Урок "Литературное чтение" (2-й класс) по программе Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Учебные задачи:

  • воспитывать доброе отношение к семье, пожилым людям и детям;
  • сравнивать народные и авторские колыбельные песни;
  • формировать нравственные понятия: материнская любовь, ласка;
  • расширять и обогащать читательский опыт детей.

Учебные умения:

  • учить выразительно читать колыбельные песни, пословицы, диалоги;
  • называть правильно произведение (автор, заголовок).

Оборудование:

  • Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 2. Москва. «Вентана-Граф». 2001 г.;
  • Ефросинина Л. А. Литературное чтение. 2 класс. Рабочая тетрадь. Часть 2. Москва. «Вентана-Граф». 2001 г.;
  • выставка детских книг по теме;
  • портрет Л. Н. Толстого;
  • таблица с пословицами;
  • DVD, диск «Гармония мира» мелодия «Шум летнего сада».

Ход урока

I. Организационное начало урока.

(Мотивационный компонент урока. Эмоционально – положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия, уверенности в своих силах).

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок!
В любимом классе учимся
И все у нас наладится,
И все у нас получится!

II. Работа с произведением.

1. Знакомство с новой темой. Учебник. Рубрика «Обрати внимание».

Самое дорогое для человека – его семья. Семье, любви и дружбе в семье посвящены произведения писателей и фольклора.

2. Знакомство с произведением Л. Н. Толстого «Лучше всех». (Показ портрета писателя, краткая биография).

3. Чтение были про себя.

4. Беседа по содержанию.

  • Подумай, кто для тебя самый лучший на свете? Объясни.
  • Какие слова передают тревогу девочки? Прочитай.
  • Как девочка ответила людям: гордо, радостно, грубо? Прочитай.

5. Работа в тетради (дифференцированно).

Физминутка.

6. Упражнение в выразительном чтении были.

  • определяем задачу: что хотим показать голосом; выбираем тон и темп чтения;
  • наблюдаем за знаками препинания; пробное выразительное чтение уч-ся.

7. Работа над пословицами. Таблица.

При солнышке тепло – при матери добро.

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

  • Как ты понимаешь эти пословицы? Объясни.
  • Запомни эти пословицы.
  • Упражнение в выразительном чтении пословиц.

8. Знакомство с новой колыбельной песенкой. Тихо звучит музыка.

– Беседа. Колыбельные песни входят в нашу жизнь с первым словом матери. Взяв малыша, первый раз на руки, мама начинает напевать. Её песни наполнены любовью и лаской. Убаюкивая малыша, мама рассказывает в колыбельных песнях о «ясном месяце, ветре, солнышке», которые помогут уснуть ребенку.

Эти песни спокойные, добрые, наполненные любовью. Они очень похожи на сказки, такие же напевные, плавные. Младенец слушает ласковый, добрый голос мамы и засыпает.

9. Слушание народной колыбельной песни (Учитель читает или поет).

  • Какое чувство вызывает песенка?
  • Какие слова успокаивают?
  • Какие строчки понравились?

10. Работа с текстом колыбельной песенки.

  • Самостоятельное ознакомительное чтение.
  • Выполнение заданий к тексту. (Как надо читать песенку? Какие слова повторяются?)

11. Обучение выразительному чтению:

  • что хотим показать голосом;
  • выбираем темп и тон чтения;
  • наблюдаем за знаками препинания;
  • учимся читать выразительно про себя;
  • слушание песни в исполнении учителя;
  • пробное выразительное чтение уч-ся (по желанию).

III. Итог урока.

  • Понравился ли вам урок?
  • Чему учат нас прочитанные произведения?
  • Хочется ли вам выучить эту песенку наизусть?

Посмотрите на выставку книг. Как вы думаете, о чем они? Я рекомендую вам взять их в библиотеке и прочитать.

IV. Дом. задание. Записать колыбельную песенку, которую пела вам мама. Принести фотографию, где вы маленький. Мы с вами оформим альбом. Дома научиться читать выразительно песенку или выучить наизусть. Спасибо за урок.