Цель урока: (слайд № 2, приложение 1).
- Вторичное осмысление известных знаний, выработка умений и навыков по их применению;
- Развитие познавательной активности, творческих способностей;
- Воспитание интереса к предмету;
- Формирование умений применять математические знания к решению практических задач.
Оборудование: интерактивная доска SMART Board, презентация Microsoft Power Point (приложение 1), учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений «Алгебра-8», авторы Ю.Н.Макарычев и др., (М.: Просвещение, 2004), раздаточный материал (индивидуальные задания, приложение 2).
Ход урока
№ |
Этапы урока |
деятельность |
номер слайда |
время |
|
учителя |
ученика |
||||
1 |
Организационный момент |
Подключает оборудование. Сообщает тему урока и его цели. |
Готовятся к уроку. |
№ 1, № 2. |
2 мин. |
2 |
Исторические сведения |
Начиная с XIII в. итальянские и другие европейские математики обозначали корень латинским словом RADIX (корень) или сокращённо R, затем Rx. В ХV в. Н.Шюке писал: R2 вместо . Используемый в настоящее время знак корня произошёл от обозначения, которое применяли итальянские математики ХV–XVI в. Они обозначали квадратный корень точкой впереди числа или выражения. В скорописи точки заменялись чёрточками, позже перешедшие в символ V. Так в рукописи 1480 г., написанной на латинском языке, один такой символ перед числом (V) означал квадратный корень, два таких символа (VV) – корень 4-й степени, а три знака (VVV) – кубический корень. Вероятно, из этих обозначений впоследствии и образовался знак, близкий к современному знаку, но без верхней черты. Этот знак встречается впервые в немецкой алгебре «Быстрый и красивый счёт при помощи искусственных правил, обычно называемых Косс», изданной в 1525 г. В Страсбурге. В 1626 году нидерландский математик А.Жирар, сочетая знак немецких математиков с показателями Шюке, ввёл близкое к современному обозначение, которое стало вытеснять знак R. Лишь в 1637 году Рене Декарт соединил знак корня с горизонтальной чертой, применив знак корня. |
Слушают. |
№ 3. |
4 мин. |
3 |
Постановка проблемы |
Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Повторить определение квадратного корня, отработать навыки различных действий с квадратными корнями, его свойства. Особенностью сегодняшнего урока станет то, что мы будем совершать путешествие по звёздному небосклону и узнаем много нового из области астрономии, касающееся небесных созвездий. |
Слушают. |
|
2 мин. |
4 |
Устные задания. |
Большая Медведица – самое известное созвездие, которое объединяет около 140 звезд. Одна из частей этого созвездия «Ковш», включает в себя наиболее яркие звезды, имеющие собственные имена. |
|
|
7 мин. |
Задание (устно): Узнайте названия звёзд. Для этого вычислите значения выражений («а»–«к»), вынесите число из-под знака корня («л»–«о»), внесите число под знак корня («т»–«ц»). «А» «Л» «Т» |
Ответ: «А»=–2 «Л»= «Т»= |
№ 5, № 6. |
|
||
5.1 |
Решение задач. |
Сравнительно небольшое число звезд на небе имеют собственные имена. Большинство этих названий имеют, греческое или латинское происхождение. Задание № 1: по совпадающим ответам узнать, что означают названия некоторых звезд. Для этого вычислить значения выражений, содержащих квадратные корни. |
2 ученика вызываются к доске. |
№ 7, № 8. |
5 мин. |
1-й ученик. АЛГОЛЬ РИГЕЛЬ АНТАРЕС |
Ответы: 1-й ученик: =48 =125 =72 |
||||
2-й ученик. «НОГА ВЕЛИКАНА» «ЗВЕЗДА ДЬЯВОЛА» «α» В СОЗВЕЗДИИ ОРИОНА |
2-й ученик: =125 =48 =72 АЛГОЛЬ – «звезда дьявола». РИГЕЛЬ – «нога великана». АНТАРЕС – «α в созвездии Ориона». |
||||
5.2 |
Решение задач. |
В звёздные каталоги занесено около 4 млн звёзд. Однако собственные имена имеют лишь наиболее яркие из них. |
1 ученик у доски. |
|
3 мин. |
Задание № 2. Узнайте, сколько звёзд внесено в каталоги под собственными именами. Для этого вычислите значение выражения. |
Ответ: 275. |
№ 9. |
|||
5.3 |
Решение задач. |
В «путешествии» по небесным просторам среди бесчисленных звёзд и туманностей легко заблудиться, если нет под рукой звёздной карты или каталога. Людей, которые измеряли координаты звёзд на небе в древности, называли звездочётами. Сегодня таких людей называют астрометристами. Автором самого древнего каталога, дошедшего до нашего времени, был Гиппарх, живший во (А) в. до н.э. В этом каталоге были описаны (Б) звёзд. |
Тот же ученик. |
|
5 мин. |
Задание № 3. Вычислить: А) Б) |
Ответ: А) 2 Б) 850 |
№ 10. |
|||
6 |
Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой. |
Выполнение самостоятельной работы состоит из двух заданий (этапов). 1-й этап. Звезды на небе объединены в группы-СОЗВЕЗДИЯ. Наиболее яркая звезда в каждом созвездии обозначается буквой α. Далее по мере убывания яркой звездой обозначаются последующими буквами греческого алфавита β, ν, б и т.д. |
|
|
14 мин. |
Задание № 1. Сократите дроби. Используя найденные результаты и данные таблицы, узнайте собственные названия α-звезд в некоторых созвездиях. |
№ 11, № 14. |
||||
1-й вариант. Лира Лебедь Волопас
|
Ответы: Лира Лебедь Волопас
|
||||
2-й вариант. Телец Возничий Большой пёс |
Ответы: Телец Возничий Большой пёс
|
||||
2-й этап. В астрономической литературе, в календарях используются специальные знаки. Некоторые из них возникли в глубокой древности и представляют собой символические фигуры созвездий, схематические изображения светил и планет. |
|
№ 15, № 16. |
|||
Задание № 2: Вычислить: 1-й вариант. 1) 2-й вариант. 1) |
Ответы: 1-й вариант. 1)=18 – Нептун 2-й вариант. 1)=16 – Венера |
||||
8 |
Домашнее задание |
|
Открывают дневники и записывают домашнее задание (№ 342, 345 (б), 347). |
№ 12. |
2 мин. |
9 |
Итог урока |
Итак, сегодня на уроке мы повторили различные действия с квадратными корнями, определение арифметического квадратного корня и его свойства, узнали много нового и интересного о небесных созвездиях. |
Слушают. |
|
1 мин. |