Зачётное занятие по разделу "Организация хранения и обработки данных средствами среды Turbo Pascal"

Разделы: Информатика


Тип урока: контроль и учет знаний.

Цели урока:

образовательные:

  • обобщение и систематизация знаний учащихся об организации хранения разнотипных данных, особенностях применения массивов и матриц для данной цели;
  • моделирование процесса использования реальных данных и их обработка в соответствии с вариантом задания;
  • продолжение формирования понятий «база данных», «информационно-поисковая система», выявление типовых задач, решаемых данными средствами;
  • контроль сформированности и прочности навыков использования типовых алгоритмов и конструкций программировании;
  • выявление и контроль навыков работы учащихся при работе в среде TP.

развивающие:

  • развитие логического и абстрактного мышления, внимания и памяти, отработка навыков самостоятельной pаботы;
  • развитие компьютерной грамотности, эстетической культуры.

воспитательные:

  • воспитание работоспособности, усидчивости, ответственности, умения планировать и организовывать заботу.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка задания. Инстpукция к его выполнению.
  4. Индивидуальное выполнение зачетного задания.
  5. Прием отчетов по работе.
  6. Подведение итога урока.

Оборудование:

  • индивидуальные рабочие места учащихся за ПК;
  • программное обеспечение – среда ТurboPascal;
  • раздаточный материал (варианты заданий). (См. Приложение 1)

Предварительная подготовка к уроку:

  • формирование умений и навыков программирования алгоритмов для обработки разнотипных данных, организованных в таблицу
  • подготовка к зачетному уроку по индивидуальному заданию, полученному ранее; предварительный разбор аналогичного задания. (См. Приложение 2)

Ход урока

1. Организационный момент. Цель и план занятия

На протяжении ряда уроков мы изучали возможности среды программирования ТР, учились моделировать ситуации и составлять алгоритмы решений различных задач с ее помощью.

Сегодня у нас итоговый урок, где вам нужно будет в ходе выполнения индивидуальных заданий показать все, чему вы научились за это время

2. Актуализация знаний

На последних уроках мы работали над организаций хранения разнотипной информации в табличной форме и учились различным способам обработки таких данных. Подобная ситуация очень часто встречается на практике при решении различных задач. Для таких видов работы созданы специальные программы – базы данных, т.е программы для хранения, изменения и обработки больших объемов информации. Наряду с ними используются и информационно-поисковые системы, выполняющие следующие функции:

  • Хранение большого объема информации
  • Быстрый поиск нужной информации
  • Добавление, удаление изменение информации
  • Представление и вывод данных в удобном виде.

Такой способ организации работы очень удобен в электронном офисе. В ходе выполнения индивидуальных заданий вы моделировали ситуации, с которыми ежедневно встречаются люди, использующие компьютерную технику на своих рабочих местах.

Краткая характеристика вариантов заданий. Учащимся были предложены карточки, моделирующие работу с базами данных в следующих сферах деятельности:

  1. Организация досуга
  2. Концертный директор
  3. Туристическая фирма
  4. Торговля
  5. Школа
  6. ГИБДД
  7. Прокуратура
  8. Менеджмент фирмы
  9. Видеопрокат
  10. Зоопарк
  11. Больница
  12. Бюро знакомств
  13. Биржа труда
  14. Риэлторская контора

3. Постановка задания. Инстpукция к его выполнению

Каждому из вас было предложено задание, предполагающее ситуацию, в которой для обработки данных используются возможности ТР. Какие возможности среды вы использовали?

При выполнении заданий вы должны продемонстрировать умения по работе в среде ТР, проектированию таблицы и заполнению ее исходными данными, представлению данных в наиболее удобном формате, составлению формул для нахождения связей, сортировке и поиску данных по запросам пользователя.

По итогам работы необходимо оформить отчет, содеpжащий название pаботы, таблицу с исходными данными и pезультатами их обpаботки. Работа должна быть представлена учителю.

 Кpитеpии оценки

При оценивании работы будут учитываться полнота и правильность выполнения заданий, оптимальность выбора средств для решения задачи, точность и аккуратность при оформлении отчета. Особо акцентируется внимание на требования к работам на оценку «5» (задания 3-7 оформить как процедуры, вывести на экран список возможных действий как меню (с нумерацией), организовать вызов процедур обработки через меню с помощью оператор выбора Case).

 Инструкция к выполнению задания. Пояснения к вопросам учащихся.

  1. Индивидуальное выполнение зачетного задания.
  2. Прием отчетов по работе.
  3. Подведение итога урока.