Цели урока:
- Обучающая:
Тип урока: Усвоение материала на основе ранее изученного.
Вид урока: Лекция с элементами беседы, дидактическая игра.
Межпредметная связь:
- Товароведение пищевых продуктов,
- Санитария и гигиена,
- Организация производства предприятий общественного питания,
- Литература.
Комплексно-методическое обеспечение урока: Мультимедийное оборудование, учебник Н.А. Анфимовой “Кулинария”, опорный конспект (приложение 4), алгоритмы, тест-опрос(приложение 3), слайды, карта дефектов щей, (приложение 7), историческая справка (приложение1)
Ход урока
- Организационная часть.
Проверка явки обучающихся
- Подготовка к изучению нового материала:
- Мотивация учебной деятельности: сообщение темы и цели урока. Презентация. Слайд 1-3
Щи – национальное русское блюдо, символ русской кухни.
- Актуализация опорных знаний.
- Тест для самопроверки домашнего задания. (Приложение 3)
Проверка домашнего задания будет проведена в виде теста из 8 вопросов. На задание отводится не более 5 минут. Слайд4. Учащиеся, выполнив задания проверяют себя, выставляя оценки. Слайд5
- Сообщение нового материала.
- Историческая справка (приложение 1). Презентация Слайд 6, 7
А какие пословицы или поговорки приготовили Вы? (приложение 2)
Поразительное долголетие щей можно объяснить, пожалуй, их неприедаемостью. Щи не надоедают при частом употреблении. Их можно есть чуть ли не ежедневно в любое время года. Они всегда хороши — в студеную зимнюю пору и в изнывающую жару, когда холодные щи из кваса со льдом и с пряной зеленью становятся особенно необходимыми в рационе питания.
Вкусовая палитра щей поистине необъятна, прежде всего благодаря разнообразию бульонов, на которых их готовят, а также наварам из капусты и других овощей, входящих в рецептуру. И бульоны, и навары служат возбудителями аппетита.
Ребята, сегодня вы конспектирование темы не ведете, вам предлагается опорный конспект (приложение4)
- Технология приготовления щей. Слайд8-12
Проблемные вопросы:
- Щи готовят из всех видов бульонов, которые являются какой основой? (Жидкой).
- Как будут называться щи приготовленные на воде, крупяных или овощных отварах? (Вегетарианские)?
Несколько слов хотелось сказать о консистенции щей. Щи всех видов могут быть густыми либо жидкими, в зависимости от соотношения воды и массы вложенных продуктов. Когда-то идеальными считались густые щи, в которых “ложка стоит”, или “щи с горкой”, т. е. когда кусок мяса возвышается над поверхностью налитой в тарелку жидкости и гущи. Наши рецепты в сборниках рецептур рассчитаны на щи более чем средней густоты; это означает, что количество жидкости на 1 порцию (500г.) не должно превышать 350 г.
Слайд 13-19
Технология приготовления всех видов щей одинакова. Учитывая продолжительность тепловой обработки продуктов, зная общие правила варки заправочных супов и характеристику отдельных видов щей можно приготовить большой их ассортимент.
Проблемные вопросы:
- Какие действия нужно проделать с бочком со щами после полного приготовления? (Отодвинуть на край плиты).
- С какой целью? (Бульон осветляется, жир поднимается на поверхность).
- В какой последовательности закладываем продукты в суп? (В которой они одновременно должны дойти до готовности)
- Разновидности щей. (Приложение 6) Слайд 20,21
Вы знаете, что все супы состоят из двух основ - жидкой и плотной. Жидкая основа - это бульоны и отвары. Плотная - все остальное.
Суточные щи готовили всегда на Руси. Раньше кроме лошадей, средств передвижения не было. Приходилось ехать долго. Вот их и замораживали, брали с собой горшочек. Свои вкусовые достоинства они сохраняли и после размораживания, и были отличным блюдом.
- Виды подачи щей. Слайд 22-31
- Требования к качеству щей и хранение щей. Слайд 32-35
Проблемные вопросы: Скажите по каким параметрам мы проводим тестирование готовой продукции? (Внешний вид, консистенция, вкус, цвет и запах).
- Закрепление материала:
- Игра “Домино” (приложение 5)
На карточках справа задан вопрос, на одной из карт слева дан правильный ответ. Справа снова задаётся вопрос и так далее. Игра считается законченной, если на все вопросы дан правильный ответ. Слайд 36,37
- Подведение итогов урока:
- Подведение итогов работы.
- Выводы по уроку.
- Объявление оценок.
- Выдача домашнего задания: Слайд 38, 39
- Презентация
- Приложение 1
- Приложение 2
- Приложение 3
- Приложение 4
- Приложение 5
- Приложение 6
- Приложение 7