Цели:
- образовательная – изучить понятия: массив, размерность, индекс;
- развивающая – развивать практическое умение по вводу, выводу и обработке элементов массива и алгоритмический стиль мышления;
- воспитательная – способствовать развитию коммуникативных умений.
Применяемая педагогическая технология: модульная технология.
Тип занятия: изучение нового материала и первичное закрепление.
Форма урока: практическая работа (2 ч.).
Оснащение занятия: компьютеры, электронный тест «Одномерные массивы» (Приложение 1), раздаточный материал (Приложение 1).
Ожидаемый результат: усвоение знаний по теме и формирование навыков составления блок-схем.
Структура модуля и распределение времени
УЭ 0 |
Организационный момент, постановка целей |
2 мин. |
УЭ 1 |
Блок информации 1 |
10 мин. |
УЭ 2 |
Промежуточный контроль |
3 мин. |
УЭ 3 |
Коррекция знаний |
3 мин. |
УЭ 4 |
Блок информации 2 |
15 мин. |
УЭ 5 |
Первичное закрепление знаний и умений |
15 мин. |
УЭ 6 |
Блок информации 3 |
5 мин. |
УЭ 7 |
Первичное закрепление знаний и умений |
25 мин. |
УЭ 8 |
Контроль знаний |
10 мин. |
УЭ 9 |
Подведение итогов занятия |
1 мин. |
УЭ 10 |
Информация о домашнем задании |
1 мин. |
УЭ 0. Цель: познакомиться с типом организации данных «массив», учиться организовывать ввод, обработку и вывод элементов массива.
УЭ 1. Цель: познакомиться с понятиями «массив», «размерность» и «индекс».
Время выполнения 10 мин.
1) Объединитесь в группы по 4 человека. Познакомьтесь с новым материалом:
В течение суток температура воздуха измерялась каждый час. Данные температуры заносились в журнал в виде таблицы:
Час |
1 |
2 |
3 |
4 |
. . . |
24 |
t°C |
23,5 |
23,4 |
23,3 |
23,2 |
. . . |
21,1 |
Для того, чтобы ввести эти данные нам потребуется 24 переменные, перечислять так много переменных неудобно. В других задачах их может оказаться значительно больше. Например: температура воздуха измерялась каждый час в течение года.
«Ленивые» программисты придумали новую организацию данных – массивы.
МАССИВ – упорядоченный набор фиксированного количества однотипных данных (либо целых, либо символьных и т. д.).
Обозначения: если t-имя массива (таблицы), то t[i] – элемент массива (таблицы), где i - номер элемента массива.
Номер элемента массива называют ИНДЕКСОМ, а количество элементов – РАЗМЕРНОСТЬЮ.
Теперь наша таблица будет выглядеть так:
i |
1 |
2 |
3 |
4 |
. . . |
24 |
T |
23,5 |
23,4 |
23,3 |
23,2 |
. . . |
21,1 |
где t[1]=23,5
t[3]=23,3
t[24]=21,1, а размерность=24 (т. к. 24 элемента).
2) Всё, что выделено жирным шрифтом, запишите в тетрадь.
УЭ 2. Цель: контроль усвоения новых понятий.
Время выполнения 3 мин.
1) Ответьте на вопросы теста «Одномерные массивы».
2) Если Вами допущено не более одной ошибки, то переходите к выполнению УЭ 4, а иначе к УЭ 3.
УЭ 3. Цель: восполнить пробелы в знаниях.
Время выполнения 3 мин.
1) Изучи схему: рис. 5.
УЭ 4. Цель: разобрать способы ввода и вывода элементов массива.
Время выполнения 15 мин.
1) Вернемся к примеру с измерением температуры воздуха из УЭ 1. Нам, требуется 24 раза выполнить одно и тоже действие – ввести элемент массива, значит разумно использовать цикл со счетчиком.
Ввод элементов массива в память компьютера.
1-й способ: элементы вводятся с клавиатуры.
24 раза вводим t[i], для i=1 введём t[1], для i=2 введём t[2] и т.д.
В итоге массив будет заполнен 24 элементами, которые мы введём с клавиатуры.
2-й способ: элементы задаются по формуле.
(Часто формула бывает указана), а в нашем случае мы можем заметить, что каждый следующий элемент на 0,1°C меньше, что можно записать так t[i]:=t[i-1]-0.1, где t[i-1] – предыдущий элемент. В итоге 24 раза будет вычислена температура по формуле, и каждое её значение будет храниться в памяти.
Вывод элементов массива на экран.
Рисунок 3. В тетради напишите, как работает эта конструкция.
2) Блок-схемы и всё, что выделено жирным шрифтом, запишите в тетрадь.
УЭ 5. Цель: учиться организовывать ввод и вывод элементов массива.
Время выполнения 15 мин.
1) Составьте блок- схему ввода с клавиатуры элементов массива по температуре воздуха в течение суток и их вывода.
2) Составьте блок-схему ввода и вывода 12 элементов массива KVADRAT, если элементы массива заданы по формуле KVADRAT=x2, где величина x каждый раз уменьшается на 3.
Подсказки:
а) KVADRAT – имя массива, значит формула такая: KVADRAT[i]:=x2;
б) не забудьте предварительно ввести х;
в) х будет уменьшаться в цикле ввода элементов массива.
3) Зарисуйте блок-схемы в тетрадь. Записывайте формулировки.
4) Покажите блок-схемы преподавателю.
УЭ 6. Цель: познакомиться, как осуществляется выбор элементов массива по условию.
Время выполнения 5мин.
1) Усложним задачу о температуре: требуется определить, в какие часы температура была равна 22 градусам.
Конструкция определения часа, когда t=24 будет выглядеть так: Рисунок 4.
Разберитесь, почему?
2) Расскажите преподавателю, как работает эта конструкция.
УЭ 7. Цель: учиться составлять блок-схемы обработки элементов массива.
Время выполнения 25мин.
1) Составьте блок-схемы к задачам. Формулировки и блок-схемы записывайте в тетрадь.
а) Дан массив А из 10 элементов. Найти произведение всех элементов.
Идея:
1) ввести элементы (1 цикл);
2) найти их произведение (2 цикл);
формула Р=Р*а[i];
3) вывести Р.
Замечание: не забудьте присвоить переменной Р начальное значение 1, подумайте почему.
б) Дан массив Y из 16 оценок одного из учеников. Определить количество пятёрок.
Идея:
1) ввести элементы (1 цикл);
2) осуществить выбор элементов равных 5 и подсчитать их (счетчик к увеличиваем на 1), (ветвление в цикле);
3) вывести к.
Дополнительно:
в) Дан массив Т температуры воздуха прошедшей недели. Подсчитать количество дней, когда температура была меньше -10.
Идея:
1) ввести элементы (1 цикл);
2) осуществить выбор элементов меньших –10 и подсчитать их (ветвление в цикле);
3) вывести значение счетчика.
УЭ 8. Цель: контроль знаний.
Время выполнения 10мин.
1) Возьмите листок, подпишите его.
2) Получите задание у преподавателя и выполните его.
УЭ 9. Цель: выяснить достигли ли Вы целей.
Время выполнения 1 мин.
1) Ответьте на предложенные вопросы на листке контроля.
|
|
|
|
да/нет |
|
|
|
|
да/нет |
|
|
|
|
да/нет |
|
|
|
|
да/нет |
|
|
|
|
да/нет |
УЭ 10. Информация о домашнем задании.
1) Выучите новые понятия.
2) Составьте блок-схему нахождения суммы 10 элементов массива введенных с клавиатуры, их среднего арифметического и определяющую, какое из двух вычисленных значений больше.
Литература:
- Поддубная Л.М., Шаньгин В.Ф. Мне нравится Паскаль. – М.: Радио и связь, 1992.
- Васюкова Н.Д., Тюляева В.В. Практикум по основам программирования, Язык Паскаль: Учебное пособие для учащихся сред. спец. учеб. заведений. – М.: Высшая школа, 1991.
- Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография. – М.: Новая школа, 1997.