Технология развития критического мышления на уроке русского языка в 6-м классе (на примере урока "Глагольные суффиксы -ова, -ева, -ыва, -ива")

Разделы: Русский язык


 Технология развития критического мышления известна в России с 1997года. Она развивается в рамках проекта института «Открытое общество» под названием «Чтение и письмо для развития критического мышления». В настоящее время проект реализуется более чем в 16 странах мира и в 5 российских регионах.
Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но ив умении принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.
Основа технологии- трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление и рефлексия. Предлагаю последовать по данной схеме урока «Глагольные суффиксы –ова, -ева, -ыва, -ива»), где технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Урок представляет собой совокупность разных приёмов и техник, ориентированных на поддержание интереса учащихся к процессу обучения, пробуждение исследовательской и творческой активности. Кроме того, ученик поставлен в такие условия, в которых ему приходится самостоятельно осмысливать учебный материал: классифицировать информацию, выделять главное, сопоставлять и т.д.
Рассмотрим стадии технологического цикла на примере урока русского языка в 6 классе (на примере урока «Глагольные суффиксы –ова, -ева, -ыва, -ива).

 Стадия 1 .ВЫЗОВ. В классе на стадии вызова учащиеся получают задание вспомнить всю информацию о глаголе, методом «мозговой атаки» составляют список того, что они знают (или думают, что знают). Такой метод проводится индивидуально с каждым учащимся , затем пары обсуждают записи и лишь после этого выносится на всеобщее обсуждение. Необходимо помнить, что учитель не опровергает даже неправильную информацию, так как учащиеся во время чтения и обсуждения прочитанного отвергнут ненужное самостоятельно. Роль учителя состоит в том, чтобы выступать в роли проводника, заставляя ребят размышлять. На этой стадии формируется мотив к обучению.
Обучаемый активно участвует в вызове того, что он знает по обсуждаемой теме. Каждый пытается сказать то, что уже знает. Таким образом, обучение в данной технологии- не пассивное действие, а активное. Для того, чтобы обучаемые осознанно и критически подходили к пониманию новой информации, необходимо организовать активное участие в процессе обучения. Следовательно , полученные ранее знания(спряжение глагола, вид, время и т.д.) выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний, так как поставленные учениками цели становятся мотивированными. Также на стадии «Вызов» ребята предлагают новые вопросы, например: Как различить написание суффиксов глаголов? Есть ли у них устаревшие формы? Может ли глагол быть дополнением? К концу урока у ребёнка остаются вопросы, и они становятся вызовом, а зачастую являются темой будущего занятия, поскольку статья охватывает конкретную тему. Но новое непременно требует осмысления.
Стадия 2. ОСМЫСЛЕНИЕ. На этой стадии обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями. Форма контакта – чтение текста.
Среди методических приёмов, обеспечивающих активность учащихся и поддерживающих интерес к теме урока, следует отметить «пометки на полях»: знал, узнал, где после работы с текстом и заданиями, закрепляющими знания, каждый ставит перед собой новые вопросы (хочу узнать). Этот приём поддерживает у учащихся активность, интерес и желание движения, созданные во время фазы вызова. Немаловажной задачей является поддержание усилий обучающихся по отслеживанию у них собственного понимания. На этой стадии выполняем ряд упражнений, не забывая о методическом приёме «от простого к сложному, например: Образуй от настоящего времени форму прошедшего, найди и объясни неверное написание суффикса и т.п.
Стадия3.РЕФЛЕКСИЯ. Она необходима не только для того, чтобы учитель получил обратную связь, но и для того, чтобы учащиеся закрепили новые знания, перестроили свои представления, включили в них новые понятия. Именно в этой фазе заключается учение, которое долго служит человеку. Этот анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего пути обучения в устной или письменной форме. Известно, что мысли структурируются и превращаются в новое знание. На стадии рефлексии эффективен такой методический приём, как синквейн, для сильных ребят, а для слабых- работа со словарными словами, имеющими суффиксы, прозвучавшие в теме урока (например, составление текста на определённую тему).
Безусловно, такие приёмы не всегда эффективны, а возможно, и требуют замены на другие, поскольку гуманитарная наука не настолько точна, как математика, да и изобилует исключениями, но на практике показан следующий результат: тема «Глагольные суффиксы –ова,-ева,-ыва,-ива» понята 85% класса на оценку «отлично». Следовательно, применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка является хорошим способом формирования устойчивых знаний учащихся по предмету.

Вспомогательные материалы
Синквейн – это прием рефлексии, схема которого сводится к следующему(в виде ассоциаций по одной тематике):
1.Тема (одно слово - существ-ое), н-р: Суффикс.
2.Два прилаг-ых, н-р: Сложный. Заменяемый.
3.Три глагола,н-р: Измени. Подставь. Проверь
4.Предложение( четыре слова), н-р:
Написание суффикса глагола сложно.
5.Ассоциация (существ-ое), н-р: Сложность.
Текст по теме глагол составляет преподаватель по своему усмотрению, например:
Глагол- это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? Изменяется …. Является в предложении….И т.д.
Из этой статьи ребята должны отметить «+» то, что уже знали, « - «то, что является новой информацией. Написать на полях под знаком «?» то, что хочет узнать.
!!!!!!Информационный лист необходим каждому ученику!!!!!!!
Суффикс «убежал» из слова –
Мы напишем – ева, - ова.
- ыва, ива – остается
И над трудностью смеётся.
Примерные задания к уроку.
НАПИШИ В ФОРМЕ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ
Использовать
Жаловаться
Отплясывать
Танцевать
Попробовать
ЗАМЕНИ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ГЛАГОЛАМИ В НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЕ
Дал совет-
Делать запись-
Оказать содействие-
Затянуть петлю-
Подбросить дров-
Показать фотографии-
Проводил беседу-
Разыграть партию-
Рассказать историю-
МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ.
Выпиши глаголы.
Поставь в неопределённую форму.
Сравни морфемный состав.

Цыганы шумною толпой
По Бессарабии кочуют.
Они сегодня над рекой
В шатрах изодранных ночуют.
( А.С.Пушкин.)
ОЗАГЛАВЬ. ОБОЗНАЧЬ ОРФОГРАММЫ.
Я родился и выр_с в деревн_. Мы, ребятишки, всегда первыми узн_вали новости. Коробейники показ_вали заманчивые картинки.
Я завид_вал богатству бродячих торговц_в и начал рис_вать сказоч()ных героев, а также зверей и домашних ж_вотных. Зимой мы любили по следам распут_вать звери(н, нн)ые хитр_сти. Узн_вали птиц по голосам. Умели им подражать. Крестьянский труд сызмальства знаком мне. Я и п_хал, и сеял, и молотил, пас скотину, возил с лугов сено.
Всё попроб_вал, почу_ствовал. Полюбил тру(д,т)– самую верную опору человека – на всю жизнь.
Коробейники – в дореволюционной России: торговец, вразнос продающий галантерейные товары, мелкие вещи, необходимые в крестьянском быту.
Вразнос – разнося товары по улицам, дворам.
Галантерейные – мелкие принадлежности туалета, личного обихода ( перчатки, ленты, гребёнки, нитки и другие товары).
Туалет – предметы одежды, гардероба.
Сызмальства ( простореч., наречие) – с малых лет, с малолетства.
ЗАПИШИ В НЕОПРЕДЕПЁННОЙ ФОРМЕ. ОБОЗНАЧЬ ОРФОГРАММУ.
УЧАСТВУЮ
РАССКАЗЫВАЮ
БЕСЕДУЮ
СОВЕТУЮ
БАЛУЮ
ПРОСМАТРИВАЮ
ЧУВСТВУЮ
ТРЕБУЮ
РАССЧИТЫВАЮ