Цель проекта: разработка, апробация и трансляция модели адаптационной группы «Пирамидка» для детей раннего дошкольного возраста (от 1 до 2 лет) не посещающих ДОУ.
Задачи проекта:
- Создание целостной системы воспитания детей раннего дошкольного возраста от 1 года до 3 лет на базе МДОУ детский сад №10 «Теремок» за счёт создания дополнительной адаптационной группы кратковременного пребывания для детей от 1 года до 2 лет, не посещающих ДОУ.
- Более полный охват дошкольным образованием детей дошкольного возраста.
- Оказание педагогической и психологической помощи родителям, воспитывающих детей в домашних условиях.
- Создать благоприятные условия адаптации к социальному миру детей раннего возраста, облегчить вхождение в коллектив сверстников.
- Практическая реализация модели социального партнёрства дошкольного учреждения с родителями, другими социальными учреждениями города.
Основная идея проекта – создать благоприятные психологические условия адаптации детей к детскому саду, повысить и закрепить престиж МДОУ детский сад № 10 «Теремок», сделать его привлекательным для семей, имеющих детей дошкольного возраста. Оказание социальных услуг населению, привлечение дополнительных средств финансирования ДОУ.
Актуальность проекта
Каждое дошкольное образовательное учреждение, ступившее на путь развития, в своей деятельности осуществляет, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка), учитывает интересы, потребности самих детей. Эта линия задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребёнка, использование или неиспользование которых может иметь серьёзные последствия?
С психолого-педагогической точки зрения – это ранний детский возраст от одного года до трёх лет. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребёнка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребёнка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью.
Но главное состоит в том, что в этом возрасте ребёнок овладевает умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие, а именно способность понимать и активно пользоваться языком в общении людьми. Через речь, которой ребёнок овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. Так же ребёнок открывает для себя назначение многих предметов и начинает не просто манипулировать ими, а действует с ними по-человечески. У ребёнка формируется предметная деятельность. На втором году жизни ребёнок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него проявляются предметные игры-подражания. Они представляют собой первые шаги к символизации, связанной с усвоением норм и форм поведения взрослых, а далее с формированием у ребёнка определённых личностных качеств. Позднее появляется сюжетно-ролевая игра, в которой ребёнок копирует способы обращения людей с предметами и общения друг с другом в различных ситуациях.
Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупленность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Проблема социальной адаптации ребёнка не нова, однако до сих пор остаётся одной из актуальных в силу трансформации определённых ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процессе воспитания детей. Социальная адаптация ребёнка перестаёт рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к новым условиям окружающей среды.
Перерастая рамки проблемы приспособления ребёнка к новой социальной ситуации в ДОУ, она выходит в совершенно иную плоскость изучения.
- Как максимально адаптировать ДОУ к потребностям и интересам конкретного ребёнка?
- Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребёнка к новым условиям?
- Как включать детей, не посещающих ДОУ, в общий контекст возрастного развития?
Проблема адаптивности в современном обществе очень актуальна и значима. На ранних этапах развития личности основные механизмы социализации и жизнеосуществления базируется на психофизиологических возможностях детского организма интегрироваться в контекст определённой социальной ситуации развития. Определяя социальную адаптацию как процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, исследователи подчёркивают, что сущность человека такова, что он занимает активную по отношению к ситуации позицию и преобразует условия в большей степени, нежели собственную природу.
Ожидаемые результаты проекта (локальный уровень):
- Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.
- Формирование социального заказа к конкретному учреждению на ранней ступени дошкольного образования.
- Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
- Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
- Решение конкретных проблем в вопросах воспитания детей дошкольного возраста на этапе раннего возраста.
- Улучшение материально-технической базы конкретного учреждения за счёт привлечения дополнительных средств.
Механизмы реализации проекта:
- Определение социального запроса на адаптационную группу в ДОУ среди жителей микрорайона города.
- Разработка содержания и форм работы адаптационной группы.
- Диагностика результативности работы адаптационной группы, мониторинг качества образовательных и консультационных услуг.
- Обобщение результатов реализации проекта.
Социальные партнёры МДОУ детский сад №10 «Теремок»:
- Управление образования муниципального Осинского района
- Администрация городского поселения.
- Центральная районная больница, детская консультация.
- Центр планирования семьи и репродуктивного здоровья.
- Городская библиотека.
- Центр народной культуры.
- Комитет по делам молодёжи.
- Комитет социальной защиты населения
- Дошкольные учреждения г. Оса.
Описание проекта «Пирамидка»
Предмет разработки: Образовательная программа адаптационной группы «Пирамидка» с кратковременным пребыванием в ДОУ детей раннего возраста от 1 до 2 лет численностью от 5 до 8 детей (возможна и индивидуальная работа с ребёнком) совместно с родителями или лицами их заменяющими (бабушка, няня, тётя и т.д.).
Основные направления проекта:
- Создание адаптационной группы детей с 1 года до 2 лет на базе МДОУ д/с №10 «Теремок» с целью подготовки детей к поступлению в детский сад без тяжёлых форм адаптации, предотвращения дезадаптационных явлений.
- Совместное участие в развитии и воспитании родителей ребёнка и педагогов, установление продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи.
- Совместная работа детской консультации, центра планирования семьи и ДОУ по формированию осознанной воспитательной функции семьи, установления личностного контакта матери и ребёнка.
- Создание необходимых и обогащённый условий раннего разностороннего развития детей раннего возраста.
- Формирование контингента воспитанников ДОУ, принимаемых в ДОУ с 2 лет имеющих равную подготовленность к посещению детского сада.
Программа выполнения работ по проекту:
2006–2007 учебный год. I этап «Подготовительный». Анализ опыта работы групп раннего возраста в данном учреждении, других ДОУ города. Изучение спроса родителей на данный вид услуги через рекламную акцию. Составление штатного расписания, сметы доходов и расходов. Разработка программы, сетки совместных мероприятий с детьми, содержания работы. Подбор необходимого оборудования и создания условий в ДОУ. Налаживание контактов с социальными партнёрами.
2007–2008 учебный год. II этап «Основной». Запуск и апробация различных форм работы с детьми и родителями адаптационной группы. Закрепление контактов с социальными партнёрами.
2008–2009 учебный год. III этап «Обобщающий». Подведение практических итогов реализации проекта, педагогическая диагностика адаптации детей к ДОУ, посещающих группу «Пирамидка», опрос удовлетворённости родителей и педагогов, итоги мониторинга качества данной услуги. Оформление окончательной модели адаптационной группы «Пирамидка».
Предполагаемые результаты проекта:
- Разработана образовательная программа работы адаптационной группы «Пирамидка» ориентированная на социальный заказ родительского общества, личностно-ориентированное взаимодействие.
- Создание консультативного центра молодой семьи по вопросам воспитания детей, не посещающих детский сад.
- Создание системы совместного подхода к решению проблем воспитания детей дошкольного возраста, сохранения и укрепления их здоровья (физического и психического).
- Увеличение доли детей, проходящих адаптацию к ДОУ в лёгкой степени, без стресса и заболеваний до 95%.
- Привлечение дополнительных внебюджетных средств на нужды образовательного процесса и оздоровления детей дошкольного возраста, повышение уровня оплаты труда педагогов ДОУ.
- Стабильная привлекательность учреждения для родительского контингента микрорайона города.
- Укрепление и совершенствование материально-технической базы ДОУ.
Научно-методическое обеспечение проекта.
В современной педагогической литературе представлено три точки зрения на социализацию:
- Процесс адаптации к окружающему миру (приспособление – главное средство и цель социализации);
- Совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит, репродуцирует определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих адекватно функционировать в обществе (И. С. Кон);
- Процесс развития человека во взаимодействии с окружающей средой (А.В. Мудрик).
Данные точки зрения на социализацию можно рассматривать одновременно и как этапы социального развития ребёнка (от адаптации к интеграции и дифференциации), однако в конкретной воспитательной работе всё-таки необходимо обеспечивать условия для активного взаимодействия ребёнка с окружающей действительностью в процессе вхождения в мир культуры и преобразования внутреннего мира на этой основе.
Социализация определяется:
- Как процесс включения человека в социальную практику, усвоение общественного опыта через выполнение определённой роли в практической деятельности;
- Процесс усвоения человеком существующих в обществе норм, ценностей и типичных форм поведения, а также установление индивидуальных норм, отвечающих интересам общества.
Л.С. Выготский рассматривал социализацию как присвоение индивидом общественного опыта, культуры, так называемое «окультуривание» ребёнка через взаимодействие с носителем социального опыта. При этом опыт перерабатывается и возвращается в культуру в виде определенных индивидуальных достижений.
Общее для всех точек зрения на социализацию: в ходе взаимодействия с социумом человек «окультуривается», персонализируется (проявляет себя как активную и изменяющую других людей личность) и персонифицируется (становится индивидуальностью).
В.В. Зеньковский в работе «Психология детства» подчёркивает, что личность ребёнка может нормально развиваться лишь в социальных условиях. Задача воспитания, по мнению автора, в том и заключается, чтобы эти социальные условия не подавляли, а питали личность, а с другой стороны, чтобы личность проявляла себя не в грубом самоутверждении, но в истинном сотрудничестве с другими людьми.
Отечественная традиция в психолого-педагогиечских исследованиях выделяет основными формами развития ребёнка стихийные и организованные виды активности. Они в свою очередь, выступают материальной основой реализации механизмов социального становления ребёнка. Развитие этих взглядов представлено в современных исследованиях В.В. Давыдова (о новообразованиях в дошкольном возрасте и развитии личности), М.И. Лисиной, исследовавшей роль и развитие общения на ранних этапах онтогенеза, Н.И. Непомнящий, рассматривавшей базовые, относительно неизменные на всём протяжении жизненного пути личностные образования психики, Е.Е. Кравцовой (о возрастных образованиях и логике развития дошкольника) и другие.
На основе исследований Л.Я. Олифиренко, Т.И. Шульги, и.Ф. Дементьевой можно выделить специфику социализации детей:
- У детей корректируются базовые ценностные ориентации, закрепляющиеся на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум;
- Дети усваивают социальные нормы как предписанные регуляторы поведения;
- У детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения (мотивационно-потребностная сфера).
В этом смысле выходом из создавшегося положения видится организация комплексного сопровождения социальной адаптации ребёнка, в том числе в рамках ДОУ. Главная роль в этом процессе отводится специально организованной социально-педагогической деятельности по оказанию помощи и поддержки, направленных на благоприятную социализацию ребёнка.
Существует несколько направлений в организации оптимального режима адаптации ребёнка к детскому саду. Базовое и наиболее эффективное направление, складывается в процессе взаимодействия ДОУ и семьи. Именно в тесном сотрудничестве с ней возможно создать необходимые условия для благоприятного развития ребёнка.
Для успешной адаптации ребёнка к режиму ДОУ необходимо создавать группы кратковременного пребывания ребёнка за 6–8 месяцев до его поступления в ДОУ. Родители с детьми могут посещать ДОУ один раз в неделю: утром или вечером, позднее – через 2–3 месяца (с учётом пожеланий родителей и рекомендаций специалистов) 3 раза в неделю (музыкальные занятия, занятия по физической культуре, изобразительной деятельности, чтению, математике, ознакомлению с окружающим). Эти услуги платные.
Образовательная план-программа адаптационной группы «Пирамидка»
Период |
Содержание |
Ответственный |
Сентябрь |
Ознакомление с помещением ДОУ, предназначенным для занятий с детьми:
|
Заместитель заведующей по ОВР. |
Заключение договора с родителями, утверждение режима посещения занятий. |
Заведующая ДОУ. |
|
Октябрь–май |
Занятия с детьми в присутствии родителей. |
Воспитатели-предметники. |
Консультации, семинары-практикумы с родителями. |
Педагоги-специалисты. |
|
Родительский клуб «Мамина школа». |
Медико-психолого-педагогическая служба. |
|
Апрель |
Заключение договоров на постоянное посещение ДОУ детей с 2 до 7 лет. |
Заведующая ДОУ. |
|
Посещение семей, знакомство с педагогами группы раннего возраста. |
Воспитатели группы «Кроха». |
Август |
Адаптационный период в ДОУ (без присутствия родителей). |
Воспитатели группы «Кроха», педагог-психолог, фельдшер ДОУ. |
Октябрь |
Медико-психологопедагогический консилиум «Результаты адаптационного периода». |
Заместитель заведующей по ОВР. |
Занятия проводятся в группе детского сада с выходом детей в музыкальный и спортивный залы.
Время проведения занятий для малышей с 11.00 до 12.00 для детей 1.6–2 лет, с 18.00 до 19.00 для детей с 1 года до 1,6 лет.
В это время все помещения детского сада свободны (дети гуляют, или большинство забрали домой). В выходной день. Дети на занятия приходят после дневного сна.
При записи в группу родители приносят справку от педиатра о здоровье ребёнка.
Финансово-экономическое обоснование проекта
Экономическая эффективность данного проекта определяется его ключевой идеей – оказание социальной услуги населению и привлечение дополнительного финансирования ДОУ, создание дополнительных мест для детей раннего возраста не посещающих ДОУ с 1 до 2 лет, дополнительная заработная плата педагогическим работникам, создание системы гарантированного предоставления мест в ДОУ. Экономическое обеспечение проекта строится на внебюджетной основе.
Необходимый объём финансирования методического сопровождения проекта «Пирамидка»:
- Научно-методическое обеспечение проекта – 1000 руб.
- Оплата педагогического персонала – 10 000 руб.
- Проведение консультаций, семинаров – 3 000 руб.
- Канцелярские расходы – 3 000 руб.
- Рекламные буклеты, статьи в СМИ – 2 000 руб.
- Издание методического сборника – 5 000 руб.
- ИТОГО: 24 тыс. руб.
Необходимый объём финансирования по проекту
№ |
Разделы проекта |
Сумма проекта (тыс. руб.) |
Вложения ДОУ |
Вложения родителей, социальных партнёров |
1 |
«Здоровячок». |
10 |
5 |
5 |
2 |
«Маленький Рафаэль» |
2,6 |
1,3 |
1,3 |
3 |
«Весёлые нотки» |
12 |
4 |
8 |
4 |
«Мамина школа» |
6 |
4 |
2 |
|
ИТОГО |
30,6 |
14,3 |
16,3 |
При подготовке Проекта «Пирамидка» использована методическая литература:
- Алямовская В. Ясли – это серьёзно. – М.: Линка-Пресс, 1999.
- Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
- Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М.: Линка-Пресс, 1999.
- Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
- Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в ДОУ: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2002.