Урок теоретического обучения в системе НПО по профессии "Повар". Тема: "Приготовление щей"

Разделы: Технология


Цели урока:

  • Обучающая: Сформировать у учащихся профессиональные знания по приготовлению заправочных супов. Изучить технологию приготовления щей; их разновидности, подачу, требования к качеству и хранение.
  • Развивающая: Научить учащихся находить пути совершенствования своего труда и повышения его эффективности.
  • Воспитательная: Формировать профессионально важные качества личности: творческого и ответственного отношения к труду, активности и самостоятельности в учебно-трудовой деятельности.

Тип урока: Усвоение материала на основе ранее изученного.

Вид урока: Лекция с элементами беседы, дидактическая игра.

Межпредметная связь:

  • Товароведение пищевых продуктов,
  • Санитария и гигиена,
  • Организация производства предприятий общественного питания,
  • Литература.

Комплексно-методическое обеспечение урока: Мультимедийное оборудование, учебник Н.А. Анфимовой “Кулинария”, опорный конспект (приложение 4), алгоритмы, тест-опрос(приложение 3), слайды, карта дефектов щей, (приложение 7), историческая справка (приложение1)

Ход урока

  1. Организационная часть.

Проверка явки обучающихся

  1. Подготовка к изучению нового материала:
  1. Мотивация учебной деятельности: сообщение темы и цели урока. Презентация. Слайд 1-3

Щи – национальное русское блюдо, символ русской кухни.

  1. Актуализация опорных знаний.
  2. Тест для самопроверки домашнего задания. (Приложение 3)

Проверка домашнего задания будет проведена в виде теста из 8 вопросов. На задание отводится не более 5 минут. Слайд4. Учащиеся, выполнив задания проверяют себя, выставляя оценки. Слайд5

  1. Сообщение нового материала.
  1. Историческая справка (приложение 1). Презентация Слайд 6, 7

А какие пословицы или поговорки приготовили Вы? (приложение 2)

Поразительное долголетие щей можно объяснить, пожалуй, их неприедаемостью. Щи не надоедают при частом употреблении. Их можно есть чуть ли не ежедневно в любое время года. Они всегда хороши — в студеную зимнюю пору и в изнывающую жару, когда холодные щи из кваса со льдом и с пряной зеленью становятся особенно необходимыми в рационе питания.

Вкусовая палитра щей поистине необъятна, прежде всего благодаря разнообразию бульонов, на которых их готовят, а также наварам из капусты и других овощей, входящих в рецептуру. И бульоны, и навары служат возбудителями аппетита.

Ребята, сегодня вы конспектирование темы не ведете, вам предлагается опорный конспект (приложение4)

  1. Технология приготовления щей. Слайд8-12

Проблемные вопросы:

  • Щи готовят из всех видов бульонов, которые являются какой основой? (Жидкой).
  • Как будут называться щи приготовленные на воде, крупяных или овощных отварах? (Вегетарианские)?

Несколько слов хотелось сказать о консистенции щей. Щи всех видов могут быть густыми либо жидкими, в зависимости от соотношения воды и массы вложенных продуктов. Когда-то идеальными считались густые щи, в которых “ложка стоит”, или “щи с горкой”, т. е. когда кусок мяса возвышается над поверхностью налитой в тарелку жидкости и гущи. Наши рецепты в сборниках рецептур рассчитаны на щи более чем средней густоты; это означает, что количество жидкости на 1 порцию (500г.) не должно превышать 350 г.

Слайд 13-19

Технология приготовления всех видов щей одинакова. Учитывая продолжительность тепловой обработки продуктов, зная общие правила варки заправочных супов и характеристику отдельных видов щей можно приготовить большой их ассортимент.

Проблемные вопросы:

  • Какие действия нужно проделать с бочком со щами после полного приготовления? (Отодвинуть на край плиты).
  • С какой целью? (Бульон осветляется, жир поднимается на поверхность).
  • В какой последовательности закладываем продукты в суп? (В которой они одновременно должны дойти до готовности)
  1. Разновидности щей. (Приложение 6) Слайд 20,21

Вы знаете, что все супы состоят из двух основ - жидкой и плотной. Жидкая основа - это бульоны и отвары. Плотная - все остальное.

Суточные щи готовили всегда на Руси. Раньше кроме лошадей, средств передвижения не было. Приходилось ехать долго. Вот их и замораживали, брали с собой горшочек. Свои вкусовые достоинства они сохраняли и после размораживания, и были отличным блюдом.

  1. Виды подачи щей. Слайд 22-31
  2. Требования к качеству щей и хранение щей. Слайд 32-35

Проблемные вопросы: Скажите по каким параметрам мы проводим тестирование готовой продукции? (Внешний вид, консистенция, вкус, цвет и запах).

  1. Закрепление материала:
  1. Игра “Домино” (приложение 5)

На карточках справа задан вопрос, на одной из карт слева дан правильный ответ. Справа снова задаётся вопрос и так далее. Игра считается законченной, если на все вопросы дан правильный ответ. Слайд 36,37

  1. Подведение итогов урока:
  1. Подведение итогов работы.
  2. Выводы по уроку.
  3. Объявление оценок.
  4. Выдача домашнего задания: Слайд 38, 39