часть 1
Цель урока: Изучить на основании данных природных ресурсах сырьевую базу органической химии.
Развивать умения:
1) наблюдать, анализировать, обобщать, делать вывод (работа
с коллекцией, таблицами, схемами);
2) решение задач;
Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам и правильное их использование.
План урока:
I. Уголь:
1. Состав.
2. Виды угля. Коллекция “ Топливо” на столах учащихся
3. Применение:
а) топливо
б) сырьё химической промышленности. (Учебник “Химия-10” Рудзитис стр.
72 схема 5. Таблица №1 − на столах учащихся)
Вывод: уголь является ценным топливом и важным сырьём для органического синтеза.
II. Нефть:
1. Состав нефти ( Таблица №2. − Состав нефти различных месторождений − на столах учащихся);
2. Продукты переработки нефти. (Таблица (на доске) − комментирует ученик; коллекция − на столах учащихся).
3. Применение нефти.
Вывод: Нефть − важное сырьё для получения различных видов топлива и богатое сырьё
для органического синтеза.
Задача: Для выработки 1л бензина расходуется приблизительно 25л Н2О. Сколько воды
надо израсходовать для получения бензина, необходимого для того, чтобы
проехать 300 км, если ваш автомобиль потребляет 3,8л бензина на 25 км пути?
(текст на столах учащихся)
III. Природный газ: Таблица №3 − на столах учащихся
1. Состав. Попутный нефтяной газ
2. Продукты переработки. (Таблица из учебника − стр. 21. Рудзитис, химия-10)
3. Применение. (Кодограмма).
IV. Древесина
1. Состав. (Коллекция “Топливо” − на столах учащихся).
2. Переработка.
3. Продукты переработки древесины. (Кодограмма по таблице, стр. 136, Рудзитис, химия-10).
4. Применение. Кодограмма.
V. Обобщение: вопросы к учащимся:
1. Что общего в составе изученных природных веществ (уголь, нефть, природный и
попутный нефтяной газ, древесина)
2. Используя коллекцию “Органические вещества” − у вас на столах таблицы по
продуктам переработки угля, нефти, природного газа и древесины сделайте
вывод. Используя эти природные вещества можно получить много новых
органических веществ (пластмасса, искусственные ткани, растворители и т. д. )
3. Каким образом мы должны использовать эти ресурсы?
Задача: Нефть, добывается в Саудовской Аравии, содержит 2-3 % серы, рассчитайте, какая масса серной кислоты выпадает в виде осадков при сжигании 1 млн. т этой нефти?
VI. На дом: 1. Решить задачу, её решением объяснить эпиграф
2. Выучить конспект.
Приложение
часть 2
Цель урока: изучить географию сырьевой базы для органического синтеза.
Задачи:
1. Определение запасов и размещений основных месторождений ( ) направление их экспорта, расчёт ресурсообеспечения, определение стран экспортёров и импортёров, особенности добычи и влияние на их себестоимость, особенности транспортировки и её влияние на экологию.
2. Отработка навыков работы со статическими данными, картами, атласами учебника, контурными картами; формирование у учащихся умения анализировать, делать выводы; развитие творческой активности (опережающие задания)
3. Экологическое воспитание школьников.
Оборудование: карта “Полезные ископаемые мира”, контурные карты, карты-схемы учебника, таблицы “Ресурсы, запасы, добыча” (1), “Объём перевозки нефти по океанам” (2), “Добыча природного газа” (3), “Использование древесины для энергетических нужд” (4), фрагменты статьи А. Горкина “Энергетика” (“География” №3, 1993 г.), статьи В.Н. Пшенина “Экологическое последствие деятельности мирового танкерного флота” (“География в школе” №3, 1995 г.); д/п “Добыча каменного угля” (2), “Добыча нефти” (3 шт.), “Загрязнение окружающей среды”, “Заготовка древесины” (2 шт.)
Ход урока:
1. Постановка целей урока обоими учителями. Запись тем в тетради.
2. Вступление географа о использовании полезных ископаемых, об их видах.
3. Характеристика месторождения и добычи угля
а) расчёт ресурсообеспеченности по таблицам;
б) виды добычи угля (демонстрация д/п, определение влияния вида добычи на себестоимость);
в) сообщения учащихся “Современная добыча угля” (работа с картами-схемами и контурами на местах, написание основных месторождений);
г) вывод об изменении способов добычи и перемещения основных её районов к побережью.
4. Химик. Об использовании угля, с коллекциями, таблицами учебника.
5. Географ. Нефть и её добыча
а) расчёт ресурсообеспеченности;
б) “Современная добыча нефти” сообщения учащихся (на местах нанесение на контур центров добычи и переработки нефти, работа с картами0схемами);
в) способы добычи нефти (д/п), определение её себестоимости;
г) сообщение “Транспортировка нефти и экология” (д/п, отрывки из статей, нанесение на контур наиболее нефтезагрязнённых участков морей и океанов с использованием таблицы №2);
д) выход
6. Химик. Об использовании нефти, об её производных (Работа с таблицами, схемами, коллекциями, решение задач).
7. Географ. “Добыча, экспорт, перевозка газа”.
а) сообщение о добыче, перевозках газа, (на местах ребята выписывают в тетрадь страны основные экспортёры газа);
б) виды транспортировки газа;
в) вывод растущей доли сжиженного газа в экспорте.
8. Химик. Использование газа (схема, коллекция).
9. Географ.
а) сообщение “Древесина, как источник энергии” (работа на местах с таблицей “Использование древесины как источника энергии”);
б) вывод о значении древесины как источника энергии для развивающихся стран;
в) д/п “Заготовка древесины”
10. Химик. Древесина − ценное химическое сырьё. (Домашняя задача по экологии).
11. Заключение (подведение итогов, домашнее задание).