Учебные задачи:
- воспитывать доброе отношение к семье, пожилым людям и детям;
- сравнивать народные и авторские колыбельные песни;
- формировать нравственные понятия: материнская любовь, ласка;
- расширять и обогащать читательский опыт детей.
Учебные умения:
- учить выразительно читать колыбельные песни, пословицы, диалоги;
- называть правильно произведение (автор, заголовок).
Оборудование:
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 2. Москва. «Вентана-Граф». 2001 г.;
- Ефросинина Л. А. Литературное чтение. 2 класс. Рабочая тетрадь. Часть 2. Москва. «Вентана-Граф». 2001 г.;
- выставка детских книг по теме;
- портрет Л. Н. Толстого;
- таблица с пословицами;
- DVD, диск «Гармония мира» мелодия «Шум летнего сада».
Ход урока
I. Организационное начало урока.
(Мотивационный компонент урока. Эмоционально – положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия, уверенности в своих силах).
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок!
В любимом классе учимся
И все у нас наладится,
И все у нас получится!
II. Работа с произведением.
1. Знакомство с новой темой. Учебник. Рубрика «Обрати внимание».
Самое дорогое для человека – его семья. Семье, любви и дружбе в семье посвящены произведения писателей и фольклора.
2. Знакомство с произведением Л. Н. Толстого «Лучше всех». (Показ портрета писателя, краткая биография).
3. Чтение были про себя.
4. Беседа по содержанию.
- Подумай, кто для тебя самый лучший на свете? Объясни.
- Какие слова передают тревогу девочки? Прочитай.
- Как девочка ответила людям: гордо, радостно, грубо? Прочитай.
5. Работа в тетради (дифференцированно).
Физминутка.
6. Упражнение в выразительном чтении были.
- определяем задачу: что хотим показать голосом; выбираем тон и темп чтения;
- наблюдаем за знаками препинания; пробное выразительное чтение уч-ся.
7. Работа над пословицами. Таблица.
При солнышке тепло – при матери добро.
Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
- Как ты понимаешь эти пословицы? Объясни.
- Запомни эти пословицы.
- Упражнение в выразительном чтении пословиц.
8. Знакомство с новой колыбельной песенкой. Тихо звучит музыка.
– Беседа. Колыбельные песни входят в нашу жизнь с первым словом матери. Взяв малыша, первый раз на руки, мама начинает напевать. Её песни наполнены любовью и лаской. Убаюкивая малыша, мама рассказывает в колыбельных песнях о «ясном месяце, ветре, солнышке», которые помогут уснуть ребенку.
Эти песни спокойные, добрые, наполненные любовью. Они очень похожи на сказки, такие же напевные, плавные. Младенец слушает ласковый, добрый голос мамы и засыпает.
9. Слушание народной колыбельной песни (Учитель читает или поет).
- Какое чувство вызывает песенка?
- Какие слова успокаивают?
- Какие строчки понравились?
10. Работа с текстом колыбельной песенки.
- Самостоятельное ознакомительное чтение.
- Выполнение заданий к тексту. (Как надо читать песенку? Какие слова повторяются?)
11. Обучение выразительному чтению:
- что хотим показать голосом;
- выбираем темп и тон чтения;
- наблюдаем за знаками препинания;
- учимся читать выразительно про себя;
- слушание песни в исполнении учителя;
- пробное выразительное чтение уч-ся (по желанию).
III. Итог урока.
- Понравился ли вам урок?
- Чему учат нас прочитанные произведения?
- Хочется ли вам выучить эту песенку наизусть?
Посмотрите на выставку книг. Как вы думаете, о чем они? Я рекомендую вам взять их в библиотеке и прочитать.
IV. Дом. задание. Записать колыбельную песенку, которую пела вам мама. Принести фотографию, где вы маленький. Мы с вами оформим альбом. Дома научиться читать выразительно песенку или выучить наизусть. Спасибо за урок.