Урок: "Разнообразие и красота растений" по окружающему миру (1-й класс), с применением ИКТ. УМК "Гармония"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели: закрепить видовое разнообразие растений, многообразие размеров, форм; сформированность понятий «дерево, кустарник, травянистое растение», «овощи, фрукты»

Развитие речи и творческих способностей уч-ся, воспитание доброты, отзывчивости и чувства прекрасного, уважения к крестьянскому труду. Воспитывать экологическую культуру

Ход урока

I. Оргмомент

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие. Мы побываем в лесу, в поле, в саду и огороде. Поговорим о Красной книге Оренбургской области. Кто догадался, какие знания мы с вами будем закреплять? Кто поставит учебную задачу?

Итак, мы путешественники. Наш девиз: «Любить и охранять родную природу!»

II. Первая остановка «Лесная полянка»

На какие группы делим растения?

(деревья, кустарники, травы.)

– Нельзя себе представить землю без деревьев. Мы любим осинки, берёзовые рощи, сосновые боры. У всех деревьев разные листья, стволы, кора. Одни растут на сухих песках, другие – среди болот или по берегам рек и озёр. И все деревья красивы.

По наличию листвы какие бывают деревья?

Какие деревья растут в нашей местности?

(Ответы детей)

Дуб легко узнать даже поздней осенью или зимой по его мощному стволу и толстым веткам. Своими корнями дуб крепко держится в земле и хорошо противостоит ветру. Дуб очень крепкий. Не могут его согнуть ни ветер, ни мороз. Дуб – долговечное дерево: живёт он 400-500 лет, а иногда до 2000 лет.

Ель, как и сосна, является жемчужиной русского леса Ель – теневыносливое растение. Еловую древесину любят создатели музыкальных инструментов. Из еловой древесины делают мебель и бумагу.

Лиственница – хвойное дерево, но не вечнозелёное, как ель и сосна. Она каждую осень сбрасывает свои иголки и весной вновь распускает их. Лиственница – самое распространённое дерево в России. Она занимает девятую часть всей нашей территории, а это в 5 раз больше территории Франции.

Мир полон чудес. В лесу тоже встречаются удивительные деревья.

Есть ли молочное дерево?

Есть, оно растёт в Бразилии. Его называют дерево-корова. Чтобы подоить его, надо надрезать кору и в подставленную кружку потечёт белая струйка. По вкусу этот древесный сок напоминает молоко.

Баобаб – мощное коренастое африканское дерево. Диаметр ствола достигает 4 метра , но описаны случаи, когда он достигает в обхвате 35 метров.

У дерева-фляги удивительная способность накапливать «про запас» воду. Во время дождей оно раздувается, а потом худеет.

У пузатой пальмы ствол похож на удава, проглотившего козу, а эта «коза» и есть не что иное, как хранилище воды.

Крупные кактусы тоже создают очень большие запасы воды.

Кустарники

Много в лиственных лесах разных кустарников – орешник, малина, шиповник, калина.

Ягоды шиповника – это копилка витаминов. Напитки из сухих ягод очень полезны.

Калина – в её плодах витамина С больше, чем в лимоне, много железа.

Лесная малина – не только корм для птиц и животных, но и для человека прекрасное лекарство при простуде. Также большую пользу приносят ягоды кустарников- смородины, ирги, вишни.

Разнообразны травянистые растения.

Ландыш – распускает нежные белые лепестки своих цветков. Осенью на месте цветков краснеют бусинки ягод. Но они ядовиты К ядовитым относятся ягоды вороний глаз, и волчье лыко. Ягоды растут в лесу, на болоте, их выращивают в садах. Съедобные ягоды надо собирать бережно, сохраняя веточки и листочки. На лугах растут – колокольчик, клевер, мышиный горошек. Травы мягкие, сочные. Летом заготавливают сено на корм домашним животным.

Среди травянистых растений тоже есть удивительные. Какая трава крепче дерева?

Бамбук – это трава, которая крепче деревьев. Среди злаковых культур бамбук вырастает в тропиках с пятнадцатиэтажный дом. За сутки он вырастает на полметра. Но растёт недолго. Всего 40 дней. Растёт бамбук в жарких странах, но есть и у нас – на Дальнем Востоке и Кавказе.

Практическое задание. (у каждого ребёнка листок с силуэтом дерева)

«Дорисовать деревья»: 1 вариант – лиственные, 2 вариант – хвойные

Взаимопроверка. Какое дерево нарисовал Коля? (Лиственное, осину)

Вывод: Среди растений различают кустарники, деревья, травы. У деревьев один одревесневший стебель – ствол, у кустарников их несколько. У травянистых растений стебель мягкий. Деревья и кустарники бывают хвойными и лиственными. Осенью у лиственных меняется окраска листьев и начинается листопад. Листья хвойных деревьев остаются зелёными весь год. У лиственницы хвоинки осенью желтеют и опадают.

Растения, которые растут самостоятельно, называют дикорастущими. Растения, которые выращивает человек, называют культурными.

3. Вторая наша остановка «ПОЛЕ»

Каждый день ты ешь хлеб, картофель, салаты из капусты, моркови, свёклы. Все эти продукты человек получает от растений. Хлеб пекут из муки, а муку получают из зерна.

К зерновым растениям относят пшеницу, рожь, ячмень, овёс.

Рассказ «Всё здесь»

Надя с бабушкой пошли на поле. Колосьев на нём очень много. Надя спросила:

– Бабушка, а тут что растёт?

– Хлеб, внученька!

– Хлеб?! А булки где?

– И булки здесь, внученька.

– А баранки?

– И баранки здесь.

– А пряники?

– И пряники здесь. Всё здесь, внученька.

Надя смотрит на колосья. Хочет угадать: где тут хлеб, где булки, а где пряники?

Кто объяснит, откуда возьмутся булки да пряники?

«Продолжи предложение»

Чёрный хлеб пекут из (ржи),
Белый из (пшеницы),
Геркулес делают из (овса),
Перловую крупу – из (ячменя)

Кто объяснит пословицу «Хлеб – всему голова»?

Почему надо бережно относиться к хлебу и уважать труд хлеборобов?

Физминутка

Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише –
Деревцо всё выше, выше!

4. Третья остановка «Огород и сад»

Что происходит с растением, когда отцветают его цветки?

Появляются плоды. (Дети отгадывают загадки)

Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Куда ни приду,
Всех до слёз доведу. (лук)

Привязан кустик к колышку,
На кустике – шары:
Бока подставив солнышку,
Краснеют от жары. (помидоры)

Микробов он сбивает с ног,
Ну а зовут его – … (чеснок)

Нарядилась Алёнка
В сарафан зелёный,
Завила оборки густо.
Узнаёшь её? …..(капуста)

Нужнее всех из овощей
Для винегретов и борщей (свекла)

Зелёные ребятки
привязаны к грядке (огурцы)

Итак, что мы вырастили на огороде? овощи

Гуляя по саду у нас получился вот такой рассказ:

Тёплый лучик солнечный золотой иголочкой
Сарафаны вишен ягодками вышил.
И на щёчке яблочка появилась ямочка,
А на сливе синей почему-то иней.
Словно красна девица грушевое деревце:
У него все детки праздничной расцветки.
А какое у них общее слово? фрукты

– Наше путешествие подходит к концу.

Но не всегда в природе всё хорошо.

Растения нуждаются в нашей защите и в бережном отношении. Некоторые растения могут исчезнуть по вине человека. Такие растения включены в список Красной книги Оренбургской области. Почему она красная? Красный цвет предупреждает нас – стой. Остановитесь! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно. Сейчас на земле в опасности 25 тысяч видов растений. Надо обязательно знать растения своего края, которые не следует рвать. Весной и летом все любят собирать в букеты цветы. А знаете ли вы, что в нашей местности РЯБЧИК РУССКИЙ на грани исчезновения, АДОНИС ВЕСЕННИЙ, ЧИНА ЛИТВИНОВА, Полынь солянковидная, КОВЫЛЬ. (дети читают стихи)

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Остаётся нам каждое лето.

Тюльпан Биберштейна – этот цветок появляется один из первых, сразу из-под снега, его рвут, делают букеты, но не так их много осталось.

Цветок весны, идущий к нам по снегу, –
Простой цветок.
но сколько он несёт
добра и радости, и счастья человеку.

Просят о помощи «НЕ РВИТЕ!» ветреница, гвоздика, купена, ландыш.

Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит,
Мне кажется: его задень,
И он тихо зазвенит.

Кувшинка, лилия, купальница, ирис, колокольчик.

Колокольчики мои, цветики степные,
Что глядите на меня, тёмно-голубые?
И о чём звените вы в день весёлый мая,
Средь некошеной травы головой качая.

– Этот список можно продолжать и продолжать.

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

И чтобы такое не случилось, мы должны помогать природе, беречь её.

К урокам по теме дети рисовали растения. Учитель показывает рисунок, а ученик отмечает: дерево, кустарник или травянистое растение; лиственное, хвойное; дикорастущее, культурное, ядовитое, занесено в Красную книгу.

Я благодарю за работу на уроке всех, кто отвечал, (прошу встать этих детей), за рисунки, которые вы подготовили к уроку. Спасибо. Урок закончен.

Презентация