Задача современного математического образования в школе – максимально использовать его воспитывающий потенциал, который включает в себя способность действовать на личность каждого отдельного учащегося, дает возможность ему активно участвовать в деятельности школьных коллективов, вступать в различные общественные и личностные отношения. Теоретическую основу здесь составляют общефилософские идеи о роли народа в создании духовной и материальной культуры; о его отношении к наследию прошлого; о сущности традиций и их роли в жизни общества; о своеобразии и самобытности культур различных народов и народностей; о нравственности и нравственном воспитании; об использовании опыта народной педагогики в формировании развития личности.
Связь обучения с реальной жизнью пробуждает у учащихся дух познания, утверждает их веру в силу знания и неограниченные его возможности.
Вечные ценности народной педагогики, ее идеи и опыт необходимо переосмыслить сквозь призму изменяющийся реальности и найти в ней то, что позволить сохранить элементы этнопедагогического подхода к преподаванию учебных предметов.
Фрагменты игр с включением элементов этнопедагогики.
- Игра “Почта”
Класс делится на группы. Каждой группе выдается конверт с заданиями. Каждая команда должна решить вложенные в конверты задания. Правильно решив все задания, учащиеся должны сложить слово, относящееся к быту и жизни якутов. Затем конверт с ответом опускают в специальный ящик.
Каждая команда выпускает стенгазеты по темам: “Веселая математика”, “Старинные русские меры”, “Меры и измерения народа саха”, “Узоры и математика саха”, “Математика и национальная одежда народа саха”. По этим темам проводит мероприятия и конкурсы.
- Игра “Эстафета традиций”
Организаторами и участниками являются работники музея, учащиеся, родители. Работники музея проводят беседы с показом выставочных работ, наглядных пособий, видеоматериалы о жизни, деятельности и культуре древнего народа на тему “Быт, жилье, народные умельцы древнего народа саха” для учащихся.
Прослушав беседу работников музея, ученики демонстрируют свои знания перед родителями. А родители делятся секретами семейных традиций, вспоминают свое детство, знакомят со знаменитыми родственниками, знакомят древом своего рода.
- Игра “Математическое кафе”
Команды получают домашнее задание: оформить стол, используя как можно больше математических понятий и представлений древнего саха. Жюри учитывает и качество оформление стола, и представление команды, и содержание выступления.
- Разминка – решение задач с этнопедагогическими элементами.
Командам предлагаются ситуации. На этом этапе родители вспомнили школьные годы. Наравне с детьми им пришлось и сочинить шуточные приколы из школьной жизни, и показать их.
- “Угадай мелодию” - командам даются подсказки, с помощью которых они должны угадать песню и исполнить ее. Песня – народное богатство. Песни любимых композиторов и мелодистов о родных аласах, детстве, любви вызвали душевную радость родителей разного возраста и они, советуясь с детьми, отвечали на вопросы.
- “Официант, чек!” - жюри оценивает результаты всех выступлений и награждает победителей. Но в игре не оказалось побежденных, все остались довольны результатами. Родители выступили в роли хранителей жизненного опыта, а детям достался урок родительской заботы, поддержки и доброты.
- Турнир смекалистых на тему сказок, загадок, пословиц с математическим содержанием.
Несколько строк из сказки “Старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами”: “Натянули вокруг дома ремень с девятью изгибами, привязали к нему девяносто чубарых жеребят. На правой стороне двора воткнули девять столбов и привязали к ним восемь быков из восьми стад. Пригласили восемь шаманок, начали играть свадьбу”.
Далее проводится беседа о сути названных в сказке чисел, о видах свадеб и о свадебных традициях народа саха.
По сказке “Никита – крестьянский сын” из сборника сказок: “И вот третья задача Мудрой Куо – крестьянской красавицы: она прислала большой струг, груженный оленьей шерстью. Надо сосчитать и сказать, сколько волосинок она прислала. И если будет дан правильный ответ, она примет окончательное решение. Царский сын не справился с этой задачей, а крестьянский сын Никита отвечает правильно.
И что же сказал крестьянский сын Никита? И ребята начинают рассуждать, приводить свои ответы, некоторые это могут даже изобразить.
- Старинные народные задачи-загадки и загадки познавательные с числовым данным:
- “Говорят, есть кусок золота, что и тридцать молодцев не усадит” (младенец)
- “Говорят, старик Ордохон на тридцати ложах лежит” (корни)
- “Говорят, у старика Трофима девяносто пуговиц-застежек” (берестяная лодка)
- “Говорят, смертоносная паутинка, что о семидесяти глазах ячеях в воду нырнула” (сеть, невод)
- Якутские пословицы и поговорки: У ленивого сто отговорок. Добрый молодец, умеющий семь раз крутиться на собственном большом пальце руки.
- Путешествие в сказку “Трудная дележка”
Учащиеся сами рассказывают сказку:
Давным-давно в одном аласе жили-были по соседству богач, середняк и бедняк.
Однажды середняк убил на охоте 5 гусей и принес богатому соседу. А у богача было
2 сына, 2 дочери и он со своей женой, значит, их было шестеро. И вот богач
приказал соседу, принесшему гостинец, самому разделить 5 гусей, да так, чтоб
никому обидно не было.
Бедняк: “Вам тойону – 1 гусь, супруге вашей 1 гусь. Старшему сыну – 1
гусь, младшему – 1. Старшей из дочерей – 1 гусь, а младшей – не хватило. Что-то
не так? Вас 6 человек, а гусей – 5. Что мне делать?”
Старается делить по-другому, ничего не получается. Делит и так, и сяк. Чешет в
затылке – не помогло. Тойон его выгнал, еще приказал его выпороть. Велел
привести бедняка, чтоб он разделил. И вот приходит с поклоном бедный сосед.
Тойон приказывает ему разделить 5 гусей на всех шестерых.
Бедняка: “Вам тойону с супругой – 1 гусь, итого вас стало трое. Сыновьям
1 гусь – и их тоже стало трое. Дочерям 1 гусь – и их стало трое. А мне, как
одному, 2 гуся – и нас стало трое.
Тойон сначала не понял, удивился, потом расхохотался, поблагодарил бедняка за
умную дележку, даже дал ему немного денег за светлую голову. Вот так сметливый
бедняк вернулся домой с двумя гусями, с деньгами, главное, жив и здоров.
Интеграции традиционных культур с современными системами, технологиями приводит к повышению познавательного интереса учащихся к математике.