицы Ленцовой Анюты- Так чего же не хватало Анюте?
Вот уже год не хватает минуты
Сделать зарядку,
Заправить кровать,
Зубы почистить,
Пирог разжевать,
В дырку просунуть упрямый шнурок,
Прыгнуть в автобус.
Успеть на урок,
Больно смотреть на мученье Анюты,
Нет ли у вас лишней минуты?»
4)Решение примеров. (Приложение1)
- А как вы думаете, много ли можно успеть за 1 минуту? (ответы детей)
- Сейчас мы посмотрим, много ли вы сможете решить примеров за 1 минуту.
- В конверте найдите карточку и прочтите задание: « Соедини равные величины» (10 примеров). Подведение итогов через 1 минуту .
5) Физминутка для глаз:
Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
Тик-так, тик-так!
Все часы идут вот так!
Тик-так, тик-так!
6) Решение задач.
- Откройте тетради.
- Что можно успеть за 1 мин.? 1с.? Об этом расскажут задачи:
В тетради будем писать только выражение к задаче.
(1) Ученик 3 класса имеет технику чтения 120слов в минуту. А сколько слов он читает за 1 секунду?
(120:60=2(сл.))
(2) – А вы знаете сколько ударов в минуту делает сердце человека? (60-80 в покое).
А сердце воробья – 540 ударов в минуту. (Приложение2)
Сколько за 1 сек.? (540:60=9 (уд)).
(3) Сердце колибри бьется с частотой 1200 ударов в мин. Сколько ударов за 1 сек.? (1200:60=20(уд))
(4) Поставьте вопрос на сравнение полученных результатов. (на сколько…) (20-9=11 (уд))
- А сколько может успеть человек за 1 секунду? (ответы детей)
А пчела, летящая с медом, делает за 1 сек. 300 взмахов крыльями, колибри - 80 взмахов, а бабочка 3 взмаха крыльями.
(5) На сколько меньше взмахов крыльями делает колибри, чем пчела? (300-80=220 (вз))
(6) Во сколько раз пчела делает взмахов крыльями больше, чем бабочка? (300:3=100( р.))
- Вот какой удивительный мир природы.
А теперь задание о замечательных людях – космонавтах.
(7) Первый космонавт Ю.Гагарин облетел вокруг Земли за 1ч.48мин.
Сколько минут продолжался полет? (1ч.48мин.=108 мин.)
(8) Космонавты Юрий Романенко и Георгий Гречко 84 дня находились в космосе. Сколько это недель? (84:7=12(н.))
- Давайте посмотрим, какие волшебные слова мы расшифровали, решая задачи:
( Р Е Ж И М Д Н Я )
- Чем же полезен режим дня?
7) Работа с моделью часов.
- Чтобы сохранить здоровье, нужно соблюдать режим дня и помогут нам в этом часы.
- Установите на часах
1. В это время я встаю.
2. В это время я выхожу в школу.
3. В это время я возвращаюсь из школы.
4. В это время я ложусь спать.
- Решите с помощью часов:
Занятия начались в 9 часов и закончились через 4 часа. Какое время покажут часы?
- А какое математическое действие нужно выбрать для решения этой задачи? (+)
- Какое время покажут часы через 3 часа, если сейчас
0 ч.?, 5ч.?, 14ч.?, 21ч.?
- Покажите выбор математического действия. (+)
- Какое время показывали часы 6 часов назад, если сейчас 15ч.? 6ч.45мин.?
- Выбор действия: (-)
8) Физминутка для осанки.
9) Диагностика по материалу. Тесты.
- В тетради «Тесты» найдите тест №54 на с.111.
Время на работу 5 мин.
10) Занимательная задача. (Резерв)
(1) Чтение отрывка из произведения Е.Шварца «Сказка о потерянном времени».
(2) Задача: В один из дней Петя Зубов как всегда опоздал на урок математики на 2 мин., потом целых 3 мин. искал тетрадь, поболтал с соседкой по парте 1 мин., порисовал в блокноте 4 минуты. Сколько времени ученик занимался математикой на уроке, если урок продолжался 45 мин.?
(3) Выбор схемы, походящей к условию.
- Что обозначают цифры 2,3,1,5,4;45?
- Где целое? Части?
- Запишите решение задачи выражением
(45-(2+3+1+5+4)=30(мин) или 45-2-3-1-5-4=30(мин))
- Какой ответ?
- Какой бы вы дали совет Пете?
(4) Чтение отрывка из заключительной части «Сказки о потерянном времени».
IV. Рефлексия (Итог урока).
- Какой теме мы посвятили сегодня работу на уроке?
- Что вам понравилось, запомнилось на уроке?
Подведение итогов работы учащихся.
Выставление оценок учителем.
- А теперь вы сами оцените свою работу на уроке – выберите нужную картинку (карточка для рефлексии).
- В заключение послушайте стихи С.Я. Маршака:
Мы знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои.
А иногда оно течет
Ненагруженное, пустое,
Часов и дней напрасный счет.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки.
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
- Берегите время, не тратьте его напрасно. Заполняйте свои минутки и часы добрыми и умными делами. Урок окончен.
(Выход детей под музыку Ю. Энтина и Е. Крылатова «Колокола»)