Тип урока: контроль и учет знаний.
Цели урока:
образовательные:
- обобщение и систематизация знаний учащихся об организации хранения разнотипных данных, особенностях применения массивов и матриц для данной цели;
- моделирование процесса использования реальных данных и их обработка в соответствии с вариантом задания;
- продолжение формирования понятий «база данных», «информационно-поисковая система», выявление типовых задач, решаемых данными средствами;
- контроль сформированности и прочности навыков использования типовых алгоритмов и конструкций программировании;
- выявление и контроль навыков работы учащихся при работе в среде TP.
развивающие:
- развитие логического и абстрактного мышления, внимания и памяти, отработка навыков самостоятельной pаботы;
- развитие компьютерной грамотности, эстетической культуры.
воспитательные:
- воспитание работоспособности, усидчивости, ответственности, умения планировать и организовывать заботу.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Постановка задания. Инстpукция к его выполнению.
- Индивидуальное выполнение зачетного задания.
- Прием отчетов по работе.
- Подведение итога урока.
Оборудование:
- индивидуальные рабочие места учащихся за ПК;
- программное обеспечение – среда ТurboPascal;
- раздаточный материал (варианты заданий). (См. Приложение 1)
Предварительная подготовка к уроку:
- формирование умений и навыков программирования алгоритмов для обработки разнотипных данных, организованных в таблицу
- подготовка к зачетному уроку по индивидуальному заданию, полученному ранее; предварительный разбор аналогичного задания. (См. Приложение 2)
Ход урока
1. Организационный момент. Цель и план занятия
На протяжении ряда уроков мы изучали возможности среды программирования ТР, учились моделировать ситуации и составлять алгоритмы решений различных задач с ее помощью.
Сегодня у нас итоговый урок, где вам нужно будет в ходе выполнения индивидуальных заданий показать все, чему вы научились за это время
2. Актуализация знаний
На последних уроках мы работали над организаций хранения разнотипной информации в табличной форме и учились различным способам обработки таких данных. Подобная ситуация очень часто встречается на практике при решении различных задач. Для таких видов работы созданы специальные программы – базы данных, т.е программы для хранения, изменения и обработки больших объемов информации. Наряду с ними используются и информационно-поисковые системы, выполняющие следующие функции:
- Хранение большого объема информации
- Быстрый поиск нужной информации
- Добавление, удаление изменение информации
- Представление и вывод данных в удобном виде.
Такой способ организации работы очень удобен в электронном офисе. В ходе выполнения индивидуальных заданий вы моделировали ситуации, с которыми ежедневно встречаются люди, использующие компьютерную технику на своих рабочих местах.
Краткая характеристика вариантов заданий. Учащимся были предложены карточки, моделирующие работу с базами данных в следующих сферах деятельности:
- Организация досуга
- Концертный директор
- Туристическая фирма
- Торговля
- Школа
- ГИБДД
- Прокуратура
- Менеджмент фирмы
- Видеопрокат
- Зоопарк
- Больница
- Бюро знакомств
- Биржа труда
- Риэлторская контора
3. Постановка задания. Инстpукция к его выполнению
Каждому из вас было предложено задание, предполагающее ситуацию, в которой для обработки данных используются возможности ТР. Какие возможности среды вы использовали?
При выполнении заданий вы должны продемонстрировать умения по работе в среде ТР, проектированию таблицы и заполнению ее исходными данными, представлению данных в наиболее удобном формате, составлению формул для нахождения связей, сортировке и поиску данных по запросам пользователя.
По итогам работы необходимо оформить отчет, содеpжащий название pаботы, таблицу с исходными данными и pезультатами их обpаботки. Работа должна быть представлена учителю.
Кpитеpии оценки
При оценивании работы будут учитываться полнота и правильность выполнения заданий, оптимальность выбора средств для решения задачи, точность и аккуратность при оформлении отчета. Особо акцентируется внимание на требования к работам на оценку «5» (задания 3-7 оформить как процедуры, вывести на экран список возможных действий как меню (с нумерацией), организовать вызов процедур обработки через меню с помощью оператор выбора Case).
Инструкция к выполнению задания. Пояснения к вопросам учащихся.
- Индивидуальное выполнение зачетного задания.
- Прием отчетов по работе.
- Подведение итога урока.