Цель: познакомить с особенностями и многообразием растений России.
Задачи:
- Образовательная. Приучить к изображению карты России. Научить использовать полученные знания о количестве солнечного света и тепла для описания растительного мира России.
- Воспитательная. Воспитать чувство уважения к необъятным просторам своей страны, многообразию и красоте её растительного мира.
- Развивающая. Расширить горизонты о размерах России и особенностях растительного мира в различных его уголках. (Слайд 3, приложение 1).
Оборудование: учебник-тетрадь (автор Е.Г.Андреевская учебник 1 часть, урок 16, страница 36); цветные карандаши; энциклопедия тайн и чудес автор З.А. Клепинина «Тайны окружающего мира»; презентация (приложение 1); комментарии к презентации (приложение 2).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Блиц опрос по домашнему заданию
- Назовите самое высокое дерево, которое прозвали «Отцом леса». (эвкалипт).
- Какое растение имеет самый крупный цветок. (раффлезия).
- Какое растение имеет самые крупные листья. (виктория регия).
- Самое древнее водное растение у него стебли превратились в корневища и стали расти в почве дна водоёма. (лотос).
- Назовите дерево, которое называют деревом-туннелем. (секвойя).
(Слайд 4, приложение 1).
III. Выявление предварительных знаний учащихся.
- Что такое карта?
- Какие бывают карты?
- Как называется наша страна?
- Как называется столица нашего государства?
IV. Работа с учебником на странице 36–37. (Слайд 5, приложение 1).
- Рассмотрите карту. Какая страна представлена на этой карте?
- Как вам кажется, территория нашей страны большая или маленькая?
- Как проходят солнечные лучи по территории России?
Вывод: поверхность земли нагревается неравномерно у полиса холодно, к югу теплее.
Физкультминутка.
Учитель называет виды растений (дерево, кустарник или травянистое растение), а учащиеся должны:
- если название дерева – встать прямо и поднять руки вверх;
- если название кустарника – встать прямо руки опустить вниз;
- если название травянистого растения – присесть.
Задания: берёза, одуванчик, чёрёмуха, ландыш, дуб, лопух, сирень, клевер, ольха, орешник, зверобой, облепиха, липа, калина, клён, полынь, мать и мачеха, тополь.
(Слайд 6, приложение 1).
V. Выполнение заданий по учебнику на странице 36.
- Коллективная работа: по определению жизненных форм растений (кустарники). (Слайд 7, приложение 1).
- Самостоятельная работа: по определению жизненных форм растений (деревья). (Слайд 8, приложение 1).
- Затем по определению жизненных форм растений (Травянистые растения) (Слайд 9, приложение 1).
После выполнения проверка.
VI. Беседа по вопросам страница учебника 37.
Вступительное слово учителя. (Слайд 10, приложение 1).
Есть в нашей стране такие места, где почти круглый год – лето. Природа там, богатая. Растения с крупными неопадающими листьями. Но даже там, где солнце щедро отдаёт всё своё тепло, есть места, которые называются – пустынями. Самоназвание говорит о том, что обитателей там не так много. Солнце выжгло землю, растение не в состоянии расти в таких условиях.
– Покажите на карте это место.
Вопрос 2. Назвать растения, растущие на юге России?
Взять красный карандаш и обвести название растения. (Слайд 11, приложение 1).
Вступительное слово учителя. (Слайд 12, приложение 1).
Есть места, где всегда холодно и природа там как будто заморожена. Солнце греет очень слабо. Большее время года на земле лежит снег, а под тонким слоем земли находится мощный пласт так называемой вечной мерзлотой. Корни растения не могут уйти глубоко в землю, и все растения оказываются низкими, тонкими и слабыми.
– Покажите на карте это место.
Вопрос 3. Назвать растения, растущие на севере России?
Взять фиолетовый карандаш и обвести название растения. (Слайд 13, приложение 1).
Вступительное слово учителя. (Слайд 14, приложение 1).
Больше же всего в России территорий, где растения, сбрасывают листву, засыпают на зиму. Земля покрывается снегом, водоёмы льдом и жизнь слегка замирает. Весной растения покрываются молодой листвой и зацветают.
Широка и богата наша страна, своим разнообразным растительным миром.
Вопрос 1. Какие растения нашей местности ты знаешь?
Взять жёлтый карандаш и обвести название растения. (Слайд 15, приложение 1).
VII. Подведение итогов. (Слайд 16, приложение 1).
Планируемые результаты.
- Представление: Россия огромная страна, и она включает почти все природные комплексы, которые существуют на Земле.
- Умение: описать растительный мир различных мест России в зависимости от количества солнечного света и тепла.
- Отношение: растительный мир России многообразен, и каждый вид ценен.
Библиография (Слайд 17, приложение 1).
- Учебник-тетрадь, автор Е.Г.Андреевская (1 часть, урок 16).
- Энциклопедия З.А. Клепинина «Тайны окружающего мира».
- http://country.turmir.com/country_106.html
- http://lekar-trava.ru/vyazhuschie-5.html
- http://www.landscape.ru/plant/salix/alba/image/
- http://read.bestgarden.ru
- http://molbiol.ru/forums/index.php?showtopic=188819