Урок русского языка в 4-м классе по теме "Образование прилагательных". Система Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  1. Научить учащихся образовывать прилагательные при помощи суффиксов
  2. Развивать речь учащихся, умение делать выводы, составлять схемы, анализировать, работать на компьютере
  3. Воспитывать коллективизм при работе в группе, бережное, уважительно отношение к семье

Ход урока

1. Приветствие детей. Обсуждение девиза, который поможет детям работать в группах: "Дружно - не грузно". Сегодня в работе вам помогут грамотно писать дружные братья, кто они? "У двух матерей по пять сыновей именами одинаковые" - пальчики. Слайд 1, 2

2. Гимнастика для пальчиков. Под музыку выполняется пальчиковая зарядка.

3. Запись числа, классной работы.

4. Чистописание. Дети записывают в тетрадь соединение букв с доски.

- Какие из соединений являются самостоятельными частями речи? С какой частью речи работаем мы на уроках? (прилагательное). Что мы сейчас записали? (окончание прилагательных). Озвучьте правило написания окончаний прилагательных.

5. Работа по пройденному материалу. Детям предлагаются отрывки из прочитанных произведений с пропущенными прилагательными. Учащиеся записывают прилагательные, указывают число, род, падеж. Слайды 3,4,5,6.

6. Подготовка к изучению нового материала. Все ли знания о прилагательных вы получили? Что еще хочется узнать?

7. Работа в группах. Детям предлагается задание на карточках (подобрать подходящие прилагательные, сделать вывод, как образовались прилагательные и выразить все в схеме (листы для четырех групп с заданиями). Одна группа получает усложненное задание: разобраться, как образовались данные прилагательные и вывод показать на схеме. После обсуждения в группах, приходят к выводу, что прилагательные образуются от основ существительных при помощи разных суффиксов. Слайды 7,8.

8. Закрепление изученного. Детям предлагается образовать прилагательные от существительных с помощью разных суффиксов. Слайд 9. Четверо учащихся выполняют работу на компьютерах: "собрать" прилагательные (существительное +суффикс + окончание). После самостоятельной работы обсуждение.

9. Физминутка. Дети выполняют движения со словами:

Наша классная семья очень дружная всегда.
Мы танцуем и поем, замечательно живем.
Любим рисовать, читать, на компьютере играть.
Скажем мы вам по секрету: любим путешествовать по свету.

10. Творческая работа. Мы сейчас говорили о нашей классной компании. А еще слово семья в каких значениях встречается? А почему сейчас много говорят о семье? 2008 год - это год семьи. Говорят "глаза - зеркало души". Слайды 10,11. А если бы вы заглянули в глаза этому слову, какой бы вы увидели душу семьи? Сейчас я вас хочу познакомить с удивительной семьей, которая живет в нашей стране. Эту семью В.В. Путин пригласил в Москву на церемонию открытия года семьи. Видеосюжет*, Слайд 12.

- Что бы вы сказали об этой семье, используя прилагательные (многодетная, музыкальная, дружная, веселая...) А чем для вас является ваша семья? Напишите о своей семье, пользуясь прилагательными. (Наща семья спортивная, творческая, любознательная...) Какие суффиксы помогли образовать использованные вами прилагательные? Выделите их.

- Прочитайте данные прилагательные и подберите подходящие существительные. Слайд 13. (Малиновое варенье, многосерийный фильм, резиновые сапоги, многоэтажный дом). Можно ли такими прилагательными охарактеризовать семью, давайте попробуем. ( Дети дописывают к своим предложениям в тетради: а еще наша семья малиновая (устно обясняют: потому что все мы любим малиновое варенье), многоэтажная (так как все мы разного роста) и т.д.

11. Итог урока. Над чем мы работали, что нового вы узнали о прилагательных?

12. Домашнее задание. Написать небольшой рассказ о семье, используя интересные прилагательные (малиновая, многоэтажная, воздушная и т.д.).

13. Рефлексия. Какой вид работы вам понравился? Что вызвало затруднения? Спасибо всем за урок! Слайд 14. Дети говорят слова: "Мы желаем всем друзьям замечательной семьи на всем жизненом пути".

*Приложение можно получить у автора статьи

*Видеосюжет можно получить у автора статьи