Урок "Растения России". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: познакомить с особенностями и многообразием растений России.

Задачи:

  • Образовательная. Приучить к изображению карты России. Научить использовать полученные знания о количестве солнечного света и тепла для описания растительного мира России.
  • Воспитательная. Воспитать чувство уважения к необъятным просторам своей страны, многообразию и красоте её растительного мира.
  • Развивающая. Расширить горизонты о размерах России и особенностях растительного мира в различных его уголках. (Слайд 3, приложение 1).

Оборудование: учебник-тетрадь (автор Е.Г.Андреевская учебник 1 часть, урок 16, страница 36); цветные карандаши; энциклопедия тайн и чудес автор З.А. Клепинина «Тайны окружающего мира»; презентация (приложение 1); комментарии к презентации (приложение 2).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Блиц опрос по домашнему заданию

  • Назовите самое высокое дерево, которое прозвали «Отцом леса». (эвкалипт).
  • Какое растение имеет самый крупный цветок. (раффлезия).
  • Какое растение имеет самые крупные листья. (виктория регия).
  • Самое древнее водное растение у него стебли превратились в корневища и стали расти в почве дна водоёма. (лотос).
  • Назовите дерево, которое называют деревом-туннелем. (секвойя).

(Слайд 4, приложение 1).

III. Выявление предварительных знаний учащихся.

  • Что такое карта?
  • Какие бывают карты?
  • Как называется наша страна?
  • Как называется столица нашего государства?

IV. Работа с учебником на странице 36–37. (Слайд 5, приложение 1).

  • Рассмотрите карту. Какая страна представлена на этой карте?
  • Как вам кажется, территория нашей страны большая или маленькая?
  • Как проходят солнечные лучи по территории России?

Вывод: поверхность земли нагревается неравномерно у полиса холодно, к югу теплее.

Физкультминутка.

Учитель называет виды растений (дерево, кустарник или травянистое растение), а учащиеся должны:

  • если название дерева – встать прямо и поднять руки вверх;
  • если название кустарника – встать прямо руки опустить вниз;
  • если название травянистого растения – присесть.

Задания: берёза, одуванчик, чёрёмуха, ландыш, дуб, лопух, сирень, клевер, ольха, орешник, зверобой, облепиха, липа, калина, клён, полынь, мать и мачеха, тополь.

(Слайд 6, приложение 1).

V. Выполнение заданий по учебнику на странице 36.

  • Коллективная работа: по определению жизненных форм растений (кустарники). (Слайд 7, приложение 1).
  • Самостоятельная работа: по определению жизненных форм растений (деревья). (Слайд 8, приложение 1).
  • Затем по определению жизненных форм растений (Травянистые растения) (Слайд 9, приложение 1).

После выполнения проверка.

VI. Беседа по вопросам страница учебника 37.

Вступительное слово учителя. (Слайд 10, приложение 1).

Есть в нашей стране такие места, где почти круглый год – лето. Природа там, богатая. Растения с крупными неопадающими листьями. Но даже там, где солнце щедро отдаёт всё своё тепло, есть места, которые называются – пустынями. Самоназвание говорит о том, что обитателей там не так много. Солнце выжгло землю, растение не в состоянии расти в таких условиях.

– Покажите на карте это место.

Вопрос 2. Назвать растения, растущие на юге России?

Взять красный карандаш и обвести название растения. (Слайд 11, приложение 1).

Вступительное слово учителя. (Слайд 12, приложение 1).

Есть места, где всегда холодно и природа там как будто заморожена. Солнце греет очень слабо. Большее время года на земле лежит снег, а под тонким слоем земли находится мощный пласт так называемой вечной мерзлотой. Корни растения не могут уйти глубоко в землю, и все растения оказываются низкими, тонкими и слабыми.

– Покажите на карте это место.

Вопрос 3. Назвать растения, растущие на севере России?

Взять фиолетовый карандаш и обвести название растения. (Слайд 13, приложение 1).

Вступительное слово учителя. (Слайд 14, приложение 1).

Больше же всего в России территорий, где растения, сбрасывают листву, засыпают на зиму. Земля покрывается снегом, водоёмы льдом и жизнь слегка замирает. Весной растения покрываются молодой листвой и зацветают.

Широка и богата наша страна, своим разнообразным растительным миром.

Вопрос 1. Какие растения нашей местности ты знаешь?

Взять жёлтый карандаш и обвести название растения. (Слайд 15, приложение 1).

VII. Подведение итогов. (Слайд 16, приложение 1).

Планируемые результаты.

  • Представление: Россия огромная страна, и она включает почти все природные комплексы, которые существуют на Земле.
  • Умение: описать растительный мир различных мест России в зависимости от количества солнечного света и тепла.
  • Отношение: растительный мир России многообразен, и каждый вид ценен.

Библиография (Слайд 17, приложение 1).

  • Учебник-тетрадь, автор Е.Г.Андреевская (1 часть, урок 16).
  • Энциклопедия З.А. Клепинина «Тайны окружающего мира».
  • http://country.turmir.com/country_106.html
  • http://lekar-trava.ru/vyazhuschie-5.html
  • http://www.landscape.ru/plant/salix/alba/image/
  • http://read.bestgarden.ru
  • http://molbiol.ru/forums/index.php?showtopic=188819