Цель: развитие коммуникативных компетентностей младших школьников.
Задачи:
1) продолжить изучение фольклора народов Пермского края;
2) знакомить детей с традициями, обычаями и календарными народными праздниками;
3) прививать любовь и уважение к своему родному краю.
Звучит народная музыка. Появляется Хозяюшка в русском народном костюме:
Мир вам, гости дорогие!
Вы явились в добрый час.
Встречу теплую такую
Мы готовили для вас.
Хозяюшка: Приглашаю вас продолжить наше увлекательное путешествие по фольклорным островам. Мы отправимся туда, где живет фольклор, т.е. произведения, создаваемые народом и передаваемые из уст в уста, из поколения в поколение. Фольклор каждой страны уникален и неповторим, так же как история, культура, обычаи народов нашего Приобвинского края.
- Назовите, на каких островах мы уже побывали?
Дети по карте показывают, что уже посетили острова Народный костюм, Жилище, Праздники, Народные промыслы.
Хозяюшка: Сегодня наш путь лежит на острова Песни и Сказки.
Дорогу нам в путешествии будет показывать проводник. Чтобы узнать, кто это, отгадайте несколько загадок, а из первых букв отгадок составьте слово.
Загадки.
1.Сидит на окошке кошка,
И хвост, как у кошки,
И нос, как у кошки,
И уши, как у кошки,
А не кошка. (Кот)2.Без досок, без топоров
Через речку мост готов,
Он, как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лед)3.Пестрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку. (Утка)4.В небесах, не на земле
Скачет баба на метле,
Страшная и злая,
Кто она такая? (Баба Яга)5.Книги читают,
А грамоты не знают.
Своих глаз нет,
А видеть помогают свет. (Очки)
Черный конь скачет в огонь. (Кочерга)
Хозяюшка:
- Что получилось? Правильно, клубок.
- Катись, клубок, показывай дорогу. Как только ты снова вернешься ко мне, мы окажемся на новом острове.
Дети передают клубок. Звучит музыка.
- Итак, мы причалили к острову Песни.
Раньше в каждой деревне была своя хранительница песен – хороводница. В ее обязанности входило учить с детьми новые песни, водить хороводы. Девочек она учила красиво наряжаться, правильно ходить. И у нас в Карагае тоже есть своя хороводница. Это Кольчурина Анастасия Юрьевна. Встречаем ее и жителей острова ансамбль народной песни «Ярица».
Участники ансамбля исполняют народные песни.
1.Много лет назад в Карагайском районе Пермской области ребятишки особо любили и пели календарные песни. Послушайте и вы и скажите, что это за песенка и когда она исполняется:
Коляда, коляда,
Накануне Рождества.
Мы ходили, искали святую Коляду.
Мы нашли коляду у Ивана во двору.
У Ивана двор на семи столбах,
На восьми верстах.
Мир вам, хозяева!
- Что это за песенка и когда она исполняется?
( Колядка. Исполняется под Новый год, в период Святок ).
2. Сейчас вы услышите фрагмент веселой песни:
Как на Масленой неделе тройки борзые летели.
Саночки с горы неслись, а в печи блины пеклись.
Припев: Ой, блины мои, блины, блины масленые
Ой, блины мои, блины, вы блиночки мои.
Замесила на дрожжах – не удержишь на вожжах.
Припев.
А нас с кумом на блины пригласили две кумы.
Припев.
Ой, кума моя, кумица, печь блины ты мастерица.
Припев.
Напекла, нельзя их счесть, сотен пять, наверно, есть.
Припев.
Со сметаной да с медком, проглотили первый ком.
Припев.
А мы с кумом как подсели, так блины – то все поели.
Припев.
Разыгрался аппетит, блин нежеваный летит.
Припев.
- Что за праздник отмечается печением блинов? С какими упреками обращаются к героине этого праздника?
( Блины пекут на Масленой неделе. Масленицу обычно упрекают в том, что она «обманула, провела, нагуляться не дала», довела «до Великого поста, до редькина хвоста»).
3. А вот грустная девичья песня. Ее исполняли в хороводе вокруг березы, из веток которой завивали венки.
Да уж вы, милые подружки мои,
Да вы подружки мои!
Да зачем вы меня раздеваете?
Да чем же, чем же вам да разглянулася?
Да я кудрявая, да я нарядная была,
А теперь, березынька, да оголенная стою.
Все наряды мои да подаренные,
Все листочки мои, да все свернулися!
Вы подруженьки мои, да отнесите вы меня,
Киньне-бросьте вы меня в речку быструю,
Вы поплачьте надо мной да над березонькой.
- К какому празднику приурочена эта песня? Назовите другие песни этого праздника.
(Гуляние вокруг березки или со срубленной березкой, украшенной ленточками, происходило на Троицу. Известнейшая Троицкая песня – «Во поле береза стояла»).
Хозяюшка:
- Спасибо вам за интересные песни и игры. Оставайтесь с нами. Приглашаем вас продолжить наше путешествие.
Наш клубочек ведет нас дальше.
Звучит музыка. Дети передают клубочек.
Хозяюшка: Мы с вами и сами не заметили, как очутились на острове Сказки. Как на любом острове, здесь есть клад. Только он надежно спрятан. А найти его могут только умные, любознательные, добрые люди, знающие много сказок.
- А вы знаете русские народные сказки?
Хозяюшка: Как много сказок придумано в народе! В одних совершается волшебство, в других рассказывается о животных, которые ссорятся и мирятся, а все они учат уму - разуму.
- Вспомните сказки и отвечайте без подсказки. Только тогда мы сможем отыскать клад.
Викторина.
1.На чем в русских сказках передвигались по воздуху?
(Летучий корабль, ковер-самолет, ступа, вихрь, деревянный орел)
2. Самый знаменитый путешественник в русской сказке, которого знают все – от мала до велика. (Колобок)
3. Самые маленькие по росту герои русских сказок. (Липунюшка, Жихарка)
4. Ходили они, ходили друг к другу, а угоститься в гостях не могли. В какой сказке это происходило? («Лиса и журавль)
5. Какие слова приговаривают в сказках перед очень серьезным делом? («Ложись спать, утро вечера мудренее»)
6. Какое настоящее имя Царевны-лягушки? (Василиса Прекрасная).
7. Кто может позвать Сивку – бурку? (Иван-дурак)
8.В какой сказке есть человек- невидимка? («Поди туда, не знаю куда»).
9. В какой сказке происходит такой разговор: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?»- «Тепло, голубчик…»? («Морозко»)
Хозяюшка:
- Молодцы! На все вопросы ответили. Хорошо сказки знаете. Вот вам и награда – сундук волшебный. А в нем лежат сказочные предметы. Давайте посмотрим и скажем, из каких они сказок.
В сундуке лежат:
Стрела
Сапоги – скороходы
Скатерть – самобранка
Ковер – самолет
Хозяюшка:
- Наше путешествие по острову Сказок продолжается. Оказывается, есть такие сказки, которые можно петь. Одну из таких сказок - «Кошкин дом»- нам сейчас покажут участники ансамбля «Ярица».
Участники ансамбля поют, дети инсценируют ее.
Хозяюшка:
- Вот и пришла пора прощаться. Спасибо вам, жители острова Песни. Сколько песен и игр вы нам подарили! А мы на память о нашей встрече дарим вам подарки, изготовленные своими руками. Для записи новых песен – блокноты. А Вам, Анастасия Юрьевна, фотоальбом. Вы много путешествуете, фотографируйте и собирайте в нем свои фотографии.
Ученики вручают подарки и прощаются с участниками ансамбля.
Хозяюшка:
- Да и нам с вами, ребята, пора домой возвращаться. Приведет нас домой клубочек. Передавая его, скажите, что вам сегодня запомнилось в нашем путешествии.
Сегодня мы прощаемся с вами, но наше путешествие не закончено. Впереди нас ждут новые острова!